Методические указания для курсантов по подготовке к семинарам

Рассматривая содержание стадии назначения и подготовки к судебному заседанию, необходимо обратить внимание, что это самостоятельная стадия уголовного процесса, в которой судья изучает и проверяет поступившее в суд уголовное дело и выясняет наличие достаточных оснований для рассмотрения этого дела в судебном заседании. Если такие основания имеются, судья принимает решение о назначении судебного заседания, дает распоряжение о проведении подготовительных действий, и дело переходит в следующую стадию уголовного процесса - стадию судебного разбирательства.

После принятия судьей решения о назначении судебного заседания обвиняемый становится подсудимым.

Институт подсудности следует отличать от процессуального института подследственности уголовных дел. При его изучении рекомендуется обратить внимание на конкуренцию видов подсудности и ее изменение. Здесь возможен анализ подсудности в увязке со ст. 47 Конституции РФ; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1); а также с Постановлением Конституционного Суда по делу о проверке конституционности положений ст. 44 УПК РСФСР от 16.03.98 г. (Вестник Конституционного Суда. 1998. № 3), ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах (Библиотечка «Российской газеты». 1999. Вып. № 22-23.).

При подготовке вопроса следует уяснить содержание признаков подсудности: родового (предметного); 2) территориального; 3) персонального; 4) по связи дел.

Значение института подсудности заключается в том, что он упорядочивает судопроизводство, способствует его оперативности, обеспечивает реализацию в российской правовой системе международных стандартов (т.е. имеет важное социально-политическое значение).

Начинать изучение стадии назначения и подготовки к судебному заседанию курсанту рекомендуется через ее признаки, а именно: задачи стадии; участники стадии; средства стадии; сроки стадии; решения, принимаемые в данной стадии. Это позволит сформировать о ней целостное представление и уяснить ее сущность.

Следует учитывать, что через данную стадию проходит каждое уголовное дело, направляемое прокурором в суд, и структурно она подразделяется на две самостоятельные и тесно взаимосвязанные между собой части.

Первая часть стадии начинается с момента поступления дела в суд и длится до принятия судьей решения о назначении судебного заседания (ст. 231 УПК). Ее цель - выяснить юридические основания назначения судебного заседания. В первой части стадии назначения и подготовки к судебному заседанию разрешаются вопросы, которые условно можно разделить на две группы.

Первую группу составляют вопросы, разрешаемые судьей единолично. Они перечислены в ст. 228 и 231 УПК. Вторую группу составляют вопросы, которые судья единолично разрешить не вправе. Они подлежат рассмотрению с участием сторон на предварительном слушании. К ним, в частности, относятся вопросы об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, о возвращении уголовного дела прокурору, о приостановлении или прекращении уголовного дела, о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Данные вопросы перечислены в ст. 229 УПК в виде оснований предварительного слушания.

Вторая часть стадии начинается после принятия судьей решения о назначении судебного заседания и длится до начала судебного заседания. Ее назначение - создать условия для проведения судебного заседания или, иными словами, подготовиться к его проведению. В связи с этим ее можно условно именовать подготовительной частью стадии.

На этом этапе судья разрешает организационные вопросы. Он дает распоряжение о вызове в судебное заседание лиц, указанных в постановлении о назначении судебного заседания, принимает иные меры по подготовке судебного разбирательства (ст. 232 УПК).

Уяснению содержания вопросов темы способствует ознакомление с содержанием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. №28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. №2, с изм.) и п.п.13-15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5.03.2004 г. №1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. №5).

Понимание оснований принятия судом решения о возвращении дела прокурору невозможно без тщательного изучения правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости направления на дополнительное расследование дел, поступивших в суд (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.1999 г. №7-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. №4) и необходимости расширительного толкования ч.1 ст.237 УПК (Постановление Конституционного Суда РФ от 8.12.2003 г. №18-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. №1).

Сложным для самостоятельного изучения является и вопрос об избрании (оставлении без изменения) мер пресечения – домашний арест и заключение под стражу и сроках их действия в стадии подготовки к судебному разбирательству. Самостоятельное принятие судом решения без исследования доводов сторон недопустимо, что отражено в новой редакции ст.228УПК РФ и в решениях Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 8.04.2004 г. №132-О // Собрание законодательства РФ 2004. №24. Ст. 2477; Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 г. №4-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №3). В последнем решении так же сформулирована правовая позиция, согласно которой срок содержания под стражей, установленный ст.109 УПК, исчисляется до момента принятия решения судом на стадии подготовки к судебному разбирательству.

Стадия судебного разбирательства - основная, центральная стадия уголовного процесса, поскольку в ней решаются главные вопросы любого уголовного дела: о виновности или невиновности подсудимого; о применении (неприменении) к нему уголовного наказания и какого именно. Поэтому предшествующие ей стадии, являясь подготовительными по отношению к ней, выполняют вспомогательные задачи, создают условия (предпосылки) к рассмотрению дела в суде. Последующие стадии – проверочные, корректирующие, но не решающие дела по существу.

Как и любую стадию уголовного процесса, стадию судебного разбирательства можно изучать по определенной схеме: место ее в системе уголовного судопроизводства (об этом сказано выше); специфические задачи; присущие ей средства; субъекты; моменты начала и окончания стадии; временные границы; итоговые решения.

При изучении общих условий судебного разбирательства возможно проведение аналогии с общими условиями предварительного расследования. Применение аналогии позволит подчеркнуть преемственность и стадийность уголовного процесса. Вместе с этим необходимо помнить, что общие условия судебного разбирательства касаются состава суда, условий его деятельности, порядка участия субъектов в судебном заседании, пределов рассмотрения уголовного дела судом.

Предусмотренные законом общие условия судебного разбирательства представляют собой непременные организационные и правовые основы реализации демократических принципов уголовного процесса при непосредственном отправлении правосудия по уголовным делам. Осуществление и соблюдение этих основ должно создавать предпосылки для правильной юридической оценки обстоятельств дела, их объективного и всестороннего исследования. Глава 35 УПК РФ «Общие условия судебного разбирательства» определяет сущность и некоторые особенности этих условий, последовательность проведения судебных действий в названной стадии уголовного судопроизводства.

Соблюдение условий непосредственности и устности судебного разбирательства является непременной предпосылкой самостоятельности исследования судом обстоятельств дела с соблюдением принципа состязательности. Непосредственность и устность судебного разбирательства выступают в качестве внешних форм исследования представленных в судебное заседание доказательств (ст. 240 УПК). Важно уяснить значение письменных документов предварительного расследования в свете требования непосредственного исследования доказательств судом.

Поскольку непосредственность предполагает исследование доказательств из первоисточника, необходимо при изучении вопроса повторить положения темы «Доказательства и доказывание» в части классификации доказательств.

Следует учитывать, что законодатель допускает возможность некоторых отступлений от принципа непосредственности в случае недоступности источника доказательств личному восприятию судей в ходе судебного разбирательства и его содержательной незаменимости. К таким случаям, в частности, относится оглашение ранее данных показаний участников. На основе анализа ст. 276, 281 сформулируйте условия правомерности отступления от принципа непосредственности при оглашении показаний.

С учетом того, что непосредственность – требование, относящееся к этапу судебного следствия, определите, почему она отсутствует в так называемом «Особом порядке судебного разбирательства» (раздел X УПК).

Следует учитывать, что предпосылкой полной реализации принципа непосредственности является устная форма исследования доказательств в судебном заседании. Устность означает обязанность суда непосредственно в судебном заседании заслушать показания подсудимого, свидетеля, потерпевшего и других участников судебного разбирательства, а все имеющие значение для дела протоколы и иные документы должны оглашаться полностью или частично.

Одним из процессуальных средств обеспечения непосредственности исследования доказательств в судебном разбирательстве закон устанавливает неизменность состава суда по конкретному уголовному делу. При изучении данного общего условия следует обратить внимание на содержание обстоятельств, лишающих судью возможности продолжить участие в судебном разбирательстве, требующем его замены, а также на соотношение правил неизменности (ст.242 УПК) и ст. 329, ч. 4 ст. 333 УПК, предусматривающих замену присяжного заседателя запасным

Гласность судебного разбирательства представляет собой одну из форм социального контроля за деятельностью суда (судьи) по отправлению правосудия. Открытое судебное заседание во всех судах позволяет присутствующим гражданам, представителям средств массовой информации непосредственно наблюдать за осуществлением судебного разбирательства и на этом основании самим судить об обоснованности обвинения, личности подсудимого, справедливости вынесенного приговора. Гласность служит известной гарантией соблюдения судьями предусмотренных законом прав и интересов участников судебного разбирательства, выполнения судьями требований беспристрастности и иных профессиональных, этических норм ведения процесса по конкретному делу.

Следует учитывать, что перечень случаев закрытого судебного разбирательства является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, открытое разбирательство является общим правилом, а закрытое судебное заседание представляет исключение из общего правила.

При уяснении содержания данного общего условия необходимо обратить внимание на права лиц, не являющихся участниками, на фиксацию хода процесса.

Также следует иметь в виду, что в юридической литературе выделяется общая гласность и гласность сторон, полная и ограниченная гласность.

Для наиболее полного усвоения содержания отдельных общих условий необходимо изучить правовые позиции Конституционного и Верховного судов, указанные в перечне литературы.

При изучении структуры судебного разбирательства следует уяснить, что в соответствии с действующим законодательством стадия судебного разбирательства делится на пять относительно самостоятельных частей: подготовительная часть, судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого, постановление приговора. В совокупности они составляют структуру судебного разбирательства. Каждая часть стадии имеет свои собственные задачи и содержит логически завершенный перечень действий суда (судьи) и участников уголовного процесса. Структура стадии судебного разбирательства универсальна. Ее форма позволяет исследовать обстоятельства любого совершенного преступления. Через стадию судебного разбирательства фактически проходят все дела, поступающие в суд.

При изучении подготовительной части необходимо учитывать, что в ней разрешаются вопросы, связанные с возможностью рассмотрения уголовного дела судом. Здесь важно для себя уяснить последовательность действий суда по выяснению обстоятельств, необходимых для принятия решения о начале судебного следствия.

При изучении судебного следствия представляется важным усвоить порядок производства отдельных процессуальных действий, направленных на установление предмета доказывания по уголовному делу. К их числу относятся допросы подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов, назначение и производство экспертизы и т. д.

Названные действия необходимо отличать от следственных действий, осуществляемых следователем при расследовании уголовного дела. В связи с этим рекомендуется выделить черты сходства и различия между действиями, производимыми в суде и на предварительном следствии.

При этом особое внимание необходимо обратить на положения закона, препятствующие установлению истины по делу и осуществлению справедливого правосудия. Так, например, согласно ст. 281 УПК, оглашение показаний потерпевшего и свидетеля допускается только с согласия сторон в случае неявки потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 281 УПК.

Не менее интересное положение закреплено и в ст. 276 УПК, регламентирующей оглашение показаний подсудимого. В соответствие с данной нормой отказ подсудимого от дачи показаний в суде исключает право суда (судьи) на оглашение его показаний, полученных на предварительном следствии.

При изучении прений сторон важно уяснить, что судебные прения предназначены для выслушивания судом мнений сторон по вопросам, подлежащим установлению в приговоре. Они произносятся участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты и обвинения в форме речей, после которых сторонам предоставляется право на реплику. Выступление в судебных прениях является одним из способов защиты участниками судебного разбирательства своих или представляемых ими законных прав и интересов. Каждая из заинтересованных сторон обосновывает и отстаивает свою позицию по разрешаемому делу.

Здесь представляется важным упомянуть еще об одном правовом положении, препятствующем осуществлению справедливого правосудия. Оно выражается в отказе прокурора поддерживать обвинение в суде. Решение об отказе от поддержания обвинения прокурор принимает без согласования с потерпевшим. Следствием принятия этого решения является прекращение судом уголовного дела и обязанность государства возместить подсудимому материальный и моральный вред, иными словами – реабилитировать подсудимого. В случае несогласия потерпевшего с отказом прокурора продолжать функцию обвинения, он вправе обжаловать принятое судом решение в вышестоящий суд. Однако последний не наделен полномочием отменить решение нижестоящего суда в связи с отсутствием в законе основания отмены.

Стоит отдельно остановиться на последнем слове подсудимого, которое следует сразу за прениями. Необходимо уяснить, что уголовно-процессуальный закон не устанавливает ни формы, ни содержания данного процессуального действия, однако вопросы к подсудимому в это время не допускаются и он не ограничен во времени.

При изучении вопросов о порядке постановления и провозглашения приговора, его содержания и формы, рекомендуется обратиться к положениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре» и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ", Постановления Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. № 18-П.

Необходимо охарактеризовать приговор как акт правосудия, показать его сущность и значение. Следует уяснить требования, предъявляемые к приговору: законность, обоснованность, справедливость, мотивированность и др.

Рассматривая виды приговоров, особое внимание уделить обвинительному приговору и возможности его постановления с назначением наказания, с назначением наказания и освобождением от его отбывания, без назначения наказания.

В ходе изучения процессуального порядка постановления приговора следует обратить внимание на совещание коллегиального состава суда по вопросам, подлежащим разрешению в приговоре суда.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки:

В ходе самостоятельной подготовки к теме необходимо на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы изучить учебные вопросы темы, дополнив при этом конспекты схемами о видах подсудности, основаниях предварительного слушания, структуре судебного разбирательства и видах приговоров. Результат усвоения материала темы рекомендуется самостоятельно проверить, ответив на следующие вопросы для самоконтроля:

1. Чем различаются признаки подсудности и подследственности?

2. Почему на стадии подготовки к судебному разбирательству не могут решаться вопросы достаточности доказательств?

3. Почему Конституционный Суд РФ признал нарушением Основного закона, предусмотренное ранее УПК РСФСР право суда возвращать дело на дополнительное расследование?

4. Каково основное назначение предварительного слушания?

5. Чем предварительное слушание отличается от судебного разбирательства?

6. Чем общие условия судебного разбирательства отличаются от принципов уголовного процесса?

7. В каких случаях и почему непосредственность судебного разбирательства не действует?

8. Почему требование устности по сфере действия «шире» непосредственности?

9. Каковы последствия неявки участников уголовного процесса?

10. Что такое пределы судебного разбирательства?

11. По каким основаниям возможно приостановление и прекращение дела в судебном производстве?

12. Каково соотношение понятий: судебное разбирательство, судебное заседания, судебное слушание?

13. Какие судебные действия являются способом исследования доказательств в суде и чем этот перечень отличается от перечня следственных действий на стадии расследования?

14. Почему приговор суда может быть и обвинительным и оправдательным?

Практическое занятие 1 - 2 часа

Задание №1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах №68-78 из задачника.

Задание №2. На основе разрешения практических ситуаций рассмотреть следующие вопросы

1. Порядок подготовки к судебному заседанию единолично судьей. Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу.

2. Основания и порядок принятия решений по результатам предварительного слушания

3. Составные части и порядок судебного разбирательства и их назначение.

4. Структура приговора и вопросы, подлежащие разрешению в нем.

Практические занятие 2 - 2 часа

Задание №1. На основе учебных видеофильмов рассмотреть структуру и порядок судебного разбирательства выделив ключевые этапы рассмотрения дел в суде.

Задание №2. По предварительному заданию, предложенной преподавателем подготовить учебное судебное заседание по уголовному делу. В качестве фабулы заседания рекомендуется использовать задание преподавателя или пособие - Сценарий судебного заседания по уголовному делу в суде первой инстанции (практическое пособие). - М.: Актион-Медиа, 2013.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: