1. Общество представляет собой совокупность различных
социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке,
они образуют социальную стратификацию общества. Крите
рии социальной стратификации различны; основные из них,
по оценкам социологов, — доходы, власть, образование, пре
стиж. Глубина и формы социальной стратификации меняют
ся с развитием общества.
2. Важную роль в жизни общества играют социальные
институты — комплексные образования, охватывающие оп-
ределенный набор норм, социальных ролей и статусов, символов, учреждений и организаций, необходимую инфраструктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образование, религию. Эти социальные институты существуют тысячелетия человеческой истории. При этом они проходят определенные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.
3. Такой элемент социальных институтов, как правила и
нормы, лежит в основе социального контроля — особого ме
ханизма поддержания общественного порядка. Помимо
норм, социальный контроль включает и санкции. Виды
социальных норм многообразны. Основными регуляторами
общественной жизни выступают моральные и правовые
нормы. Поведение, не согласующееся с социальными норма
ми, называется отклоняющимся. Наиболее опасное прояв
ление негативного отклоняющегося поведения — преступ
ление.
|
|
4. Положение человека в обществе и обусловленное им
поведение характеризуют с помощью понятий «социальный
статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе со
циализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм,
образцов поведения, духовных ценностей, играет семья,
группа сверстников, школа, средства массовой информации.
5. К основным формам социального взаимодействия от
носят сотрудничество и соперничество. Последнее может
принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд
стадий в развитии конфликта, связанных с его возникнове
нием, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль кон
фликтов в обществе и их последствия противоречивы.
6. В социологической науке сложились различные трак
товки понятия «нация»: от акцентирования внимания на эт
нической составляющей до отождествления нации с государ
ством. Межнациональные отношения в современном мире
сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция
как к межнациональному сближению, интеграции, так и к
размежеванию по национальному признаку. Межнациональ
ные конфликты относят к наиболее острым в современном
мире. Демократические государства стремятся проводить по
литику, направленную на справедливое разрешение межна
циональных противоречий, на предотвращение любых попы
ток разжигания межнациональной розни.
|
|
7. Молодежь — понятие не только возрастное, но и соци
альное. Овладение молодыми новыми социальными ролями
в различных сферах — процесс непростой и довольно дли
тельный. Различные общественные институты, прежде все
го государство, семья, учреждения образования, призваны
содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь.
Общность социальной позиции, особенности сознания, сти-
ля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоциальные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации.
8. В развитии современного российского общества сохраняется тенденция к росту социальной дифференциации. Наряду с социально-экономическим она обретает сегодня и территориально-региональное измерение. Возрастает социальная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее острые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действующей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.