Типы социальных институтов

Социальные институты подразделяются на главные и не­главные (неосновные), которые входят в главные. Социоло­ги выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Эко­номические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потреб­ности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, вклю­чая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта под­растающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институ­ты — наука, образование, культура. Духовным потребнос­тям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствова­нии отвечает институт религии.

Неосновные институты, в отличие от главных, выполня­ют более частные задачи. Например, в состав экономичес­ких институтов входит институт собственности, призванный


регулировать отношения владения, пользования, распреде­ления. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди го­сударственных институтов назовем, например, институт пре­зидентства, институт монархии.

Одной из черт социального института является его исто­ричность. Институты возникают на определенном этапе раз­вития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере та­кой хорошо вам известной организации, как школа. Из кур­са истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. По­требность общества в социализации подрастающих поколе­ний удовлетворяла преимущественно семья. Организацион­но школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.

Со вступлением общества в индустриальную стадию раз­вития обнаружилась недостаточность прежних форм социа­лизации. Ее и призвана была компенсировать превращаю­щаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполне­нию им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а за­тем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.

Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько ви­дов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать меж­ду собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогичес­кие организации. В решении задачи социализации подрас­тающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа.

Бывает, что взаимодействие институтов приобретает кон­фликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влия­ние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институци­ональном уровне являются разные темпы изменений, эволю­ции отдельных институтов. Особенно это становится очевид­ным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности.


ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение опре­деленной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в зако­нах, программах, уставах; закрепляются в системах соци­альных статусов. Так, цели образования в нашей стране на­шли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функ­ции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных ин­ститутов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи.

Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, произ­водство предметов потребления. Его явная функция очевид­на — удовлетворять потребности людей через комплекс раз­нообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социоло­га Т. Веб лена, заключается в том, что производство этих ве­щей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промы­шленные предприятия. Их основное экономическое назначе­ние состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более деше­выми. При этом работа на таких предприятиях учила рабо­чих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на пер­вых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее зна­чимой, чем основная. Скрытые функции многие исследова­тели отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообща­ют сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемо­го поведения.

Если скрытые функции приобретают негативный харак­тер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, од­ним из проявлений дисфункции какого-либо государствен­ного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Пред­ставим себе министерство, которое не столько решает кон­кретные насущные задачи в своей области, сколько плодит


различные резолюции, постановления, создает всевозмож­ные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решет­ка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие си­дят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым общест­вом результатам такая организация не приводит.

Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, раз­мытости целей, а также в потере такого качества, как де­персонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный прези­дент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лиде­ра стала трагедией для всего народа. Понимая, что следую­щий избранник вряд ли будет столь же хорош, политичес­кая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть ис­ключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: