Государственности как особому, публично-властному, способу организации и существования социально стратифицированного общества всегда сопутствует формирование в нем совокупности различных негосударственных образований. Непублично-властные, негосударственные отношения, институты интегрируют и выражают, но по-своему, то же самое общество. Почти повсеместно укоренившаяся трактовка общества как социальной целостности, состоящей из указанных отношений, институтов, образований, именно в качестве гражданского общества нуждается в более тщательном изучении, конкретизации и корректировки.
Г.о. - это не общество граждан (политических субъектов), а напротив, сообщество частных (неполитических) лиц - носителей частных целей и интересов. Сообщество же граждан - это политическое сообщество, т.е. государство (политическое государство) в его отличии от общества (гражданского общества).
Верен и другой высказанный тезис: государство - совершенно то же самое сообщество, но только сформировавшееся на публично-властный манер. Мне кажется, что именно это обстоятельство объясняет, почему термины «гражданское общество» и «государство» очень длительное время, от Аристотеля до Ж.-Ж. Руссо, были синонимами: их относили к одному и тому же множеству людей. И лишь на сравнительно поздней стадии развития европейской цивилизации две разные сущности бытия - государственный и негосударственный обрели зримые черты качественно отличных друг от друга сфер жизни определенного людского сообщества.
|
|
Таким образом, в г.о. усматривали человеческую коллективность, которая существует отдельно, обособленно от государства и должна вести собственную самостоятельную жизнь, независимую от него.
Причём прилагательное «гражданское» используется как антоним прилагательного «государственное». На самом деле эти прилагательные - не антонимы, они схожи понятийно, поскольку выражают один и тот же предмет - публично-властную организованность сообщества.
Г.о. присуще любому цивилизованному государству, базирующемуся на общественном разделении труда. Но всякий раз г.о. формируется на определенной конкретно-исторической почве. И это, в свою очередь, активно влияет на сам процесс развития г.о. и на его характеристики.
Под государством в подавляющем большинстве случаев понимают не публично-властным образом интегрированное, организованное общество, а всего лишь госаппарат: систему государственных органов и учреждений, занятых в них лиц. Миф о «независимости» гражданского общества от государства возник не на пустом месте. Его общественно - цивилизационная почва - зарождавшаяся в Западной Европе на рубеже позднего Средневековья и Нового времени буржуазно-капиталистическая форма хозяйства с пробудившимся ростом торговли и промышленности.
|
|
Никто не возьмется опровергать то, что г.о. и государство - действительно разные феномены. Они неодинаковыми способами и средствами интегрируют людей, составляющих одну и ту же человеческую коллективность. Однако это абсолютно взаимозависимые социальные величины. Обоюдность, равнозначимость отличают взаимозависимость г.о. и государства. Но данная связь — не просто многократно отмечавшаяся взаимозависимость. Она еще и связь взаимодополнения.
Вторая сторона мифа о «независимости» г.о. от государства, «свободе» от него — мнение, будто людям необходимо удерживать государство от «вмешательства» в дела г.о.. И опять-таки, речь заводят о государстве, а имеют в виду госаппарат, как чужеродное и зловредное его надлежит всеми силами укрощать, ибо он склонен мешать г.о.
Примерно в том же русле идут дискуссии о том, как членам г.о. быть с властью государства. Ныне всякий знает, что государство постоянно воздействует на г.о. Государство всегда, хотя и по-разному, осуществляло регулятивную роль в обществе. Следовательно, речь может идти о степени и формах этого вмешательства, о весомости разных элементов - саморегулирования общества и государственного вмешательства в этом сочетании.
Обсуждение проблемы соотношения г.о. и государства в последнее время в России обращает на себя все больше внимания, что в значительной степени обусловлено определенной стабилизацией социально-экономического и политического положения в стране.
Исследователи проблем г.о. считают, что складывающаяся обстановка не только позволяет, но и требует в гораздо большей мере сконцентрировать внимание на решении тех назревших задач, которые вплотную связаны с дальнейшим развитием государственных и негосударственных институтов (общественных объединений) современного российского социума, с поисками новых, оптимальных средств и методов их взаимодействия.
Успех практического решения подобных задач заключается в выработке достоверного понимания сущности данных институтов.
Все это свидетельствует о том, что формирование гражданского общества как качественно нового политического явления в нашей стране потребует немало времени, мобилизации интеллектуальных сил, последовательного выстраивания механизма взаимодействия общества с государством и параллельно с этим — не менее активной борьбы с противниками формирования в России гражданского общества.