Выводы к главе I

1. Общество представляет собой совокупность различных
социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке,
они образуют социальную стратификацию общества. Крите­
рии социальной стратификации различны; основные из них,
по оценкам социологов, — доходы, власть, образование, пре­
стиж. Глубина и формы социальной стратификации меняют­
ся с развитием общества.

2. Важную роль в жизни общества играют социальные
институты — комплексные образования, охватывающие оп-


ределенный набор норм, социальных ролей и статусов, сим­волов, учреждений и организаций, необходимую инфраст­руктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образова­ние, религию. Эти социальные институты существуют тыся­челетия человеческой истории. При этом они проходят опре­деленные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.

3. Такой элемент социальных институтов, как правила и
нормы, лежит в основе социального контроля — особого ме­
ханизма поддержания общественного порядка. Помимо
норм, социальный контроль включает и санкции. Виды
социальных норм многообразны. Основными регуляторами
общественной жизни выступают моральные и правовые
нормы. Поведение, не согласующееся с социальными норма­
ми, называется отклоняющимся. Наиболее опасное прояв­
ление негативного отклоняющегося поведения — преступ­
ление.

4. Положение человека в обществе и обусловленное им
поведение характеризуют с помощью понятий «социальный
статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе со­
циализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм,
образцов поведения, духовных ценностей, играет семья,
группа сверстников, школа, средства массовой информации.

5. К основным формам социального взаимодействия от­
носят сотрудничество и соперничество. Последнее может
принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд
стадий в развитии конфликта, связанных с его возникнове­
нием, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль кон­
фликтов в обществе и их последствия противоречивы.

6. В социологической науке сложились различные трак­
товки понятия «нация»: от акцентирования внимания на эт­
нической составляющей до отождествления нации с государ­
ством. Межнациональные отношения в современном мире
сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция
как к межнациональному сближению, интеграции, так и к
размежеванию по национальному признаку. Межнациональ­
ные конфликты относят к наиболее острым в современном
мире. Демократические государства стремятся проводить по­
литику, направленную на справедливое разрешение межна­
циональных противоречий, на предотвращение любых попы­
ток разжигания межнациональной розни.

7. Молодежь — понятие не только возрастное, но и соци­
альное. Овладение молодыми новыми социальными ролями
в различных сферах — процесс непростой и довольно дли­
тельный. Различные общественные институты, прежде все­
го государство, семья, учреждения образования, призваны
содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь.
Общность социальной позиции, особенности сознания, сти-


ля жизни и поведения создают почву для складывания мо­лодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоци­альные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информа­ции.

8. В развитии современного российского общества сохра­няется тенденция к росту социальной дифференциации. На­ряду с социально-экономическим она обретает сегодня и тер­риториально-региональное измерение. Возрастает социаль­ная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее ос­трые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действу­ющей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: