Среди эмпирических методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения можно назвать следующие: опросники, проективные рисуночные тесты, методы наблюдения.
Наиболее известной диагностической процедурой изучения агрессивных проявлений с помощью опросного метода является методика Баса-Дарки. Этот опросник направлен на диагностику так називаемой мотивационной агрессии - прямое проявление реализации присущих личности диструктивных тенденций. Создавая опросник, А.Басс и А. Дарка выделили следующие виды агрессивных реакций:
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;
2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена (взрыва ярости, топанье ногами);
3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
|
|
4. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направлена против авторитета или руководства;
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленная чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия).
Цель курсовой работы: выяснить к каким видам агрессии предрасположены подростки с учетом их полового различия.
Задачи курсовой:
1. Провести тестирование видов агрессии в группе подростков с учетом пола;
2. Проанализировать результаты;
3. Сделать выводы по исследованию.
Объект курсовой работы: объектом исследования послужили ученики 7,8 и 9 классов школы «Хабад» г. Одессы, 50 мальчиков и 50 девочек.
Предмет курсовой работы: различные формы подростковой агрессии.
Гипотеза: мальчики демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной.
Методика исследования: для исследования был использован опросник направленный на диагностику мотивационной агрессии – опросник Баса-Дарки.
Испытуемым предлагалось ответить на вопросы опросника, ставя «+», либо «-» в случаи положительного или отрицательного ответа соответственно.
Обработка данных опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.
|
|
1.Физическая агрессия: «Да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «Нет» — № 9, 17,41.
2.Косвенная агрессия: «Да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» - № 10, 26, 49.
3.Раздражение: «Да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет»-№ 11,35,69.
4.Негативизм: «Да» - № 4, 12, 20, 23, 36.
5.Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» -№44.
6.Подозрительность: «Да» — № 6, 14, 22, 30,38,45, 52, 59; «Нет» - № 65, 70.
7.Вербальная агрессия: «Да» — № 7,15, 28,31,46, 53,60, 71, 73; «Нет» - № 39,66, 74, 75.
8.Угрызение совести, чувство вины: «Да» — № 8, 16, 24, 32,40,47,54,61,67.
Таблица общих результатов ответов испытуемых в баллах
(девочки)
Испытуемые | Количество набранных баллов по соответствующим формам агрессии | |||||||
6 | 11 | |||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
12 | ||||||||
- | 12 | |||||||
8 | ||||||||
- | 7 | |||||||
- | 8 | |||||||
8 | 10 | |||||||
7 | 7 | |||||||
6 | 10 | |||||||
8 | ||||||||
8 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
5 | 8 | |||||||
8 | ||||||||
6 | 11 | |||||||
6 | 6 | |||||||
7 | ||||||||
6 | 6 | |||||||
7 | 9 | |||||||
7 | 8 | |||||||
6 | 7 | |||||||
5 | 5 | 5 | ||||||
8 | 10 | |||||||
8 | ||||||||
8 | ||||||||
8 | ||||||||
6 | 10 | |||||||
- | 12 | |||||||
12 | ||||||||
- | 11 | |||||||
12 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
6 | 8 | |||||||
8 | ||||||||
12 | ||||||||
5 | 12 | |||||||
7 | 10 | |||||||
12 | ||||||||
9 | ||||||||
9 | ||||||||
8 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | 9 |
Таблица общих результатов ответов испытуемых в баллах
(мальчики)
Испытуемые | Количество набранных баллов по соответствующим формам агрессии | |||||||
7 | ||||||||
7 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | 7 | |||||||
7 | 7 | 7 | ||||||
8 | ||||||||
7 | 7 | 7 | ||||||
7 | 7 | 7 | ||||||
8 | 8 | |||||||
10 | ||||||||
8 | 8 | |||||||
8 | 8 | |||||||
8 | ||||||||
7 | 7 | |||||||
8 | ||||||||
8 | 8 | |||||||
7 | 7 | 7 | ||||||
7 | 7 | |||||||
8 | ||||||||
8 | 7 | |||||||
8 | 8 | |||||||
7 | ||||||||
9 | 8 | |||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
7 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | 8 | |||||||
9 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | 7 | 7 | ||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
9 | ||||||||
6 | 7 | |||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
7 | 7 | |||||||
7 | 7 | |||||||
9 | ||||||||
8 | 8 | |||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
8 | ||||||||
8 |
|
|