Социальный институт: понятие, признаки, функции

Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Социальные институты: армия, семья, образование, государство.

Армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья является социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества и т.д. Государство как институт политической жизни общества регулирует взаимоотношения людей с государством и официальными властными структурами, защищая интересы своих граждан и власти. Образование как социальный институт удовлетворяет потребность в знании, которое определяет не только свою ценность, но и социальный статус человека в обществе.

В соответствии с основными потребностями человека можно назвать и основные социальные институты, которые эти потребности удовлетворяют:

• экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объекты инфраструктуры);

политические (вся система государственных и политических органов и организаций);

культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество);

• семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи);

здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма);

• информации и коммуникации (средства массовой коммуникации и информации).

Каждый социальный институт имеет: цель своей деятельности; набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам; систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов; конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

Общие признаки для всех социальных институтов:

• наличие специально созданных учреждений (организаций), в рамках которых действуют социальные институты;

• наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;

• наличие набора социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется поведение граждан в соответствии с интересами общества;

• существование системы ценностей, связанных с идеологией;

• использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. Социальный институт, удовлетворяя определенные потребности общества, выполняет функции:

– воспроизводственную (закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности);

– регулятивную (регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения);

– социализации (передачи социального опыта);

– интегративную (сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей);

– коммуникативную (распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязей с другими институтами);

– автоматизации (стремление к самостоятельности).

2. Социальное управление

Управление основывается на презумпции власти, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на неравенстве в доступе к экономическим и социальным благам.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.

Под управлением организацией понимается процесс выработки решения, планирования, организации, коммуникации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Структура управления (типичная) включает по возрастанию: низшее звено, руководство среднего звена и руководство высшего звена. Однако в крупных компаниях может быть до пяти уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено. Если между исполнителями (рабочими и служащими) и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной. Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной. Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональные службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, отдел рекламы, отдел снабжения, отдел маркетинга, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой.

С понятием «руководитель» тесно связано понятие «лидер». Лидер – член группы, за которым она признает право решения в важных ситуациях, который играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует межличностные отношения.

Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом. Такое происходит, когда руководителем назначают незаурядного человека, умеющего расположить к себе подчиненных. В этом случае совпадают позиционная и персональная власть, формальная и неформальная структуры.

• руководитель обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно;

• руководителю законом предоставляются определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь;

• руководитель может применять официально установленные санкции, лидер таких санкций не имеет;

• руководитель представляет свою группу во внешних организациях и решает вопросы, связанные с официальными отношениями, лидер ограничен внутригрупповыми отношениями;

• руководитель, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе.

Лидерство – социально-психологический процесс влияния на других, формально равных людей, а руководство – юридически регламентированный, административно-правовой процесс организации и контроля формально неравных (нижестоящих) людей. Типичная для лидера (руководителя) манера поведения, т.е. система приемов воздействия на ведомых (подчиненных), называется стилем лидерства (стилем руководства).

Классическая теория стилей лидерства создана в 30-е годы К. Левиным. Он выделил три стиля: авторитарный, демократический (интегративный), попустительский (анархический). Авторитарный или иначе директивный – система жестких приемов

управления (воздействия), пресечение инициативы подчиненных, единоличное принятие решений и детализированный контроль. Преувеличение роли авторитарных методов управления порождает бюрократизм. Однако специалисты по управлению считают, что авторитарный стиль необходим при выполнении простых работ, где возможности работника выразить себя невелики, в то же время работа должна быть выполнена обязательно. Демократический или иначе коллегиальный – поощрение инициативы

подчиненных, совместное обсуждение проблем, коллегиальное принятие решений, общий контроль, мягкие приемы управления. Демократический стиль следует использовать там, где стоят очень сложные задачи, требующие максимального использования всех работников. Попустительский или иначе либеральный – отказ от управления и вмешательства в действия подчиненных, полная передача им инициативы и ответственности.

Руководитель должен четко определять знания, выбирать правильную технологию, контролировать выполнение заданий. Одновременно он должен считаться с потребностями подчиненных, учитывать их интересы и стремления. Управление как процесс по достижению целей организации – это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называются функциями управления.

Распространен подход, основанный на объединении всех в четыре основные функции:

• планирования, т. е. разработка плана действий по достижению целей системы;

• организации деятельности – это процесс создания организационной структуры, которая дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения общих целей;

• мотивации, сущность которой состоит в том, чтобы члены организации добросовестно выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом;

• контроля, т.к. по его результатам и в соответствии с ними должна производиться коррекция и решения, и плана, и системы целевых организаций, созданных для достижения цели и самой системы контроля. Эти функции управления объединены связующими процессами принятия решений и коммуникации. Ни одно из действий в организационных системах не начинается без соответствующего решения руководителя (директора, управляющего, командира), т.к. эти действия несут не только материальную, но и юридическую нагрузку. Принятие решения представляет собой деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, т.е. это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Для принятия решения необходима информация. Коммуникация (процесс обмена информацией) является связывающей функцией управления. Осуществление функции управления также нуждается в управлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: