Спасибо Катрине Идсё и Николаю Фьеллю за воодушевляющую редакторскую работу.
Спасибо Лисбет Опёйен за кропотливую работу над рукописью.
Спасибо Лине Эйестад за чтение рукописи и внесение дельных корректив.
Спасибо Иде Брантцаг и Стигу Турсайнссону за чтение и полезные комментарии к материалу о круге безопасности.
Спасибо Полу-Юхану Карлсену за экспертизу материала о памяти.
Спасибо Ингер-Маргрете Свендсен за ценные соображения по поводу самоощущения и ранимости.
Спасибо моим клиентам, которые так многому меня научили в том, что касается самоощущения.
Спасибо моим детям Ханне и Туве, которые значат для меня все, за то, что разрешили мне использовать в качестве примеров реальные истории из нашей жизни.
Спасибо моему возлюбленному, Арилду, за неизменную поддержку.
Приложения
1. Немного подробнее о методике «Детки могут!»
«Детки могут!» – методика, разработанная финским психиатром Беном Фурманом и его коллегами. Дети зачастую сталкиваются с проблемами из-за того, что не владеют определенными навыками, поэтому цель методики – помочь ребенку развить тот или иной навык так, чтобы нивелировать или полностью снять проблему. Например, если ребенок научится ждать своей очереди, ему будет проще играть с другими детьми. «Детки могут!» – это методика, ориентированная на поиск решений в работе с детьми. Ее девиз таков: «Учиться чему-то всегда интереснее, чем избавляться от проблем».
Можно полностью следовать методике, можно использовать ее отдельные элементы, как поступила Гудрун в примере, приведенном в главе 8. Хотя в методике это и не прописано, я рекомендую взрослому выбрать некий навык или умение, над которым ему стоит поработать. Это подчеркнет, что и взрослые, и дети имеют потенциал для развития, и, кроме того, в этом случае взрослый разделит с ребенком ответственность за достижение изменения. Методика, само собой, предполагает, что родители активно участвуют в процессе обучения, поддерживая ребенка, однако будет еще лучше, если они и сами поработают над достижением своих целей. Кроме того, детям веселее учиться новому, если взрослые делают это вместе с ними. Ниже перечислены четырнадцать ступеней, или шагов, составляющих методику:
От проблемы к навыку.
Определите, каким навыком должен овладеть ребенок, чтобы справиться с проблемой.
Выбор навыка.
Договоритесь с ребенком о том, какой навык он хотел бы освоить.
Преимущества.
Помогите ребенку осознать преимущества от овладения этим навыком.