Физминутка

Проверка домашнего задания. (фронтальный опрос и работа по карточкам)

Ученикам раздаются карточки в двух вариантах с 3 вопросами в каждом. (5-6 минут)

1 вариант.

1. Кто в середине IV века до н.э. стал правителем Македонии?

Ответ: Филипп.

2. В каком году произошла знаменитая в истории Греции битва близ города Херонея?

Ответ: 338 год до н.э.

3. В какой части Балканского полуострова находится Македония?

Ответ: На севере Балканского полуострова. (показать на карте)

2 вариант.

1. Написать причины покорения Греции Македонией?

Ответ: а) Греки воевали между собой, это ослабило страну;

б) Филипп создал сильную, мощную армию;

в) умение Филиппа поссорить противников.

2. «Врага бояться меньше, чем собственных сограждан. Богатые скорее готовы бросить свое имущество в море, чем отдать его беднякам; а для бедных нет ничего желаннее, как ограбить богатых». Кому принадлежат эти слова?

Ответ: Исократ.

3. Страстным и непримиримым противником Филиппа стал?

Ответ: Демосфен.

В то время, когда ученики выполняют работу по карточкам, одновременно проводится фронтальный опрос.

1. Кто был учителем Александра Македонского?

Ответ: Аристотель.

2. Из кого состояла македонская конница?

Ответ: из знати.

3. Из скольки рядов строилась фаланга?

Ответ: из 16 рядов.

4. Найдите на карте место битвы близ города Херонея?

5. Какая судьба постигла царя Филиппа?

Ответ: его закололи изогнутым клинком.

В целом проверка домашнего задания прошла успешна. Все ученики работали активно и получат хорошие оценки.

Тема нашего сегодняшнего урока: Поход Александра Македонского на Восток.

План изучения нового материла:

1. Победы войска Александра Македонского.

2. Гибель Персидского царства.

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206 Михайловского).

- Вспомните, как располагаются на карте части света.

- Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

- Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

- В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

- В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

- Какие важнейшие города были основаны Александром Ма­кедонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000 С. 138.).)

- Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

Физминутка.

2. Рассказ учителя.

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и кон­ницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 000 отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораб­лей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземно­го моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сат­рапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боро­лась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нереши­тельный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 000 всадников и 20 000 греческих наемников. Один из военачальников, грек Мемнон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристани­ща. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий ру­копашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество пepcoв в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую ко­лесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не рас­терялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3 § 42 на с. 193-194 Вигасина. Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр Македонский в период военного похода на Восток.

4. Беседа по прочитанному.

- Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

- Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

- Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

- Какие новые черты характера появились в Александре Ма­кедонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

- Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Алек­сандрию, на о. Фарос.)

- Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: