Деревья

Участники делятся на пары. В каждой паре ребята встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Ведущий предлагает всем закрыть глаза и слушать. Затем ведущий говорит: «Пусть каждый из вас представит себя деревом, таким, какое больше нравится. Представьте свои корни, уходящие глубоко в землю и удерживающие вас. Какой у вас ствол? Прямой и стройный или извилистый, шершавый или гладкий? Представьте свою крону, листья, послушайте, как они шелестят на ветру. Вы — дерево, стоите в лесу, такое величавое, спокойное. Идет время, льют дожди, гнутся и даже ломаются ваши ветви, но корни прочно держат вас. Приходит осень, облетают листья, вам немного жалко их, но такова жизнь. Весной вырастут новые. Светит солнце, и вы радуетесь вместе с ним. Но вот в какой-то момент вы замечаете, что рядом с вами растет такое же (или не такое?) дерево. И вы понимаете, как грустно вам одному, как хочется поделиться своей радостью и своей печалью, посмеяться с кем-то вместе. Вы уже хотите протянуть ветви, но вам становится страшно: вдруг не поймут, обидят? И все же вы решаетесь. И протягиваете руки навстречу другому дереву, и чувствуете, что то дерево тоже протянуло навстречу вам руки, и вы стоите вместе, и вам хорошо. Расскажите при помощи ветвей-рук о себе, о своих радостях и печалях, послушайте, что вам скажет другое дерево. Приходит время расставаться. Попрощайтесь с вашим новым другом. Вы еще встретитесь. Теперь можно открыть глаза и посмотреть друг на друга».

После этого предлагается поделиться ощущениями сначала в парах, а затем в общем кругу.

Планеты

Это упражнение может вызвать сильные эмоциональные реак­ции участников. Его стоит предлагать при небольших трениях в груп­пе или при ослаблении динамики и не рекомендуется проводить при острых конфликтах внутри группы, а также если подростки перевозбуждены, неспокойны.

Все делятся на две подгруппы. Группы располагаются произволь­но в комнате (пространство должно быть свободным). Для этого упражнения желательно музыкальное сопровождение. При выполне­нии упражнения нельзя говорить, можно только двигаться. Скажи­те следующее: «Каждая группа — это планета. Каждая планета жи­вет своей жизнью: мчится, дышит, цветет. Планеты, покажите, как вы живете. Покажите, чтобы было видно, что вы — одна планета, а не разрозненные метеориты. Живите, радуйтесь! Но вот на вашу планету надвигается беда (звучит соответствующая музыка), вы волнуетесь, вы понимаете, что планете предстоит погибнуть. Вы видите, что рядом погибает другая планета, и приходит решение: вместе вы выживете. Однако вам страшно: как же можно соединиться с другой планетой, тогда ведь потеряешь себя! Покажите в движении ваши чувства, ваши сомнения. Решающий момент приближается, сомнения все усиливаются, что делать? Живите, показывайте свои переживания! Вы решаетесь и медленно, отступая и наступая, приближаетесь к другой планете... И наконец, сливаетесь с ней! И это не так страшно, это даже здорово! Вы знакомитесь с жителями другой планеты, и вы не «растворились», вы выжили! Покажите, что вы ощущаете. Приходит ночь, новая большая планета спит. Упражнение заканчивается».

Можно сесть или встать в круг и поделиться впечатлениями.

Цели курса и план занятий

Итак, каких же целей мы хотим достичь, занимаясь по этой программе?

− Дать подросткам возможность получить опыт работы в атмосфере доверия, понимания, принятия, научиться осознавать и обозначать свои личные границы и уважать границы другого человека.

− Помочь подросткам научиться замечать и выражать свои чувства, понимать, что другой человек тоже имеет право на чувства.

− Дать возможность каждому подростку осознать собственную ценность и уникальность, научиться принимать других людей, понимая, что они имеют право на свою неповторимость и особенность.

− Отработать навыки взаимодействия и уверенного поведения.

Эти цели определяют выбор и последовательность тематических блоков внутри данного курса.

Почему мы предлагаем именно такую последовательность? Создание атмосферы группы начинается с принятия правил, которые дают возможность чувствовать себя увереннее и быть более открытым. Первая тема посвящена работе с чувствами, поскольку умение замечать свои чувства, грамотно выражать их, говорить о них, справляться с ними — основа дальнейшей работы. Без этих умений сложно научиться понимать и свой внутренний мир, и взаимоотношения с другими людьми.

В ходе работы по второй теме мы узнаём себя, свой характер, смотрим на себя глазами других людей.

Расширив представление о себе, мы занимаемся взаимодей­ствием между людьми, приобретаем некоторый опыт уверенного поведения (третья тема).

Ниже предлагается общий план занятий, в котором представ­лены все темы.

Что мы делаем? (Содержание занятий) Как мы это делаем? (Методы и средства работы)
Тема 1. Знакомимся и становимся группой. Мир моих чувств Принятие групповых правил, создание атмосферы доверия, принятия и защищенности. Развитие способности понимать свои эмоции, выражать чувства, справляться с отрицательными эмоциями 7 занятий Игры и упражнения на создание групповой атмосферы, в которой каждому подростку будет хорошо. Упражнения на выражение эмоций, релаксационный тренинг, работа с изобразительными средствами (рисуем красками, мелками)
Тема 2. Узнаем себя: я и мой внутренний мир Я — глазами других, расширение взгляда на себя, повышение самоуважения, понимание собственной неповторимости, проблемы взаимоотношений девушек и юношей (мальчиков и девочек) 6 занятий Специальные упражнения и игры на создание положительного образа Я
Тема 3. Взаимодействуем и становимся увереннее в себе Как познакомиться, как вести себя с девушкой или с юношей (для подростков 14—17 лет)? Как сказать«нет» и как принять «нет», что делать, если тебя не пригласили, если ты проиграл, если над тобой смеются и т.д.? 5 занятий Конкретные модели поведения, ролевые игры, анализ типичных ситуаций, психологические упражнения. Работа в малых группах
Подведение итогов 1 занятие

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: