Юрий Иванович Горохов

Юрий Иванович Горохов родился 1 августа 1921 г. в деревне Федосцыно, ныне Заволжского района. Рабо­тал токарем на заводе в Ки­нешме, учился в аэроклубе. В 1939 г. окончил Первое Чкаловское военное авиаци­онное училище.

На фронте с июля 1941 г. Совершил 350 боевых выле­тов, в 70-ти воздушных боях лично сбил 24 и в группе 10 самолетов противника. По­гиб в воздушном бою 1 (4) ян­варя 1944 г. На именном са­молёте «ЯК-7» «Александр Пушкин», врученном Юрию Горохову как Лучшему летчику Юго-Западного фронта, наш зем­ляк сбил четыре вражеские машины.

Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., медалями.


***

Верхушка высокой сосны гнулась и качалась, но Юра на это не обращал никакого внимания. Обхватив ствол руками и запрокинув голову, он не мог оторвать взгляда от небесного купола с редкими застывшими облаками.

- Наш Юрка опять залез на сосну, не свалился бы! – сказала Лариса.

Анна Степановна добродушно улыбнулась:

- Ничего, ловчее будет!

Голос Юры был заглушен рокотом внезапно появившегося аэроплана. Блестя на солнце серебром крыльев, он медленно пролетел над деревней. Юрий увидел со своей верхушки, как на улицу высыпали ребята. Они дружно закричали:

- Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман!

Юрий вспомнил, как совсем недавно он также кричал вместе со своими друзьями-мальчишками, завидя в небе стальную птицу, но сейчас… Сейчас ему самому хотелось взять в руки штурвал, рвануться на стальной птице в заоблачную высь, «преодолеть пространство и простор», как поется в песне…

Домой он пришел задумчивый и присмиревший, взял с полки цветные карандаши и папку, где хранились его рисунки, вытащил чистый лист, сел за стол, начал что-то старательно рисовать. Через некоторое время Анна Степановна, хлопотавшая по хозяйству,


проходя мимо, заглянула через плечо сына. На листе гордо парил краснозвездный аэроплан.

Мать потрепала сына по волосам и, заглянув в его глаза, спросила:

- Учиться на летчика хочешь?

- Хочу! Очень хочу!

- Школу кончи, а там видно будет!

В доме все уже спали, только Анна Степановна, сидя у стола, при слабом свете керосиновой лампы пришивала наполовину оторванный карман Юриной куртке. Она тихо вздыхала про себя: «Ох, уж эти мальчишки, все на них горит!» Слова сына о желании стать летчиком всплыли в ее памяти. За хлопотами дня она об этом совершенно забыла. Зато сейчас, в тишине заснувшего дома, мать вновь вспомнила их. Впервые сын так определенно высказался, кем хочет быть. «Неужто и вправду задумал стать летчиком?» - с тревогой думала мать, - еще разобьется, не дай бог!» И тут же себя утешала: «А может, и ничего! Сколько знакомых ребят ушли учиться в аэроклуб! А может и передумает, ведь еще совсем ребенок!».

Закончив работу, она погасила свет, но уснуть никак не могла, все думала. «Впрочем, - размышляла она, - настойчивый он парень, упорный и смелый. Последнее время все крутится около трактористов и механиков….

 
 


А разговоры только о моторах, да машинах…. Сам смастерил деревянную легковую машину. Целыми днями просиживал за работой, а потом лихо водил ее по улицам. Даже взрослые стали пророчить:

- А Юрка у вас, небось, станет видным человеком. Уж очень смышлен!»

* * *

Юрию было 12 лет, когда их семья переехала в Кинешму. Отца, Ивана Парфеновича, перевели на новую работу.

Юрий Горохов поступил в школу, где до революции учился известный комиссар гражданской войны Дмитрий Фурманов.

Новенький быстро сдружился со школьными товарищами, расположил к себе педагогов серьезным отношением к учению. Увидев способность Юрия к рисованию и его любовь к литературе, ребята дружно проголосовали за избрание Горохова в редколлегию стенгазеты. И, правда, его рисунки на злобу дня оживляли газету.

Это были годы, когда наша молодая страна переживала бурный расцвет роста.

В эти годы юная советская авиация упорно штурмовала просторы пятого океана. Был брошен девиз: «Летать выше всех, быстрее всех, дальше всех!» И воображение ребят было поражено героическим беспосадочным перелетом летчиков В. Чкалова, Г.Байдукова и А. Белякова.

Затем в газетах запестрели сообщения о полете отважных женщин-летчиц П. Осипенко, М. Расковой, В. Гризодубовой на самолете «Родина».

Юрий окончательно утвердился в своем решении стать летчиком. Он слышал – в Кинешме существует аэроклуб. Побывал там и узнал, что в клуб принимают лишь с 16 лет. Тогда юноша твердо решил, что в этом году он закончит седьмой класс, пойдет работать на завод, чтобы поддержать семью, и одновременно поступит в аэроклуб. Своими планами он поделился с отцом. Иван Парфенович по-новому взглянул на сына и удивился – перед ним был уже взрослый человек.

И вот наступил день, когда Юрий, тщательно одевшись и причесавшись, вместе с отцом отправился на завод имени Калинина, где был зачислен учеником токаря.

Исполнилась и вторая его мечта – он поступил в аэроклуб. Началась новая жизнь.

Семья Гороховых жила в Пелевинском поселке. Юрию приходилось вставать в три часа, чтобы успеть на аэродром к полетам, первым выполнить летное задание и к 8.00 быть у своего станка.

- Парень – кремень: ни вздохов, ни нытья от него не слышно, - заметил как-то Иван Парфенович, обращаясь к жене.

 
 


- Да что говорить – настойчивый, - согласилась Анна Степановна.

Настойчивость и упорство Юрия дали ему возможность преодолеть трудности – сдать на «отлично» экзамен на токаря и успешно учиться в аэроклубе. Вместе с ним в аэроклубе учились и другие ребята с завода. Среди них был и Виктор Михайлович Ошарин.

До осени 1938 года Горохов работал токарем в механическом цехе.

В ноябре 1938 года молодой рабочий, отлично окончивший аэроклуб, уехал на учебу в Оренбугрское летное училище, то самое, которое окончил Валерий Павлович Чкалов.

В марте 1940 года Юрий Горохов, закончил училище и был направлен в город Читу. А через год началась Великая Отечественная война. С первых дней Юрий Горохов на фронте, на защите Москвы.

Уже в первых боях он проявляет замечательные качества летчика-истребителя. В одном из его наградных листов сообщается: «Свою боевую деятельность Горохов начал, будучи младшим лейтенантом, командиром звена 13-го истребительного авиаполка, летая на самолете «И-16». За период командования звеном с 13 июля по 20 сентября 1941 года лично провел на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовку и разведку войск

противника 65 боевых вылетов, участвовал в 15-ти воздушных боях, в которых умело использовал летные качества своего самолета, сбил три самолета противника «ХЕ-126» и два «Ю-88».

           
   
 
   
 
 


20 сентября 1941 года в неравном бою Юрий Горохов уничтожил два «мессершмитта». Наши самолеты легли уже на обратный курс, но над линией фронта попали под сильный заградительный огонь противника. Зенитный снаряд пробил кабину Юрия. Его ранило в голову. Он едва дотянул до своего аэродрома. Из кабины Юрия вытащили в бессознательном состоянии.

В госпитале Горохов все время рвался на фронт несмотря на то, что раны были очень тяжелые и требовали длительного лечения. Но лишь в феврале 1942 года ему разрешили вернуться в строй.

В период тяжелых боев 1942 года молодой лейтенант продолжал успешно громить врага, записывая на свой боевой счет все новые и новые вражеские машины. А в дни празднования годовщины Октябрьской революции у Юрия Ивановича был двойной праздник – его наградили первым боевым орденом – орденом Красного Знамени. Правительственная награда окрылила молодого командира. В последующих боях он проявляет еще больше мужества и отваги.

В начале декабря этого же года, в паре с лейтенантом В. Коломоецом, Горохов одержал победу в воздушном бою против 24-х фашистских бомбардировщиков.

В начале нового, 1943, года Юрия Горохова приняли в члены Коммунистической партии. За личную отвагу и мужество,


за отличное руководство подразделением Горохов был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В этот же период он получил назначение на должность командира 2-й эскадрильи в 162-й истребительный авиаполк.

В новой части Юрий отдавал все свои силы и знания, чтобы оправдать доверие, которое ему оказывали. Ему хотелось сделать свою эскадрилью спаянным боевым коллективом, наносящим неотразимые удары по врагу. Он старался ближе и лучше узнать людей своего подразделения, был внимателен и требователен к своим подчиненным. Как вспоминает бывший летчик эскадрильи А.Е. Попов, на Орловско-Курской дуге Юрий Иванович спас ему жизнь, буквально из-под хвоста самолета выбив немецкий истребитель «ФВ-190».

       
   
 
 


Горохов передавал летному составу не только свой боевой опыт, но и опыт прославившихся мастеров воздушного боя – Покрышкина, Глинки, Луганского. Командир 162-го истребительного авиаполка подполковник П. Коломин высоко ценил боевые качества и организаторские способности нового командира эскадрильи. В одном из наградных листов он пишет: «Летчики его (Горохова) эскадрильи не знают поражения в воздушных боях против фашистских стервятников, владея в совершенстве боевыми самолетами, обладая исключительной волей и дерзостью в воздушном бою»…

28 июня 1943 года Юрию Ивановичу Горохову, как лучшему летчику-истребителю, был вручен именной самолет «Александр Пушкин».

История этого самолета такова. Московский писатель-пушкинист Иван Алексеевич Новиков в канун 106-й годовщины со дня смерти А.С. Пушкина собрал средства для постройки самолета. При поддержке партийных и общественных организаций города Каменск - Уральска Новиков провел пушкинскую декаду, выступая с чтением лекций о поэте и отзывов из нового, тогда еще неопубликованного, романа «Пушкин на юге». Средства на создание боевого самолета были собраны (более 130 тысяч рублей) и переданы писателем в фонд обороны…


И вот на новом истребителе «ЯК-7» с гордой надписью «Александр Пушкин» Горохов вступил в жестокие схватки с врагом в небе над Орловско-Курской дугой.

 
 


В этой битве воинское мастерство Горохова достигло наивысшего совершенства. Краснозвездный ястребок смело врезался в армады фашистских бомбардировщиков, сбивал их или заставлял беспорядочно сбрасывать бомбовый груз, вел жаркие победоносные бои с многочисленными «фоккевульфами», считавшимися лучшими вражескими истребителями. О замечательных боевых делах Горохова в этот период неоднократно сообщала фронтовая печать. Грудь героя украсил новый орден Александра Невского.


На страницах газеты 1-ой воздушной армии была опубликована телеграмма писателя И.А. Новикова, в которой он поздравлял личный состав эскадрильи и ее командира с замечательными боевыми успехами.

…Двадцати двух лет от роду, 1(4) января 1944 года, в тяжелом неравном бою Юрий Горохов погиб. Он похоронен на воинском кладбище села Красное Смоленской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза за совершение более 300 боевых вылетов, 23-х сбитых лично вражеских самолетов и 10-ти в групповых. Полк, в котором служил Юрий, поклялся жестоко отомстить врагу за жизнь своего любимого товарища. С его именем они громили врага не только на нашей территории, но и в самом логове фашистов Берлине…

Героическая жизнь и подвиги Юрия Ивановича Горохова не только сохраняются в памяти его боевых друзей, но и вдохновляют советских людей и нашу молодежь на славные дела во имя Родины.

Е.Кирпонос, М.Новикова

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: