Ясность частных задач

а) систематически намечаются задачи на ближайший срок тренировочных занятий (до месяца вперед);

б) систематически намечаются задачи на очередные тренировочные занятия;

в) систематически намечаются задачи на очередные соревнования. 3. Планомерность действий для достижения цели:

а) есть общий план достижения перспективной цели, он реализуется неуклонно; б) имеется конкретный план достижения промежуточной цели, он реализуется неуклонно;

в) детально разрабатываются планы выполнения частных задач, они реализуются неуклонно.

4. Устойчивость стремления к достижению цели:

а) регулярное посещение тренировочных занятий и участие во всех запланированных соревнованиях;

б) выполнение всех намеченных заданий на тренировке, проведение дополнительных занятий, домашних заданий тренера;

в) терпеливое и многократное повторение упражнений, особенно однообразных, но нужных.

5. Энергия и активность в преодолении препятствии:

а) неудачи и ошибки не ослабляют энергию и активность в процессе тренировок и соревнований;

б) энергия и активность не снижаются в связи; с трудными внутренними состояниями (утомление, боль, травма, и т.д.);

в) активное стремление преодолеть личные недостатки (в физической, технической, психологической подготовке).

6. Результативность преодоления препятствий:

а) совершенство овладения техникой отдельных упражнений и тактических действий„в развитии физических качеств;

б) систематическое выполнение планов каждой тренировки, этапов и периодов подготовки в годичном цикле;

в) активная борьба за высокий результат до конца соревнований.

7. Устойчивость против внушающего влияния других людей и их действий:

а) критическое отношение к советам «со стороны», к суждениям, решениям и действиям других спортсменов; б) самостоятельная подготовка к очередным тренировкам и соревнованиям;

в) самостоятельный анализ результатов овладения техникой и тактикой, проведенных тренировок и соревнований,

8. Личный почин и новаторство в мыслях и действиях: а) склонность к совершенствованию старых и изобретению новых оригинальных упражнений, приемов тактических действий;

б) склонность к самостоятельной творческой разработке тактических планов выступления в соревнованиях; в) стремление использовать прогрессивные методы п средства подготовки (методы срочной информации, тренажеры, высокие физические нагрузки, аутотренинг, приемы саморегуляции).

9. Находчивость и сообразительность:

а) способность внести необходимые коррективы по ходу действий в случае возникновения помех, ошибок и др.

б) оперативное изменение своего поведения и действии в соответствии с изменениями условий деятельности (погода, соотношение сил, самочувствие и др.); в) оценка без посторонней помощи целесообразности действий партнеров и соперников на соревновании и выбор в связи с этим собственных действий.

10. Своевременность принятия решений:

а) своевременное принятие решения о выполнении упражнений, приемов, тактических комбинаций в условиях риска или опасности, когда ситуация не позволяет медлить;

б) то же, но когда ситуация не требует спешки;

в) своевременное принятие решений о выполнении указанных выше действий в условиях моральной ответственности перед коллективом или командой.

11. Обдуманность принимаемых решений:

а) обдуманность принимаемых решений.с пониманием того, что, когда, как и почему следует делать;

б) умение затормозить отрицательные мотивы (сомнение, страх, неуверенность, боязнь и др.) в процессе принятия решений, связанных с моральным и физическим риском или опасностью;

в) принятие категорических и устойчивых решений, переживание уверенности в своих силах, желание, скорее начать исполнение.

12. Своевременность исполнения принятых решений:

а) отсутствие борьбы противоположных мотивов при исполнении принятых решений, поспешности или медлительности в их реализации;

б) осознание совершаемых действий и переживание эмоционального подъема при исполнении принятых решений, связанных с риском или опасностью;

в) неотступность и полнота выполнения принятых решений.

13. Сохранение ясности мыслей:

а) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих под влиянием неудач, ошибок или помех, особенно на соревновании;

б) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей в связи с высоким результатом соперника;

в) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих в связи с неполадками в организации соревнований и в судействе.

14. Владение чувствами:

а) умение преодолевать астенические эмоции, возникающие под влиянием неудач, ошибок, помех, особенно на соревновании;

б) преодоление возбуждения и перевозбуждения вследствие высокого результата соперника, неполадок в организации и судействе соревнований:

в) преодоление отрицательных эмоций (в том числе — превосходство, самоуверенность, беспечность, нетерпение) в связи с успехом на тренировке или соревновании.

15. Управление действиями:

а) способность до конца бороться за высокий результат в соревновании, несмотря на: неудачи, ошибки, помехи, высокий результат соперника, неполадки в организации и судействе;

б) способность целесообразно действовать, сохранять технику при появлении чувства усталости, болевых ощущений и др. нежелательных внутренних состояний;

в) умение удержать себя от ненужных, ошибочных или вредных действий и поступков (прекратить тренировку или соревнование, сойти с дистанции, допустить грубость, вступить в пререкания и т. д.).

5. Порядок определения показателей.. При обработке результатов суммируются баллы за каждые три проявления признаков и отдельно — для каждого волевого качества в целом, после чего выполняется сравни­тельный и содержательный анализ показателей.

1. Сложите оценки за каждые три (а, б, в) проявления признаков волевых качеств, сумму запишите в протокол.

2. Сложите оценки за каждые три признака в каждом волевом качестве, общий балл запишите в протокол,

3. Представьте полученные результаты графически, построив систему координат: на оси абцисс отложить признаки волевых качеств (15 признаков), на оси ординат — оценку в баллах и вычертить 5 профилей, характеризующих соответственно развитие пяти основных волевых качеств. Образец графика дан ниже.

.

Рис. 3. График развития волевых качеств

6. Оценка показателей проводится на основании цифровых данных и графика. Основное внимание следует уделить выяснению подлинной степени трудности задач, на которые опирается спортсмен или эксперт, оценивая признаки развития волевых качеств.

7. Интерпретация получаемых данных предполагает:

1.Учет конкретных условий спортивной деятельности, в которых ярче всего проявляются (или не проявляются) признаки волевых качеств.

2. Выявление пробелов и недостатков в развитии волевых качеств (наметить и записать: задачи, пути и средства их совершенствования.) При этом учитывается следующее:

а) каждая задача, по существу, должна содержать указание самому себе (другому), чего нужно добиваться;

б) совершенствование качеств может идти двумя путями:

— с опорой на другие, хорошо развитые волевые качества:

— с опорой на сильные признаки того же качества, в котором обнаружились пробелы;

8. Расширенный вариант применения методики. Методика может быть использована также как:

а) как взаимная оценка развития волевых качеств (хорошо знакомых друг другу студентов-спортсменов).

б) как экспертная оценка развития волевых качеств (по результатам наблюдения за студентом-спортсменом).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: