а) систематически намечаются задачи на ближайший срок тренировочных занятий (до месяца вперед);
б) систематически намечаются задачи на очередные тренировочные занятия;
в) систематически намечаются задачи на очередные соревнования. 3. Планомерность действий для достижения цели:
а) есть общий план достижения перспективной цели, он реализуется неуклонно; б) имеется конкретный план достижения промежуточной цели, он реализуется неуклонно;
в) детально разрабатываются планы выполнения частных задач, они реализуются неуклонно.
4. Устойчивость стремления к достижению цели:
а) регулярное посещение тренировочных занятий и участие во всех запланированных соревнованиях;
б) выполнение всех намеченных заданий на тренировке, проведение дополнительных занятий, домашних заданий тренера;
в) терпеливое и многократное повторение упражнений, особенно однообразных, но нужных.
5. Энергия и активность в преодолении препятствии:
а) неудачи и ошибки не ослабляют энергию и активность в процессе тренировок и соревнований;
|
|
б) энергия и активность не снижаются в связи; с трудными внутренними состояниями (утомление, боль, травма, и т.д.);
в) активное стремление преодолеть личные недостатки (в физической, технической, психологической подготовке).
6. Результативность преодоления препятствий:
а) совершенство овладения техникой отдельных упражнений и тактических действий„в развитии физических качеств;
б) систематическое выполнение планов каждой тренировки, этапов и периодов подготовки в годичном цикле;
в) активная борьба за высокий результат до конца соревнований.
7. Устойчивость против внушающего влияния других людей и их действий:
а) критическое отношение к советам «со стороны», к суждениям, решениям и действиям других спортсменов; б) самостоятельная подготовка к очередным тренировкам и соревнованиям;
в) самостоятельный анализ результатов овладения техникой и тактикой, проведенных тренировок и соревнований,
8. Личный почин и новаторство в мыслях и действиях: а) склонность к совершенствованию старых и изобретению новых оригинальных упражнений, приемов тактических действий;
б) склонность к самостоятельной творческой разработке тактических планов выступления в соревнованиях; в) стремление использовать прогрессивные методы п средства подготовки (методы срочной информации, тренажеры, высокие физические нагрузки, аутотренинг, приемы саморегуляции).
9. Находчивость и сообразительность:
а) способность внести необходимые коррективы по ходу действий в случае возникновения помех, ошибок и др.
б) оперативное изменение своего поведения и действии в соответствии с изменениями условий деятельности (погода, соотношение сил, самочувствие и др.); в) оценка без посторонней помощи целесообразности действий партнеров и соперников на соревновании и выбор в связи с этим собственных действий.
|
|
10. Своевременность принятия решений:
а) своевременное принятие решения о выполнении упражнений, приемов, тактических комбинаций в условиях риска или опасности, когда ситуация не позволяет медлить;
б) то же, но когда ситуация не требует спешки;
в) своевременное принятие решений о выполнении указанных выше действий в условиях моральной ответственности перед коллективом или командой.
11. Обдуманность принимаемых решений:
а) обдуманность принимаемых решений.с пониманием того, что, когда, как и почему следует делать;
б) умение затормозить отрицательные мотивы (сомнение, страх, неуверенность, боязнь и др.) в процессе принятия решений, связанных с моральным и физическим риском или опасностью;
в) принятие категорических и устойчивых решений, переживание уверенности в своих силах, желание, скорее начать исполнение.
12. Своевременность исполнения принятых решений:
а) отсутствие борьбы противоположных мотивов при исполнении принятых решений, поспешности или медлительности в их реализации;
б) осознание совершаемых действий и переживание эмоционального подъема при исполнении принятых решений, связанных с риском или опасностью;
в) неотступность и полнота выполнения принятых решений.
13. Сохранение ясности мыслей:
а) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих под влиянием неудач, ошибок или помех, особенно на соревновании;
б) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей в связи с высоким результатом соперника;
в) успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих в связи с неполадками в организации соревнований и в судействе.
14. Владение чувствами:
а) умение преодолевать астенические эмоции, возникающие под влиянием неудач, ошибок, помех, особенно на соревновании;
б) преодоление возбуждения и перевозбуждения вследствие высокого результата соперника, неполадок в организации и судействе соревнований:
в) преодоление отрицательных эмоций (в том числе — превосходство, самоуверенность, беспечность, нетерпение) в связи с успехом на тренировке или соревновании.
15. Управление действиями:
а) способность до конца бороться за высокий результат в соревновании, несмотря на: неудачи, ошибки, помехи, высокий результат соперника, неполадки в организации и судействе;
б) способность целесообразно действовать, сохранять технику при появлении чувства усталости, болевых ощущений и др. нежелательных внутренних состояний;
в) умение удержать себя от ненужных, ошибочных или вредных действий и поступков (прекратить тренировку или соревнование, сойти с дистанции, допустить грубость, вступить в пререкания и т. д.).
5. Порядок определения показателей.. При обработке результатов суммируются баллы за каждые три проявления признаков и отдельно — для каждого волевого качества в целом, после чего выполняется сравнительный и содержательный анализ показателей.
1. Сложите оценки за каждые три (а, б, в) проявления признаков волевых качеств, сумму запишите в протокол.
2. Сложите оценки за каждые три признака в каждом волевом качестве, общий балл запишите в протокол,
3. Представьте полученные результаты графически, построив систему координат: на оси абцисс отложить признаки волевых качеств (15 признаков), на оси ординат — оценку в баллах и вычертить 5 профилей, характеризующих соответственно развитие пяти основных волевых качеств. Образец графика дан ниже.
.
Рис. 3. График развития волевых качеств
|
|
6. Оценка показателей проводится на основании цифровых данных и графика. Основное внимание следует уделить выяснению подлинной степени трудности задач, на которые опирается спортсмен или эксперт, оценивая признаки развития волевых качеств.
7. Интерпретация получаемых данных предполагает:
1.Учет конкретных условий спортивной деятельности, в которых ярче всего проявляются (или не проявляются) признаки волевых качеств.
2. Выявление пробелов и недостатков в развитии волевых качеств (наметить и записать: задачи, пути и средства их совершенствования.) При этом учитывается следующее:
а) каждая задача, по существу, должна содержать указание самому себе (другому), чего нужно добиваться;
б) совершенствование качеств может идти двумя путями:
— с опорой на другие, хорошо развитые волевые качества:
— с опорой на сильные признаки того же качества, в котором обнаружились пробелы;
8. Расширенный вариант применения методики. Методика может быть использована также как:
а) как взаимная оценка развития волевых качеств (хорошо знакомых друг другу студентов-спортсменов).
б) как экспертная оценка развития волевых качеств (по результатам наблюдения за студентом-спортсменом).