Разведчик

Все стоят в кругу.

— Я буду очень быстро задавать вопрос, но отвечать на него должен не тот, кого я спрошу, а его сосед справа. Кто ошибся, водит.

2. Я пришел сюда...

— Ребята, мы уже немного разогрелись, и теперь мне хотелось бы объяснить, какой в наших занятиях может быть смысл для вас. Мы все пришли сюда с какими-то чувствами, надеждами, ожиданиями. В прошлый раз мы знакомились, вы поняли, что здесь интересно и тепло. Теперь подумаем вместе, как мы этот интерес будем использовать. Сделаем так: я кидаю мячик и произношу начало предложения, а вы повторяете его за мной и завершаете фразу.

Примеры предложений:

Когда я шел на это занятие...

Я думаю, что психологияэто...

Мне интересно будет узнать...

Не знаю, удастся ли мне...

Я хочу, чтобы в нашей группе...

Когда я слышу о психологах, я представляю...

На занятиях я хочу...

Я надеюсь, что...

Было бы здорово, если бы...

Я пришел сюда, чтобы...

Когда я решила записаться в группу, я...

— Хорошо, первое впечатление у всех есть. А теперь попробуем серьезно выразить смысл нашего пребывания здесь. Группа — это:

1. Хорошая компания, интересный досуг, то есть КЛУБ ДРУЗЕЙ.

2. Понимание, душевная атмосфера, помощь в трудных ситуациях, решение проблем, то есть ПОДДЕРЖКА.

3. Личностный рост, обучение жизненным навыкам, то есть РАЗВИТИЕ.

— В трех углах комнаты вы видите три таблички с надписями КЛУБ, ПОДДЕРЖКА, РАЗВИТИЕ. Теперь я попрошу вас разойтись по углам в соответствии с выбранной целью. Даже если для вас важны все три цели, надо выбрать преобладающую. Обсудите с теми, кто выбрал ту же цель, что и вы, как вы будете ее достигать. Конечно, можно ждать, что предложит ведущий. Но ведь это ваша цель, а груп­па — не то место, где вас будут продвигать к конкретной цели. Здесь у вас будет возможность самостоятельно определить пути к цели и добиться желаемого. Ведущий лишь помогает решать ваши задачи. Что вам хотелось бы добавить к нашим занятиям, чтобы они соответствовали вашим целям и намерениям?

— Если для вас группа — это клуб, то место, где, помимо занятий, вы будете собираться, то когда это будет происходить, что вы будете делать и кто за это отвечает? Когда и где соберетесь в первый раз?

— Если это в первую очередь возможность получить и дать поддержку, то что вы для этого сделаете? Попросите помощи ведущего? Будете ли собираться своей микрогруппой без ведущего? Будете ли встречаться отдельно с теми, кому нужна поддержка?

Обсуждение проводится сначала в микрогруппах, затем — в общем кругу.

3. Правила группы

На доске вопросы:

Что мне в себе не нравится?

Что нужно сделать, чтобы у меня появилось много друзей?

Что такое счастье и счастлив ли я?

Хороший я человек или не очень?

— Ребята, на эти вопросы не надо отвечать. Давайте только подумаем: могли бы вы ответить на них в группе? Вы разойдетесь по углам. В одном углу окажутся те, кто готов ответить на все вопросы, в другом — те, кто мог бы ответить на некоторые из них, в третьем — те, кто не хотел бы отвечать на эти вопросы в группе.

Может получиться 2 или 3 группы. Ведущий предлагает обсудить в группах вопросы:

Какое поведение, какие слова других людей мешают тебе говорить о своих переживаниях?

Какие действия, какое поведение других людей способствуют тому, что у тебя возникает желание говорить о своих переживаниях?

Затем ответы обсуждаются в общем кругу. Если группа не очень активна, лучше не проводить обсуждение в микрогруппах.

В результате обсуждения приходим к выводу, что нам необходимы правила, выполнение которых дало бы возможность свободно говорить о своих чувствах и проблемах.

Небольшой комментарий о введении правил в подростковой группе. Я считаю, что надо предложить несколько правил, соблюдение которых для вас как для ведущего обязательно. Таких правил может быть 2—3, но они не обсуждаются. Однажды я предложила подросткам обсудить все правила. Группа довольно агрессивно отреагировала на правило «Не опаздывать» — все были против того, чтобы вводить его. Как тут быть? Оно необходимо, поэтому лучше вежливо, но прямо сказать: «У нас не опаздывают, а кто опаздывает, приносит "сладкий штраф"». Остальные правила обсуждаются в группе. Что-то можно дополнить, что-то изъять. Почему не стоит предлагать подросткам самостоятельно формулировать правила, как это принято на тренингах? Да потому, что это не взрослые и даже не студенты, прошедшие ряд тренингов. Зачастую подростки вообще не знают, о чем идет речь. Какие такие правила? Можно натолкнуться на протест и нежелание обсуждать с малознакомыми людьми непонятно что. Обычно в таких случаях все молчат, и надо срочно что-то придумывать. Если же зачитать подросткам готовые правила, это также вызовет протест и возмущение: «На меня давят». Поэтому мы предлагаем правила, отмечая обязательные (2—3), а затем обсуждаем остальные: что оставить, что добавить, что убрать?

Пример предлагаемых ведущим правил:

  1. Опоздания: больше 5 минутсладкий штраф.
  2. У всехименная карточка, обращаемся друг к другу по именам.
  3. Нельзя бурчать под нос, шептать на ухо, говорить одновременно.
  4. Нельзя оскорблять, обижать и вообще делать кому-то больно.
  5. Конфиденциальность: не говорить о личном опыте других участников вне группы.
  6. Говорить от своего имени (не обобщая и не про всех) и тому, к кому обращаемся (не ведущему).
  7. Относиться друг к другу открыто и доброжелательно.

Принятие правил лучше провести в торжественной (каждый встает) или таинственной обстановке (полумрак, каждый по очереди берет свечку и принимает правила). Можно предложить каждому сказать о том, какое правило ему будет трудно соблюдать. Начать может ведущий:

— Мне будет нелегко с правилом конфиденциальности: родители и коллеги часто расспрашивают о вас. Но я буду стараться. Я принимаю эти правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: