Групповая терапия с подростками

Так же как и для дошкольников и младших школьников, программа групповых занятий для подростков должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития.

Задача группы социально‑психологического тренинга – помочь подростку выразить себя, а для этого сначала ему нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Работа с подростками в группах предпочтительнее одной лишь индивидуальной работы с ними (Berkovitz, Sugar, 1975). Групповая терапия:

1. помогает подростку понять, что его проблемы не уникальны;

2. предлагает подросткам руководство взрослого, в котором они нуждаются, и в то же время предоставляет им независимость и дает возможность действовать своими собственными силами;

3. снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и подростка, имеющий место в процессе индивидуальной терапии;

4. противостоит подростковому нарциссизму;

5. предоставляет «полигон» для отработки новых социальных навыков;

6. является способом укрепления силы «эго» членов группы;

7. часто минимизирует разногласия между служебным персоналом (педагогами, врачами, воспитателями) и подростком. Результативность социально‑психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:

1. ненасильственность общения;

2. самодиагностика, т. е. самораскрытие подростков, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем;

3. положительный характер обратной связи;

4. неконкурентный характер отношений;

5. дистанцирование и идентификация;

6. включенность;

7. гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер.

* * *

Перед началом каждой групповой сессии следует зачитывать «Правила нашей группы». Консультант или группа может выбрать кого‑то, кто будет делать это постоянно, или же консультант может вызывать добровольца. Достижения в жизни группы должны сопровождаться внесением изменений в «Правила нашей группы» и введением новых правил. Это хороший способ сфокусировать внимание группы и направить его на решение предстоящей задачи.

* * *


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: