Из курса права вы знаете, что под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Иными словами, избирательная кампания включает все этапы избирательного процесса. В этой связи понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем политологи отмечают, что избирательная кампания приобретает свой истинный смысл — обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть — только с этапов их выдвижения и предвыборной борьбы.
Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.
Организационный этап. К организационным мероприятиям относятся: образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей.
Началом избирательной кампании является решение о назначении выборов, которое принимается, как правило, за 2,5—3 месяца до дня голосования.
Выборы депутатов нижней палаты парламента РФ и Президента РФ осуществляются по единому избирательному округу. Он включает всю территорию страны. Иными словами, «нарезка» округов не производится. Вместе с тем новое законодательство о выборах в Госдуму РФ предусматривает разделение территорий субъектов РФ на части и определение их границ. Части территорий должны быть примерно равными по числу зарегистрированных избирателей.
Избирательные участки располагаются обычно в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Списки избирателей каждого участка должны включать не более 3 тыс. человек.
Подготовку и проведение выборов в России осуществляют гласно и открыто избирательные комиссии под руководством Центральной избирательной комиссии РФ.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам.
Обратимся к новым подходам выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ. Согласно закону политические партии (они называются избирательными объединениями) выдвигают федеральный список кандидатов (не более 500 человек), который принимается тайным голосованием на партийном съезде. Кандидатом от партии может стать и беспартийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональная партийная конференция и партийный съезд. Федеральный список включает федеральную и региональную части. В составе федеральной части — не более 3 человек; как правило, это партийные лидеры. Региональная часть разбита на региональные группы кандидатов, которые соответствуют указанным выше территориальным частям субъектов РФ. В целом региональные группы должны охватывать все регионы страны. Тем самым создается стимул для непосредственной работы партии в регионах.
Выдвинутый список кандидатов (или один кандидат) регистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для этого необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог. Однако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. Например, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента разрешен только сбор подписей.
Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихода своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством массовых мероприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций. Общей тенденцией современного мира является, как вы знаете, возрастание в избирательных кампаниях роли электронных средств, особенно телевидения. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индиви-
дуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и «моментальное» подведение их итогов. Не случайно сегодня телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на людей.
В новых условиях конкурентная борьба между политическими соперниками схожа с традиционным рынком, где индивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед проблемой выбора «товара» (претендента на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в области дорогостоящих услуг по политическому маркетингу. Так называется комплекс мероприятий по изучению «рынка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Вам известно, что одна из важнейших задач политического маркетинга — создание и продвижение с помощью рекламы политического имиджа кандидата, партии. Имидж кандидата — это наиболее привлекательные для публики черты и свойства его личности. Например, М. Тэтчер по совету специалистов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внимания на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств «железной леди» (смелость, решительность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре. Однако не всегда претендент на власть обладает необходимыми качествами, соответствующими ожиданиям граждан. Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% — вербаль-но (воспринимается на слух). Поэтому имиджмейкеры акцентируют внимание кандидата в первую очередь на том, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать, как жестикулировать, а на том, что и как говорить, — в последнюю очередь. (Содержание речей пишут специалисты.) К сожалению, во всем мире широко распространились и так называемые технологии «черного пиара»: сознательная подтасовка или искажение сведений о претенденте на власть, распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, подкупы, запугивание политических соперников и даже прямое насилие.
К «грязным технологиям» относятся также нарушения кандидатами принципа равных условий ведения предвыборной агитации. Так, многие партии не довольствуются тем, что государство берет на себя часть их расходов, предоставляя бесплатное время вещания и возможность бесплатных
публикаций. Не устраивают эти партии и законодательно установленные финансовые ограничения: на размеры пожертвований частных лиц и организаций, на использование личных средств кандидатов, на общую сумму расходов, выделяемых на избирательную кампанию. В обход закона они создают солидную финансовую базу на покупку лучшего эфирного времени, на оплату услуг многочисленных консультантов и пр. Не случайно в прессе вспыхивают скандалы, связанные с разоблачением тайных источников финансирования партийных лидеров.
Все описанные антитехнологии, появления которых не избежала и Россия, оказывают отрицательное воздействие на избирателя.
Голосование и его результаты. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Граждане приходят на избирательные участки и отмечают в бюллетенях тех, кого хотят избрать. Серьезная проблема избирательных кампаний — абсентеизм, т. е. уклонение от участия в выборах. Подчеркнем, что если процент явки зарегистрированных избирателей ниже законодательно установленной нормы, то выборы признаются недействительными. Назначаются повторные выборы. А это может привести к параличу власти, не говоря уже о дополнительных расходах. Причинами абсентеизма, как показывают исследования, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низкий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правильности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди абсентеистов довольно много молодежи. Установлена закономерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.
Результаты выборов, как говорилось выше, определяются в зависимости от избирательной системы. Так, пропорциональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями пропорционально поданным за них голосам избирателей. При этом партии должны преодолеть, как вам известно, 7-процентный барьер. Однако число таких партий должно быть не менее двух, а сумма поданных за них голосов — составлять свыше 60%. Представим ситуацию: нужное число голосов приобрела только одна партия, а ее соперницы остались за 7-процентным барьером. Означает ли это возврат к однопартийной системе? Нет, не означает, ибо в этом случае к распределению депутатских мандатов будет привлечена та из партий за барьером, которая имеет по сравнению с другими наибольшее число голосов. Другая ситуация: барьер преодолели три партии, но сумма поданных за них голо-
сов не достигает нормы. Как быть? В такой ситуации к распределению мандатов привлекаются партии, набравшие менее 7% голосов (в порядке убывания числа проголосовавших), пока общая сумма собранных голосов не достигнет нормы (свыше 60%). Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколько парламентских мест завоевала каждая из партий; на втором распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Мандаты получают кандидаты как общефедеральной, так и региональной частей списка. При этом чем больше голосов избирателей получила та или иная региональная группа, тем больше мандатов получат ее кандидаты.
При избрании Президента РФ необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Их подсчет во втором туре осуществляется по правилам мажоритарной системы относительного большинства.
Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЯ
Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится выбирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства.
Рассмотрим каждый из этих вариантов. На выборах по партийным спискам следует учесть, что все избирательные объединения имеют привлекательные названия, лозунги и эмблемы. Каждая партия использует свою цветовую гамму: ярко-красную, бело-красно-голубую, лимонную, оранжевую и пр. Многие неискушенные избиратели, особенно новички, нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.
Проще всего получить общие сведения о партийном объединении: кто его лидер (лидеры)? Баллотировалось ли оно ранее в парламент? Как проявила себя партийная фракция в его работе?
Желательно также хотя бы в общих чертах знать предвыборную платформу (программу) избирательного объединения: как оно оценивает современное положение дел в стра-
не? Какие общественные проблемы и как собирается решать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем видит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции? Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Отметим, что информация о предвыборных программах политических партий помещается обычно в «Российской газете», других печатных изданиях, а также на соответствующих сайтах в международной информационной сети Интернет.
Далее гражданину целесообразно обратиться к соответствующему списочному составу претендентов на власть, подумать, каким людям он доверяет свой голос. Следует иметь в виду, что на депутатов, избранных от регионов, возлагается прямая обязанность работать со своими избирателями. Поэтому в списках обычно присутствуют знакомые фамилии. Важно выяснить, как зарекомендовал себя тот или иной человек в регионе, что конкретно сделал для того, чтобы жизнь стала лучше, как справлялся со своими обязанностями, пользовался ли авторитетом и доверием избирателей. Если в предложенном списке есть неизвестные кандидатуры, то можно обратиться к их биографическим данным. Знакомство даже с краткими биографическими сведениями позволит предположить, сможет ли претендент на власть с учетом его возраста, образования, предшествующего опыта выполнять свои функции.
Подчеркнем, что институт досрочного отзыва депутатов Госдумы РФ законом не предусмотрен, а в отношении депутатов законодательных собраний в ряде субъектов РФ он сохранился. Однако в том и другом случаях человек, получивший мандат доверия народа, должен своей работой доказывать, что избиратели не ошиблись в нем. Если же вы не видите достойных кандидатов, в том числе и среди партий, то можете проголосовать против всех. Протестное голосование избирателей — свидетельство «аномалии» управления в том или ином регионе РФ, показатель его неблагополучия.
Выборы главы государства имеют свои особенности. Президент РФ в силу занимаемой должности принимает важные, общественно значимые решения. Тем самым он оказывает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конкурентной борьбы между большим числом кандидатов.
Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен-
s ^"
ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воздействия на избирателя называются популизмом (от лат. populus — народ). Что же такое популизм? Это стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более понятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политическим шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортивная внешность, молодежная прическа и пр. Иными словами, на первый план выступает имидж в самом поверхностном, обывательском смысле.
Рациональный выбор высшего должностного лица осуществляется на основе анализа предвыборных заявлений кандидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом предвыборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Президент — это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России.
Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решительный, умный, с сильной политической волей человек, честный и достаточно жесткий в проведении своей линии.
Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия определенной политической культуры.
Шл Основные понятия: избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания. mb/ Термины: политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм.
Проверьте себя
1) Что понимается под избирательной системой? 2) Как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания»? Охарактеризуйте ее этапы. 3) В чем сходство и различие выборов по партийным спискам из-
бирательных объединений и высшего должностного лица государства?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. На парламентских выборах в Великобритании в
1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен
лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Чер
чиллю — одному из главных организаторов победы над Гер
манией во Второй мировой войне. Однако на проходивших
весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской пар
тии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незна
чительной фигурой, но, в отличие от него, предложил из
бирателям широкую и конкретную программу развития
страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.
2. Один из избирателей, прежде чем оставить в избира
тельном бюллетене одну из четырех кандидатур, включен
ных в список для голосования, провел следующую работу:
поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его
товарищи, как выглядел каждый из кандидатов на послед
ней телевизионной передаче и кто из них в наибольшей сте
пени обладает чувством юмора. Отвечает ли деятельность
избирателя современным политическим технологиям? Ответ
аргументируйте.
3. Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет
школы и вам предстоит выступить с конкретной програм
мой совершенствования школьной жизни. Разработайте про
ект этой программы.
4. В Австралии выборы в парламент осуществляются по
избирательным округам. Победившим считается кандидат,
набравший 50%+1 голос. Какой тип избирательной системы
существует в Австралии?
Аргументируйте свой ответ.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с размышлениями русского философа И. А. Ильина (1882—1954) о выборах.
Есть минимальный уровень образования и осведомленно сти, вне которого всякое голосование становится своею собственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамота, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и во енных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений...
Есть уровень необразованности, малообразованности и неосведомленности, при котором голосует не народ, а обманы ваемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охло кратия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30—40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» — и все сейчас же объявят себя сторонниками республики и федерации...
Ильин И. А Предпосылки творческой демократии // Наши задачи. —
М., 1992.—Т. 2.—С. 8.
HI! Вопросы и задания к источнику. 1) Прокомментируйте, опираясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. 2) Когда голосование на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему. 3) Актуальны ли размышления автора сегодня? Аргументируйте ответ, привлекая материалы периодической печати, практический опыт своих знакомых.