Ком би нированны е

Третьим и последним среди основных типов линии является результат комбинирования двух первых видов, в связи с чем его следует называть ко м б и н и р о в а н н ы м. Строение отдельных ее отрезков определяет специфику ее характера:

1. в геометрически комбинированной линии все составляющие ее части являются
исключительно геометрическими,

2. в с м е ш а н н о - ко м б и н и р о в а н н о й к геометрическим частям присоединяются произвольные,

3. с в о б о д н о - ко м б и н и р о в а н н ую составляют исключительно свободные линии.

СИЛА

Помимо разницы характеров, предопределенной внутренними напряжениями, и совершенно вне процесса возникновения, первоначальный источник каждой линии неизменно один – с и л а.


КОМПОЗ ИЦИЯ

Взаимодействие сил, приложенное к данному материалу, сообщает материалу
ж и з н е н н о е начало, которое выражается в напряжении. Напряжения, в свою очередь,
позволяют выразиться в н ут р е н н е м у содержанию элемента. Элемент является

реальным результатом работы силы над материалом. Линия – наиболее определенный и
простой вид подобного формообразования, который всякий раз осуществляется предельно
закономерно и потому требует предельно закономерного применения. Итак,

ко мп о зи ц и я является не чем иным, как п р е д е л ь н о за ко н о м е р н о й

о р га н и за ц и е й жизненных сил, заключенных в элементах в форме напряжений.

ЧИСЛО

В конце концов всякая сила находит свое выражение в числе, то есть в ч и с л о в о м в ы р а ж е н и и. Пока это остается в искусстве скорее теоретическим утверждением, которое тем не менее не стоит упускать из виду: нам не хватает сегодня измерительных возможностей, которые, однако, рано или поздно придут к нам из области утопии. С этого момента каждая композиция получит свое числовое выражение, даже если первоначально оно будет применимо лишь по отношению к ее «схеме» или крупным массам. Дальнейшее – это дело терпения, с помощью которого достижимо дробление крупных масс на все более мелкие, соподчиненные им. Лишь после окончательного завоевания числового выражения возможно воплощение науки о композиции, у истоков которой мы сегодня стоим. Более простые структуры, переведенные в числовые выражения, в архитектуре, в музыке и отчасти – в поэзии, возможно, уже тысячелетия назад нашли себе применение (например, храм Соломона), в то время как более сложным конструкциям подобных выражений не находилось. Чрезвычайно заманчиво оперировать простыми числовыми выражениями, что по праву особенно соответствует нынешним течениям в искусстве. Но после преодоления этой ступени столь же заманчивым (а быть может, и еще заманчивее) покажется усложнение числовых отношений, которое войдет в привычку 35.

Интерес к числовому выражению открывает два направления – теоретическое и практическое. В первом большую роль играет закономерное, во втором – целесообразное. Закон подчиняется целесообразному, отчего произведение приобретает высшее качество – натуральность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: