Разоблачение 3

Теперь, после того, как мы еще раз поупражнялись в вождении читателя за нос, настала пора открыть все карты. Все когда-нибудь кончается, и эта история заканчивается тоже – у нас есть достаточно много других творческих проектов, а этот мы закрываем.

Первое, что необходимо сказать – это то, что Бодхи не существует в том смысле, в каком он существует в воображении читателей этого сайта. Мы знаем, что есть люди, которые искренне верят, что «Кукрыниксы» - это фамилия, и что Козьма Прутков – реальный персонаж, и не сомневаемся в том, что и в существование Бодхи некоторые особенно увлеченные книгой люди будут верить еще долго. Тем не менее факт состоит в том, что Бодхи – это собирательный персонаж – именно этим объясняется такая труднообъяснимая многогранность «его» личности – он и художественные книги пишет, и альпинист, и музыкант, и шахматист, и из-под «его» пера выходят то откровенные сцены секса, то вдохновенные описания преданности и симпатии. «Бодхи» - это аж целых пять авторов, которые когда-то очень давно замыслили этот проект, потом забыли про него, а потом снова вспомнили и осуществили, когда подвернулся подходящий типаж, согласившийся сыграть главную роль.

Первая буква «Б» - это от имени «Богдан» - кто помнит выпуск института стали и сплавов 1987 года, тот и его конечно помнит – вечный придумщик, балагур и непоседа, который внезапно мог стать очень серьезным и цитировать по памяти целые куски из Бёме, Фауста, Аврелия Августина, запутать и распутать силлогизм и прочее и прочее. «О» - это Ольга, теперь уже дипломированный психолог, имеет свою практику в Москве как психоаналитик, а тогда – взбалмошная девчонка, проводящая время в жарких дискуссиях в разных клубах психологической направленности. «Д» - Дмитрий. Вполне добропорядочный студент горного института, домосед, кинолюбитель, единственный среди нас, который уже на первом курсе женился и родил, так что мы все могли потом обретать навыки пеленания, кормления (не грудью:), яслей, садов и пр. Любитель точных наук, скалолаз и философ в душе. Сейчас, как и многие другие, посвящает свое время бизнесу. «Х» – это Оксана. Любит подписываться как «Ксана», да еще и латинскими буквами – «Xana». Это наш литературный гений:) Сколько часов своей жизни отдала она на то, чтобы приводить наши топорные фразы в приемлемый вид, разъяснять – почему одно слово звучит так, а другое – иначе, разжевывать, показывать… она – главный локомотив художественной стороны нашего спектакля. «И» - Игорь. Увлеченный буддист, не пропускает, кажется, ни одного приезда Далай-Ламы в Европу, ученик Намкая Норбу Ринпоче и прочее и прочее. Очень начитан, владеет с грехом пополам тибетским языком – наш идейный вдохновитель, автор наиболее одиозных идей. Но это сейчас, а тогда – в 80-х годах 20-го века – «физтеховец», очень гордится тем, что получил 18 баллов и поступил на «ФОПФ» вопреки коварным проискам экзаменаторов, отличный парень, вечный тусовщик по КВН-ам, слетам авторской песни, разъедатель сердец. Увел, подлец, девушку Богдана, но дружба выдержала и это испытание, в конце концов сердцу не прикажешь, а дружба – это святое.

Все началось в 1986-м году, когда мы – студенты разных ВУЗ-ов, столкнулись у «Маяковки» не как друзья, а как бескомпромиссные соперники, почти враги. Многие, наверное, помнят то время, когда студенты «ломались» в театры за билетами. Это сейчас их можно купить на любом углу, а тогда за них приходилось бороться – в прямом смысле слова. Вечером, одеваемся в специальные телогрейки без пуговиц и карманов, едем к Маяковке или ко МХАТу – куда решат главные. Там же собираются группы из других ВУЗ-ов – кучки ребят по 10-20 человек. Самые активные и организованные – физтеховцы и «горняки». Темнеет. Ребята вяло встают в очередь в кассу, стоят, отходят, меняются, в ближайших подъездах домов прямо на лестничных площадках спим в своих теплых телогрейках – это все прелюдия. Все начинается в 7-8 утра, когда все армии собираются и начинается штурм. К 7 утра очередь в кассу уплотняется так, что человек прижат к человеку, словно приклеен – очередь прилипает к стене. Конкурирующей группе необходимо вставить в очередь два своих человека. Для этого собирается таран, и с разбегу впрессовывается в очередь между потенциально наиболее слабыми звеньями. Удар очень силен, и нередки травмы. Если удар был успешен, то это залог будущего успеха – между этими двумя начинают втискиваться «свои», пока их не выпихнули из очереди. Откатившийся к концу хвост очереди начинает тоже собирать новый таран и так до тех пор, пока кассы не откроются и не начнут продавать билеты – по два в одни руки.

В тот день все пошло наперекосяк - дежурившая у театра милиция решила провести показательную акцию, в результате чего человек тридцать оказались не в театре, а в КПЗ. Времена были суровые, в принципе залететь можно быть и по-настоящему, не только на 15 суток. Но к студентам в целом отношение упрощенное, так что кто через день, кто через два, а кто даже через три, но в конце концов все выбрались и убрались восвояси. Сутки-двое в КПЗ очень сближают, особенно если ты студент, и в голове у тебя ветер, а в попе моторчик. Вот там-то мы все и познакомились, там-то и состоялось первичное формирование нашего авторского коллектива. Страхи, волнения и споры по поводу нашего задержания переросли в дискуссию, завершившуюся всеобщим признанием того, что мы ни черта не смыслим в психологии. На волне ажиотажа было принято решение посетить какие-нибудь психологические курсы, но таковых не нашлось. Богдан не сдавался, и каким-то образом умудрился вызвать интерес у Владимира Райкова – гипнотизера, ставившего удивительные опыты на студентах-добровольцах. В состоянии гипноза студенты, ни разу в жизни не бравшие в руки кисть, писали буквально на наших глазах картины, которые вряд ли непрофессионал отличил бы от Манэ или других импрессионистов, а девушка с голосом тихим, как у мышки, вдруг начинала петь как Мария Каллас. Потрясенные увиденные и услышанным, мы преисполнились энтузиазма и не упускали случая, чтобы посетить «лабораторию» Райкова - чердачное помещение в старом московском доме, где запах пригорелой яичницы вплетался в дискуссии о сути гипноза и о безграничных перспективах творческого развития человека. Тем горше для нас был конец этой истории – советская власть не смирилась с очагом вольнодумия и начала вполне ощутимо прижимать Райкова к стенке. Погрузневшего, даже пожелтевшего от невысыпания и душевных мук Владимира мы нашли сидящим на стуле в пустой комнате на Малой Грузинской, где он и сообщил нам, что все опыты заканчиваются, и чтобы мы больше не приезжали, если нам дорога наша судьба. (Не упустим случая, чтобы выразить свое восхищение этим смелым исследователем тайников человеческой души, а также радость за него – он сумел пережить своих гонителей, и стал впоследствии президентом всемирной ассоциации гипнотизеров, продолжив свои изыскания).

Однако наши интересы прочно сосредоточились на психологии, и мы метались между «трансцендентной медитацией», которую усердно пытались привить на российской земле заезжие американо-индусы, и трансперсональной психологией, вдохновившись книгой Налимова.

В конце концов нашелся человек, который предложил нам участие в «группе-Т» - в те годы популярное направление игровой формы социально-психологического воспитания. Мы с радостью согласились и не прогадали – это событие буквально перевернуло нашу жизнь, сплотило нас пятерых в «могучую кучку» и привело к ясности, что игра в слова нам неинтересна, мы хотим делать, делать! Отныне философствующая эзотерика окончательно отошла в сторону, ушли на задние ряды полок талмуды Бейли, Штайнера, Блаватской и инженера путей сообщения Шмакова, и мы принялись штудировать Рубинштейна, Пиаже, Бехтерева, Грофа, Хорни, Успенского и Кастанеду.

Жизнь, однако, шла своим чередом, и мало помалу дела житейские стали интересовать нас значительно больше, чем вопросы герменевтики, толкования кумранских свитков и попытки сдвинуть точку сборки. Прошло несколько лет, и собравшись за очередным новогодним столом, мы с грустью констатировали, что жизнь идет, а великие свершения все как-то откладываются. В итоге было принято решение «встряхнуться», и мы согласились на авантюру Димы – на майские праздники рванули на Эльбрус. «Мир» встретил нас сильнейшей головной болью, так что прибыв к «бочкам», мы едва нашли силы, чтобы подняться на 10 метров и залечь на нары. Заодно налетела непогода, за ночь наметало под два метра снега, и, вооружившись лопатами, под напутствия Соловья и тогда еще живого Лебедя, мы спасались от горной болезни, расчищая дорожку к туалету и кухне. И что было делать пятерым разгильдяям, засевшим безвылазно на несколько дней в нескончаемой пурге в относительно теплом, но замкнутом помещении 3х6 метров? Конечно, творить! Именно тогда мы и сотворили то, что впоследствии превратилось в «Практику прямого пути» Бодхи. Если бы наши инициалы не сложились таким удивительным образом в слово, обозначающее «просветленное сознание», может мы бы и не взялись за весь этот труд, но соблазн был слишком велик. В те дни мы превзошли самих себя – мы отвергли все известные нам эзотерические учения, и сотворили миф о прямом пути, ведущем к просветлению. Откровенно говоря, у каждого из нас были свои мотивы – кого-то больше интересовал литературный аспект, кто-то честно пробовал разобрать все по полочкам, а кое кто (уж не будем говорить – кто именно) внес свой вклад в «учение» в виде откровенно стёба, издеваясь над легковерными эзотериками. Получилось то, что получилось – гибрид осла и бегемота, и нам пришлось впоследствии приложить немало труда, чтобы всю эту разношерстную отсебятину привести к более или менее гладкому виду. Наш энтузиазм подогрело и то, что живший с нами в одной бочке шестым (в предбаннике) парень оказался бойким малым, и не долго думая предложил себя на роль патриарха нового учения. В преферанс он играл превосходно, за словом в карман не лез (чем, кажется, не на шутку злил Игоря), а на третий день и вовсе сотворил невесть что – в 3 утра встал и ушел наверх – на вершину. И это в пургу. Кто был на Эльбрусе – тот знает, что это равносильно самоубийству. Спасателей Соловей решил не посылать – мол один труп – это еще куда ни шло, а десять трупов – это уже никуда не годится. Но парень вернулся, и даже не обморозился. До «Приюта 11» дошел легко, до скал Пастухова поднялся на одном дыхании, вверх в седло дошел на честном слове, а как зашел на вершину, и сам не знает – повезло, говорит. На спуске, как водится, недостаточно далеко прошел траверсом под восточной вершиной, и ушел вниз в самые сбросы. Там-то и закончилась бы его история, если бы не интуиция и плотный снег, забивший трещины. Потрясенные его чудесным возвращением, мы не сомневались – такой парень сыграет свою роль. И он сыграл – спасибо ему.

Откровенно говоря, мы тогда даже не представляли себе, что наша небольшая мистификация окажется столь жизнеспособной. Нам все время было жалко забросить эту идею – постоянно возникали новые идеи, в игру вовлекалось все больше случайных посетителей сайта, и наш «патриарх» вдруг увлекся процессом и стал довольно активно помогать нам оживлять картину.

Но любой телеспектакль рано или поздно заканчивается – закончился и наш. Главный герой устал от своей роли, автор сценария присмотрел для себя новые идеи, режиссер родил третьего отпрыска, оператор пишет докторскую… Идея себя исчерпала, достигнув той степени популярности, какой вообще можно достичь в условиях кукольного эзотерического театра, ведь по настоящему популярной теорию можно назвать тогда, когда о ней спорят те, кто её не знает, значит наша «теория» оказалась вполне успешной.

Но зрительный зал не пустеет! Черт побери, что же с этим делать? Уйти без поклона – не «комильфо»…

Дорогие зрители. Скажем напоследок откровенно – вы тоже несете отчасти ответственность за то, что увлеклись представлением и выскочили на сцену, смешав фантазию и реальность. Нет, мы конечно же не хотим сказать, что все, написанное в «Пути» - пустая компиляция и не несет в себе частичку нашего опыта и души – без этого нам не удалось бы создать столь достоверную трагикомедию. Хотя… будем уж откровенны до конца – часть «труда» была создана с помощью компьютерного компилятора текстов – что-то типа продвинутой обезьяны за пишущей машинкой. Было желание и немного посмеяться над легковерной аудиторией, решившей найти смысл жизни в доморощенных конструкциях. Ребята – не увлекайтесь вы отсебятиной, поймите – жизнь подобна коробку спичек: обращаться с ней серьезно – глупо, а несерьезно – опасно. Если ты всерьез решил посвятить себя духовному поиску – это прекрасно, ей богу, это замечательно, и черт побери нас всех, если мы не скрестим за тебя пальцы и не «пошлем тебя к черту», если ты выберешь Путь истинного служения и поиска, ведь есть и буддизм, и православие, и йога… – тысячелетним опытом опробованные Пути, зачем же сгорать на чужом огне тщеславия и некомпетентности?

Да, хотелось немного сыграть и на «сексуальной революции», хотя мы отнюдь не ханжи, и не можем не признать, что есть много вещей, которые лучше, чем секс, много вещей, которые хуже, но ничего даже отдаленно похожего не существует. И вообще - секс - это наследственное. Если твои родители им не занимались, по всей вероятности и ты не будешь.

Насчет художественных книг, и «Майи» в частности – помни, что от слов и фраз надо брать себе только жилы и расплескивать кровь.

Насчет тщательного анализа и различения своих восприятий – помнишь историю про слепых мудрецов, которые ощупывали слона и первый сказал, что слон – большой и толстый – он трогал слона за ногу. Второй сказал, что слон – мягкий и широкий – он трогал слона за ухо. Про третьего история умалчивает, а напрасно – третий только было открыл рот, чтобы сказать что-то свое, но слон случайно раздавил его – только мокрое место осталось, и он больше не изрекал глупостей.

Насчет концепций – ну во всем надо знать меру. Конечно, глупо быть роботом, исполняющим невесть кем написанные программы, и мы сами хотим понимать – что и зачем мы делаем, и все же… опасно отнимать у тигрицы тигренка, а у женщины ее заблуждение. Ксанка с этим согласна, Ольга – нет, и прекрасно. Помните русские сказки про Ивана-дурака? Неспроста это ведь, а? В долинах глупости все еще растет для философа больше травы, чем на голых высотах разумности, поэтому не выхолащивайте рассудок в набор шестеренок - все непонятое тобой дает всходы. Особенно обидно, когда умный человек – дурак, правда? Не будьте дураками, не западайте на «простые и прямые пути», а то получится как в анекдоте: только начинаешь соображать что происходит, как перестаешь понимать что творится…, и стремясь к вершине, помни, что это может быть не Олимп, а Везувий. Без предоплаты работает только Дьявол.

И как было не поспекулировать на около-Кастанедовские темы про «отсутствие я»:) Но для нас «Я» - это пространство, а не позиция. Ложь некоторых кровоточит сильнее, чем правда других.

И во всякой рефлексии тоже надо знать меру, почаще вспоминай, что ты – творение Бога, а стало быть прекрасен по определению. Надо быть очень смелым и честным, чтобы суметь безмятежно любоваться собой.

Ну, пора и честь знать. Еще раз поклоны всем зрителям – и тем, кто освистывал представление, и тем, кто так увлекся, что выскочил на сцену и стал самозабвенно жить и переживать на ней. Спасибо и главному герою – он тоже многому нас научил, подойдя к своей роли творчески, зачастую даже непредсказуемо! Он хорошо поработал - получал литературные премии, общался с читателями, "обучал новичков". Успехов ему во всем – даже немного жаль, что наши пути расходятся. Всем спасибо, hasta la vista!

Б.О.Д.Х.И.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: