Боевые флаги корабля

«Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка - это флаг корабля.

Капитан, капитан, подтянитесь,

Только смелым покоряются моря!»

Василий Лебедев-Кумач (песенка о капитане)

В ходе Северной войны (1700—1721) освобождение Орешка (Шлиссельбургской крепости) было одной из ключевых задач, т.к. именно эта крепость открывала для России выход в Балтийское море, жизненно необходимый для развития страны.

Перед Петром 1 стояла трудная задача. Крепость Нотебург к началу 18 века была вполне обороноспособна. А шведы в то время господствовали на Ладожском озере, и островное положение Орешка делало овладение крепостью особенно трудным. Гарнизон насчитывал около 500 человек и имел 140 орудий. Находясь под защитой мощных крепостных стен, он мог оказать серьёзное сопротивление. Трудность овладение крепостью усугублялась тем, что русские не имели флота. Готовясь к штурму Орешка, Петр 1 приказал построить в Архангельске 2 судна. Эти суда, волоком через тайгу и болота перетащили до Онежского озера, где их спустили на воду. Они прошли Онежское озеро, Свирь, вышли в Ладогу.

16 августа (по новому стилю) 1702 года, за девять месяцев до основания Санкт-Петербурга, Петр Первый на тринадцати военных кораблях посетил Соловецкий архипелаг. Военный лагерь, прибывший с Петром Первым расположился на Большом Заяцком острове. По его указу на Большом Заяцком острове была в недельный срок построена церковь Андрея Первозванного, где был освящён Морской Флаг государства.

Параллельно со строительством церкви Андрея Первозванного, Петр построил на острове классический лабиринт – к двенадцати уже имеющимся древним.
После освящения флага эскадра направилась к поморскому селу Нюхча, откуда Петр начал военный поход, завершившийся победой на Неве и выходом к Балтийскому морю. В мае 1703 года, в дельте Невы, на Заячьем острове началось строительство крепости, из которой и вырос город Санкт-Петербург.

Активно занимаясь парусным спортом, мне повезло ежегодно в июле-августе участвовать со своей командой на северодвинской яхте «Экспромт» в Соловецкой парусной регате, которая длилась 10-12 дней в зависимости от капризов часто меняющейся северной погоды, а вместе с переходами из Северодвинска на Соловки и обратно на все уходило около 15 дней. Но каких незабываемых дней! Каждый раз Белое море удивляло своими новыми и новыми красотами и штормами, порой доставлявшие немалые трудности и серьезные проблемы. Которые мы командно всегда дружно и успешно решали. Т.е. трудности были, но были преодолены. Без этого в море под парусом не бывает. Побывал я и на острове Заяцкий, где находятся всем известные древние рукотворные каменные лабиринты и знаменитая церковь Андрея Первозванного. Страшно было слушать рассказ экскурсовода про времена сталинских репрессий, когда эту церковь сделали накопителем для пересыльных женщин. В малюсенькое помещение церкви их загоняли до 200 человек! Все они могли там находиться только стоя, плотно прижавшись друг к другу. Потом все эти женщины куда-то бесследно исчезали…. Святое, но страшное это место.

Именно в церкви Андрея Первозванного16 августа 1702 года Петр Первый тогда и освятил Морской флаг государства перед знаменитым походом к Орешку. На Соловецкой регате 2001 года мне и пришла идея освятить флаги нашего «Аксона» именно на этом же месте, где это делал когда-то знаменитый русский царь. Впоследствии на Русском флоте после спуска любого военного корабля на воду, проводился обязательный ритуал освящения корабля и его флага.

Фото Г10.1: освящение подводной лодки «Львица» и ее Андреевского флага.

Завод «Ноблесснер», г. Ревель, 10.12.1915г.

(фото из коллекции автора)

Сказано – сделано. В мои планы входило освятить самый первый Военно-морской флаг 1971 года, который бережно сохранил первый командир Иван Литвинов, передав его мне на дальнейшее хранение к юбилею корабля, а также наш Андреевский флаг, что ежедневно поднимаем в 8 часов утра на флагштоке на боевой рубке. Эти два флага достойны такого ритуала, да еще в таком святом месте.

Была проведена большая работа с историческими материалами, а директором Соловецкого музея-заповедника Михаилом Васильевичем Лопаткиным нам была оказана огромная бескорыстная помощь в организации и проведении ритуала освещения боевых флагов подводной лодки. Более 30 лет М.В.Лопаткин работает в музейной сфере. Свою профессиональную деятельность начинал именно на Соловках (1976–1983). Работал директором музея-заповедника «Кижи», Новгородского музея-заповедника. Пять лет М.В.Лопаткин поднимал Соловки. Никто не верил, что получится. Смог. Теперь говорит, что сделал там все возможное. Ситуацию стабилизировал. Осталось поддерживать и развивать. А сейчас он возглавляет музей деревянного зодчества "Малые Карелы", что находятся недалеко от Архангельска.

Фото Г10.2: М.В.Лопаткин- директор Соловецкого музея-заповедника

(фото автора)

В 2005 году его сменил энергичный и увлеченный историей Владимир Шатков, с которым через некоторое время мне пришлось работать по организации очередной Всероссийской Соловецкой парусной регаты, посвященной 50-летию атомного подводного флота. Но об этом, читатель, будет другой рассказ.

В помощь нам и для сопровождения на острове Большой Заяцкий Михаил Васильевич назначил свою дочь Елизавету, которая дополнительно организовала для нас очень хорошего экскурсовода Сергея и доставку к острову на катере местной службы МЧС. На яхте к острову не подойти из-за ветра и мелкого района плавания.

Фото Г10.3: Елизавета Лопаткина. Бухта Благополучия, о.Большой Соловецкий

Из Северодвинска мы отправились на Соловки на крейсерской парусно-моторной яхте «Экспромт» загодя, за три дня, чтобы иметь запас времени с поправкой на погоду, утряску организационных вопросов и на отдых. В моей команде были только наши офицеры-подводники, которые выразили свое желание пойти со мной. Дима Оглодков отвечал за организацию питания и поддержание порядка на яхте. Вместе со всеми он нес вахты на шкотах, работал с парусами. После этого плавания он навсегда остался в команде и каждый год помогал нам готовить яхту к навигации. Максим Печеный занимался с Дмитрием Назаренко навигацией и также нес вахты на шкотах. Оба офицера были штурманской специальности, поэтому этот выход в море послужил им дополнительными уроками по навигации и морскому театру. Коллектив собрался хороший, молодой и веселый. За двое суток при слабом ветре мы добрались до пункта назначения. По пути пытались ловить рыбу на спиннинг, но так ничего не поймали. Зато вдоволь наговорились на разные морские темы.

Фото Г10.4 Команда офицеров «Казани» перед убытием на о.Большой Заяцкий

16 августа 2003г., о.Большой Соловецкий

Прибыв на остров, мы ошвартовались в старинном доке под самыми сиенами Соловецкого монастыря. Погода резко испортилась и моросил мелкий дождь. Но это нисколько не расстроило нас, так как на берегу нас уже ждала затопленная баня моего знакомого местного помора, с которым я заранее договорился о приеме нас в свою избу. Он жил в старом бревенчатом просторном доме, такая же была просторная его баня, построенная в лучших поморских традициях. После швартовки к нам сразу подошел гонец из музея и договорился о времени нашей вечерней встречи с начальником и знакомством со священнослужителем, который будет проводить ритуал освящения флагов корабля.

Остаток дня прошел по намеченному плану, поэтому мы смогли вовремя и хорошо отлично подготовиться к главному мероприятию следующего дня. Дождик не переставал моросить, но нас это нисколько не отвлекало от задуманного.

Переезд на о.Большой Заяцкий прошел отлично. Катер МЧС с двумя мощными двигателями нес нас вперед с большой скоростью. Встречный ветер срывал все, что было плохо закреплено. У Димы Оглодкова сильным порывом чуть не унесло в море фуражку. По пути разговорились с Отцом Петром, который оказался весьма разговорчивым и очень хорошо относился к морякам. Много расспрашивал нас о нашем подводном быте, как питаемся, где и как спим, как вахты несем. Он очень приветствовал наше мероприятие и благословил его. Много интересного от него узнали из истории Соловков, о чем еще нигде никто и нигде не писал. Много тайн хранит эта суровая поморская земля. Много крови человеческой пролилось на этих островах в годы репрессий времен Сталина и далеких войн Древней Руси.

Но вот и остров. Мы прибыли во время. На Большом Заяцком нас уже ждали ребята из музея. Они подготовили для нас экскурсию по таинственным каменным лабиринтам, которые много веков тому назад выложили древние люди, населяющие тогда эти и земли.

Фото Г10.5: В ожидании службы внутри церкви Андрея Первозванного

Около церкви Андрея Первозванного нам провели ознакомительную короткую экскурсию, рассказали как ее строили по указу Петра Первого, рассказали о всех достопримечательностях этого небольшого острова, по которому нас позже проведут и все покажут и расскажут.

Зайдя внутрь церкви мы удивились ее небольшому объему и чистоте. На бревенчатых стенах сохранились надписи времен ГУЛАГа, когда сюда загоняли заключенных людей. От них остались только царапины на стенах и дух, витающий под потолком. Внутри была очень и очень простая обстановка, службы здесь начали проводить совсем недавно после мелкого ремонта пола и крыльца. Дерево стен отлично сохранилось, на нем не видно никаких гнилостных проплешин или плесени. Действительно святое место!

Затем в помещение зашел Отец Петр и начал службу. Все было так необычно и торжественно, что мы не заметили, как прошли тридцать минут отведенного на это времени. После чтения молитвы Отец Петр приступил к освящению флагов нашего корабля. Все было очень просто, естественно, с добротой в душах всех присутствующих. После освящения флагов святой водой, каждый из нас зажег по свече и установил их под образом, обрамленного белым чистым полотенцем с вышитыми по краям поморским узором.

Вот и все. Мы немного задержались внутри и постояли тихо, без слов. Что-то было особенное в окружающем нас пространстве. Нигде и никогда мы не испытывали такого легкого состояния души и тела. После выполненного ритуала мы вышли наружу, одели свои головные уборы и сделали несколько групповых снимков с развернутыми флагами на память об этом дне.

Фото Г10.6: Служба перед освящением флагов.

Фото Г10.7: Участники ритуала освящения флагов АПЛ «Казань»

О нашем плавании и проведении ритуала освящения флагов подводной лодки Епархия Соловецкого монастыря сообщила в Общероссийское Общественное Движение «Россия Православная», которое много лет тесно сотрудничает с Армией и Флотом России. По их инициативе наш экипаж был награжден Грамотой за возрождение морских традиций в Военно-морском флоте, которая была вручена в торжественной обстановке на праздничном собрании в северодвинском Дворце культуры в День подводника 19 марта.