Задачи и принципы построения практикума

За последние годы значительно возрос интерес к изучению психологической науки в высшей школе. Особое внимание уделяется изучению психологии в системе высшего педагогического образования. И это естественно, так как психология по отношению к педагогике, по справедливому замечанию К. Д. Ушинского, «занимает первое место между всеми науками». Знание психологии помогает учителю более глубоко понять социальную сущность педагогической деятельности, законы, принципы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения.

В обучении и воспитании спортсменов решающая роль принадлежит специалисту сферы физической культуры и спорта, его знанию предмета, умению руководить коллективом, передавать свои знания и непосредственно влиять на формирование личности каждого воспитанника. Однако, как показывает практика и опыт подготовки будущих специалистов сферы физической культуры и спорта, умения и навыки повседневно работать с детьми, формировать у них положительные черты личности нового человека приобретаются значительно медленнее, чем знания особенностей вида спорта и методики его преподавания. Это объясняется тем, что молодые специалисты сферы физической культуры и спорта еще слабо знают внутренний мир человеческой личности и закономерности психического развития ребенка, психологические основы обучения и воспитания подрастающего человека. Между тем повышение уровня учебно-воспитательной работы спортивной школы и обеспечение единства трудового, эстетического и нравственного воспитания молодежи невозможно без знания законов детства, дум и чаяний каждого спортсмена, без знания закономерностей формирования и развития его личности. Это обязывает будущего специалиста сферы физической культуры и спорта еще в стенах вуза, кроме глубокого овладения знаниями особенностей тренировочной и соревновательной деятельности, научиться разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях психической деятельности, наблюдать за содержанием и развитием личности каждого воспитанника, делать правильные педагогические выводы. Таково непременное условие совершенствования качества профессиональной подготовки будущего специалиста сферы физической культуры и спорта.

Опыт преподавания курса общей психология в физкультурных вузах показывает, что глубокое усвоение студентами психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы и овладения умениями и навыками проведения психологических наблюдений и экспериментов. Однако на этом пути мы встречаем много трудностей, и одна из них — отсутствие необходимых учебно-методических пособий. Это и побудило нас создать специальный практикум по общей, возрастной, социальной и спортивной психологии, который отвечал бы требованиям высшей школы и помогал студентам в самостоятельной работе по овладению психологическими знаниями.

При разработке практикума мы руководствовались тем, что практические занятия по курсу психологии должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям и их применению на практике.

По каждой теме в практикуме представлены методические указания; планы практических занятий, которые включают следующие сведения:

1. Предмет диагностики

2. Область применения методики

3. Необходимый материал

4. Ход работы

5. Порядок определения показателей

6. Оценка показателей

7. Интерпретация получаемых данных

8. Расширенный вариант

При изучении курса общей психологии будущие специалисты сферы физической культуры и спорта должны усвоить простейшие приемы и методы психологического исследования, которые могут быть применены затем в их повседневной работе. Кроме того, в каждой теме содержится материал, вооружающий студентов умениями и навыками психологического исследования.

При разработке практикума авторы стремились наиболее полно представить разнообразные формы и методы проведения занятий, необходимые методические материалы, имея в виду, что каждый преподаватель будет самостоятельно отбирать интересующие его вопросы и определять целесообразные формы и методы проведения практических занятий со студентами в зависимости от уровня их знаний и профиля факультета.

Практические занятия обычно проводятся с учебными группами. Однако в тех случаях, когда студентов привлекают к проведению лабораторного эксперимента, учебная группа иногда делится на подгруппы и каждому студенту предоставляется возможность самостоятельно провести эксперимент и побывать в роли испытуемого. Результаты эксперимента протоколируются и обсуждаются совместно с преподавателем.

При построении планов семинарских и практических занятий мы стремились к тому, чтобы дать возможность студентам более полно раскрыть методологические и теоретические положения лекционного курса, научиться самостоятельно работать с научной литературой, ознакомиться с методикой психологического эксперимента, научиться наблюдать за формированием и развитием личности, синтезировать, анализировать и обобщать психологические факты и делать правильные педагогические выводы.

В педагогическом вузе студенты должны научиться психологически думать — понимать не только закономерности психической деятельности, но и, опираясь на знания этих закономерностей, правильно объяснять те или иные проявления личности школьника, давать оценку поступкам и действиям человека с точки зрения соотношения целей и средств их достижения, мотивов и их нравственной ценности. Предполагается, что за время, отведенное по учебному плану факультета на изучение курса психологии, каждый студент напишет один реферат и сделает один доклад на научном кружке или в школе во время педагогической практики.

При работе над рефератом или докладом студент должен проявить большую инициативу и самостоятельность в подбора литературы и источников, в проведении наблюдений и экспериментов, в составлении плана работы и ее оформлении. Это необходимо не только для развития умения самостоятельно работать над книгой, но и для развития мысли, психологической пытливости и речи студентов. Мы рекомендуем студентам, прежде чем приступать к написанию реферата или доклада, выполнить следующую работу:

· подобрать по теме необходимую литературу и глубоко ее изучить;

· хорошо продумать и составить подробный план работы; подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых авторами источников тех или других положений;

· сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом реферата или доклада;

· подготовить необходимые к работе иллюстрации, умело использовать личные наблюдения, опыт и эксперименты.

Составление реферата или доклада по курсу психологии — важная форма самостоятельной работы студентов. Она способствует развитию творческой мысли, учит диалектически подходить к оценке поведения и социального действия воспитанника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: