До войны в Кинешме работал аэроклуб ОСОАВИАХИМа имени С. Леваневского. Здесь без отрыва от производства овладевали летным делом юноши и девушки нашего города. Многие стали военными летчиками и в огненные годы Великой Отечественной войны отважно сражались с гитлеровскими стервятниками, проявляя мужество, отвагу и героизм. В начале 80х-годов красные следопыты комнаты школьника профсоюзного комитета завода «Автоагрегат» задались целью воссоздать историю аэроклуба. Об этом рассказала их руководитель, Людмила Семеновна Шлюндина:
«Началось это так. Мы с ребятами читали книгу о
Героях Советского Союза - наших земляках. Кто-то заметил, что среди них много летчиков, очевидно, это неспроста. Просмотрели статьи еще раз. В рассказе о Г. С. Лебедеве упомянуто, что он закончил Кинешемский аэроклуб. Интересно, если среди выпускников аэроклуба есть Герои, то сколько же просто замечательных летчиков вышло из его стен!
Пошли в военкомат, в краеведческий музей, горком ДОСААФ -никто ничего конкретно не знал. Стало обидно, неужели такая страница из истории города закрыта для кинещемцев? И решили
искать.
|
|
Заинтересовался Г. С. Лебедев, рассказал нам, что помнил об аэроклубе, подсказал, где найти трех бывших курсантов. Мы обратились к ним, те еще вспомнили, и потянулись ниточки в разные стороны. А когда пришло первое подробное и теплое письмо от летчика Л.Г. Киселева из Коломны, ребята воодушевились и решили, что делают нужное дело. Полетели запросы в города и республики нашей страны, началась работа в архиве, адресном бюро, со справочной литературой. Но главное, конечно, встречи.
Беседы с ветеранами, их воспоминания о боевой юности, переписка с фронтовиками помогли ребятам почувствовать сердцем величие народного подвига. Бывшие летчики с радостью рассматривали старые фотографии, которые сохранились у одного из инструкторов аэроклуба, К. В. Кутичева. Говорили о каждом, кого помнили, встречали на фронте. Записать рассказ ветерана, воскресить для истории чье-то имя, эпизод — в этом смысл «Летописи Великой Отечественной», а для ребят — ее страница со своими переживаниями, живым участием, сочувствием, уважением.
Благодаря отзывчивости всех, к кому мы обращались, нам удалось восстановить некоторые факты из истории аэроклуба.
Ближе, роднее стали и имена тех летчиков, что отдали свою жизнь, защищая Родину. Бывший курсант В. А. Соловьев, разглядывая групповой снимок аэроклубовцев выпуска 1938 года, рассказал, что из 26 остались в живых после войны только четверо. Память о них живет в сердцах следопытов.
Судьбы во время войны у всех бывших курсантов аэроклуба сложились по-разному. Не все стали летчиками, некоторые были направлены в десантные войска, другие - разведчики, многие сражались в партизанских отрядах. Но каждый своим делом приближал Победу. И помогли выдержать испытания, выполнять боевые задания закалка и знания, полученные в аэроклубе».
|
|
…Шла вторая пятилетка. Росла индустриальная мощь Страны Советов. Была создана отечественная авиационная промышленность. Появились первые советские самолеты.
И вот тогда, в 1935 году, в интересах развития народного хозяйства и укрепления оборонной мощи страны партия провозгласила лозунг «Комсомольцы – на самолет».
Комсомол Кинешмы живо и заинтересованно откликнулся на призыв. В том же году усилиями горкома ВЛКСМ, горкома ОСОАВИАХИМа (ныне ДОСААФ) и горкома партии в Кинешме был создан аэроклуб. Первоначально он размещался в здании горвоенкомата.
Страстное желание овладеть самолетом, летать и прыгать с парашютом привело сюда рабочих парней и старших школьников. Они успешно совмещали работу на предприятиях и учебу в школах с занятиями в авиационном клубе. Вставали в три утра, шли через город на аэродром, а в восемь утра уже были на своих рабочих местах.
Молодые парни и девчата в те далекие годы сами раскорчевали площадку для аэродрома, собрали первый самолет.
Учёба в аэроклубе закалила характер, научила быть стойкими, сильными, решительными. Помогать друг другу во всём, поддерживать в трудную минуту.
Уже в сентябре 1935 года состоялся первый выпуск инструкторов парашютного дела.
Затем открылось и лётное отделение. 6 августа 1936 года «Приволжская правда» в статье «Самолеты уходят в небо» сообщила о первых самостоятельных полетах аэроклубовских курсантов. «Стрелки часов показывали половину третьего утра, а С.А. Цыбулько, начальник летной части аэроклуба, был уже на ногах. «Старый воздушный волк» молча ходил по аэродрому и что-то напряженно обдумывал. К тому были основания. В то утро предстояли первые самостоятельные полеты его питомцев впервые в Кинешме».
Благодаря ему первыми самостоятельно поднялись в голубой небесный простор токарь тогда металлозавода имени М.И. Калинина, стахановец В. Ошарин, мастер Б. Катыхов.
О радостях тех дней аэроклубовец В. Волков написал:
На старт выруливаю точно,
Даю мотору сильный газ.
Бежит земля. На крыльях прочных
Держусь я в небе первый раз.
Машину выровнял. Снижаюсь.
Сажусь на мягкую траву.
Судьбе спасибо – я летаю!
Мечта свершилась наяву!
Учлеты, занимаясь без отрыва от производства, не жалели сил, энергии, чтобы стать пилотами. Как вспоминает К. Кутичев, все
свободное время проводил на аэродроме. После занятий ровняли посадочную площадку, строили ангары, готовили к полетам самолеты. Особенно трудно было зимой. Но, несмотря ни на что, учились успешно.
За годы работы аэроклуб подготовил около 400 летчиков. Из него юноши и девушки выходили сильными духом, мужественными людьми. Из учлетов была подготовлена группа инструкторов-общественников, что дало возможность расширить ряды курсантов.
Инструктор В.К.Катичев и В.М.Ошарин совершили первые среди курсантов самостоятельные полеты на «У2».
Инструктор С.А. Цыбулько в 1941 году вместе с другими инструкторами уехал добровольцем на фронт. Был командиром авиаотряда. Погиб во время очередного полета за линию фронта, к партизанам.
В аэроклубе были и девушки. Первой девушкой в Кинешме, получившей свидетельство пилота, была Рая Швечикова.
Борис Катыхов стал летчиком бомбардировочной авиации, отважно сражался с врагом, нанося жестокие удары по войскам и тылам противника. Погиб смертью храбрых в 1943 году. Виктор Волков служил в авиабригаде на Дальнем Востоке. Б.Замышляев дважды таранил вражеские самолёты, К. Смуров и Д. Боровков повторили подвиг Н. Гастелло.
|
|
Среди аэроклубовцев есть заслуженный лётчик-испытатель А. Г. Солодовников, лауреат государственной премии В.А. Беляев, участники Парада Победы К.И. Кудряшов и Л.Н. Бусурин.
Самый большой набор, 1940-1941 годов, имел новую программу. Вот как вспоминает этот год пенсионер МВД В.Н. Неклюдов: "Мы впервые в истории аэроклуба начали полёты на самолёте «У-2» в зимнее время на лыжах. Не так легко было в сильные морозы и снежную пургу ходить строем на аэродром, а там чистили поле от снега. Кроме того, требовались большие усилия, чтобы запускать двигатели самолётов в сильные морозы. Несмотря на все трудности, научились выполнять фигуры высшего пилотажа. Каждый учлёт, согласно программе, выполнил по 62 самостоятельных полёта..."
Последний выпуск аэроклуба был в 1942 году. Тогда клуб был закрыт, а инструктора ушли добровольцами на фронт. Учебные самолёты были направлены в женский ночной бомбардировочный полк. Фашисты очень боялись этих самолётов, т.к. они летали низко и подкрадывались бесшумно.
Из аэроклуба вышли Герои Советского Союза Виктор Беликов, Юрий Горохов, Виктор Кудрявцев, Геннадий Лебедев, Василий Панфилов, Николай Смирнов, Владимир Стрелков и другие знаменитые воздушные бойцы.
|
|
|
|