Емкость мирового рынка упаковки

Емкость мирового рынка упаковки в финансовом выражении сегодня составляет порядка $500 млрд. в год и к концу второго десятилетия нового века должна вырасти примерно в 2,5 раза. Ежегодный прирост объемов ее производства составляет 15-16 %, на гибкую упаковку приходится $54 млрд. Доля европейского рынка, как правило, удерживает треть мирового рынка. Сектор упаковки, особенно сегмент гибкой упаковки, растет быстрее темпов ВВП. Даже кризис не оказал особо сильного тормозящего воздействия на развитие мировой упаковочной отрасли, потому что динамика требований к надежности и полезности упаковки со стороны конечных потребителей не только не ослабела, но и значительно возросла.

Ситуация на рынке тары и упаковки зависит от ряда макроэкономических факторов, таких как, например, оборот розничной торговли, объемы производства пищевых продуктов, общий индекс промышленного производства. Так, устойчивость рынка тары и упаковки может объясняться его взаимосвязью с пищевой промышленностью, для которой кризисные явления в экономике менее ощутимы.

В структуре производства тары и упаковки наблюдается следующая картина: более половины объема рынка занимает сегмент бумажно-картонной упаковки; на втором месте – полимерная упаковка; затем сегмент тары и упаковки из стекла, меньше всего приходится на долю металлической упаковки.

Лидирующая позиция сегмента упаковки из бумаги и картона объясняется традиционным спросом на данную продукцию со стороны парфюмерной, фармацевтической и пищевой индустрий, а также широким использованием картона в логистике.

В сложившейся структуре заметно отсутствие такого материала, как дерево. Отказ от его использования связан с тем, что производство деревянной упаковки отличается дороговизной, а ее эксплуатация, транспортировка и хранение осложнены относительно небольшими сроками хранения и подверженностью внешним воздействиям. В незначительном количестве деревянная тара до сих пор используется в оптово-розничной торговле, однако и в этом сегменте теперь заметно превалирует полимерная упаковка.

Высокая доля полимерной упаковки достигается, прежде всего, за счет роста спроса на полиэтилен, полипропилен, смолы и прочие полимеры. Развитие каждого из ведущих сегментов рынка тары и упаковки имеет свои особенности.

Картон и бумага дорожают. За 2010 год рынок упаковки из картона вырос на 6-7%, при этом эксперты прогнозируют дальнейший рост данного сегмента на уровне 10%. Также сохраняется тенденция к сокращению экспорта. Очевидно, что отечественные производители не могут обеспечить возрастающий спрос. По этой же причине продолжают расти объемы импорта: уже к концу текущего года они могут увеличиться до 7%.Аналитики отмечают значительное увеличение цен на рынке картонно-бумажной упаковки. За 2010 рост составил 30%. Это вызвано, во-первых, повышением стоимости сырья, а во-вторых, возрастающим спросом.

Полимеры завоевывают рынок. За 2012 год сегмент полимерной упаковки вырос почти на 20%. По данным исследований рынка, он имеет наиболее высокий потенциал и спрос на него удовлетворен не до конца. Рынок полимерной продукции является наиболее наукоемким и его рост обусловлен развитием технологий и внедрением научно-технических разработок. Компании-производители работают над повышением прочности, эластичности, легкости упаковки и возможностью ее повторного использования. Также они уделяют значительное внимание дизайну, эргономичности, информативности и экологичности упаковки. Таким образом, основные затраты, закладываемые в себестоимость упаковки, связаны не столько с ценой материала, сколько с потребительскими характеристиками.

На мировом рынке полимерная упаковка постепенно замещает стеклянную, картонную и деревянную. В Беларуси замещение других видов упаковки полимерной тарой пока не является ярко выраженной тенденцией, однако в ближайшем будущем данный тренд очень вероятен.

Стеклотара – для избранных. Рост рынка стеклотары в Беларуси, наметившийся в докризисный период, возобновился. Сейчас объем данного сегмента равен 2,3 млрд. долларов. 86% рынка стеклотары приходится на стеклянные бутылки, 14% – на банки. Основными потребителями стеклотары являются производители алкогольной продукции, в частности, пива (порядка 75%) и перерабатывающие предприятия сельскохозяйственной продукции. Особенностью данного сегмента рынка является его высокая консолидация: лидеры индустрии производят больше половины всей продукции.

Тем не менее, рынок стеклотары нельзя назвать перспективным. Несмотря на рост по общим показателям, в наиболее важных отраслях потребления доля стеклотары падает, уступая позиции ПЭТ-таре и алюминиевым банкам. Правда, в случае запрета на продажу алкоголя в пластиковых бутылках сложится благоприятная для производителей стеклянной тары ситуация. Среди упаковок молочных продуктов стали доминировать изделия из картона и пластика. Стекло, из-за высокой стоимости, постепенно становится упаковочным материалом для продуктов класса «премиум», как, например, соки прямого отжима, кетчуп и оливковое масло.

Упаковка из металла. Для производства металлической тары и упаковки чаще всего применяется «классическая белая жесть» – стальной лист, покрытый с обеих сторон тонким слоем олова. Есть попытки использования покрытий из других металлов (цинка, хрома, алюминия, никеля), а также разных комбинированных составов. Однако белая жесть остается безусловным лидером благодаря таким преимуществам, как безвредность соединений олова и высокая коррозионная стойкость. Значительная часть белой жести сейчас лакируется, а снаружи, как правило, окрашивается.

Рынок металлической упаковки состоит из четырех основных сегментов: алюминиевая банка (пиво, слабоалкогольные и безалкогольные напитки); жестяная банка (консервированные мясные и рыбные изделия, овощи и фрукты, питание для животных); крышки для различных напитков и продуктов питания; алюминиевая фольга. Объем рынка оценивается почти в 1,6 млрд. долларов, что составляет 10% всего рынка упаковки.

По мнению аналитиков, общие тенденции развития и перспективы рынка тары и упаковки благоприятны. Отрасль в целом и каждый из ее сегментов показывают положительную динамику. Общее увеличение составило порядка 11%, наиболее динамично развивается сегмент полимерной упаковки, он же на данный момент и является наиболее перспективным.

В целом на рынке тары и упаковки не ожидается замедления роста: об этом говорят как увеличивающийся, не до конца удовлетворенный спрос, так и большинство макроэкономических показателей.

3.6. Необходимость государственной поддержки развития отечественной тароупаковочной отрасли.

Современная упаковочная индустрия связывает воедино самые разные сферы производства, торговли и потребления. Она стала одним из важнейших звеньев мировой производственной инфраструктуры и интенсивно развивается на базе научно-технических достижений.

Согласно данным Всемирной организации упаковщиков (World Packaging Organization — WPO http://www.worldpackaging.org/default.asp) наиболее развитыми в области упаковки являются США и страны Европейского союза, которые постоянно наращивают индустриальную мощь в упаковочной отрасли.

В отличие от высокоразвитых стран мира упаковочный сектор белорусской экономики является отстающим звеном в логистической цепи «производство — хранение — транспортировка — реализация продукции». Но есть сдвиги. Поэтому быстрыми темпами внедряются новые виды упаковки, упаковочных материалов. Разрабатываются бренды, оформление, дизайн и т.д.

К настоящему времени проблемы, стоящие перед белорусской упаковочной отраслью, можно сформулировать в следующем виде:

- недостаточно мощная и устаревшая производственная база отрасли;

- неразвитость инфраструктуры;

- недостаток качественных отечественных упаковочных материалов всех видов;

- нехватка квалифицированных специалистов технического и управленческого звена;

- «слабые» конструкторские и дизайнерские решения;

- низкие стандарты качества.

Инфраструктура упаковочного производства в Беларуси представляет собой ряд разрозненных предприятий с различным уровнем технической оснащенности. Развитие собственного производства основных видов упаковочных материалов (полимеры, бумага и картон, стекло, металл), все это производится в нашей стране, но по своим характеристикам не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к материалам для упаковки. Сырье для производства практических всех новых и новейших упаковочных материалов мы производим, а вот глубокой переработки этого сырья, не говоря уже о конечном продукте – готовой упаковке – у нас пока нет. Наиболее значимым в Беларуси на сегодняшний день является производство стеклянной и гофрокартонной тары, а также упаковки из бумаги и полимеров.

Совершенно очевидно, что Беларусь, располагая мощными химическими предприятиями (в Могилеве, Новополоцке, Гродно, Борисове и других городах), способна самостоятельно обеспечивать потребности республики в базовых полимерных упаковочных материалах. Более того, потенциал предприятий существенно превышает эти потребности, в связи, с чем определенная часть продукции может экспортироваться. Как показывает современный мировой опыт, полимеры, удачно сочетаясь с другими материалами (бумагой, металлом), могут заменять стекло, картон.

Производство полимерной упаковки в Беларуси сосредоточено также на малых и частных предприятиях, в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др. Запросы внутреннего рынка в качественной и привлекательной полимерной упаковке обеспечиваются пока лишь на 60—70 %, а остальной спрос удовлетворяется за счет импорта.

Стекольная промышленность Беларуси всегда характеризовалась довольно высоким уровнем производства стеклотары. Традиционно стекло является основным материалом для упаковки жидкой и полужидкой пищевой, фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции. Однако этот сектор упаковочной индустрии характеризуется неритмичным спросом на стеклотару, обусловленным климатическими условиями и временами года. Тем не менее, наблюдается стабильный рост ее производства в течение последнего десятилетия.

Одной из быстроразвивающихся отраслей отечественной бумажной промышленности является производство упаковочного картона и изделий из него. Одновременно с ростом производственных мощностей в этой области на внутреннем рынке увеличивается спрос и требования к внешнему виду и совершенству конструкции тары и упаковки из гофрокартона. Это создает большие возможности для инвестиций, особенно в изготовлении микрогофрокартона, картона для глубокой печати, картонных упаковок, оформленных четырехкрасочной флексографической печатью, а также для дальнейшего роста использования макулатуры (особенно на гофрированные слои).

В настоящее время еще не все белорусские предприятия имеют свободные оборотные средства для вложения в упаковочный бизнес и обеспечения будущего дохода. По оценкам экспертов, потенциальный спрос на рынке упаковки в 1,5—2 раза превышает реальную платежеспособность клиентов. Поэтому большинство товаропроизводителей вынуждены использовать различные виды и средства упаковки, а также упаковочные материалы без учета специфических свойств продукции, нарушая тем самым требования действующих стандартов. Все это приводит к огромным потерям и порче товаров.

Имеются все основания предполагать, что производство полимерных упаковочных материалов и тары в Беларуси в дальнейшем будет увеличиваться за счет развития собственных производственных мощностей, а также интенсификации импорта. В первую очередь это связано с мировыми тенденциями развития упаковочного бизнеса, появлением полимерных материалов нового поколения категорий "active", "intelligent", "biodegradable" и прогрессивных технологий в области упаковки. К последним, в частности, относятся вакуумная и асептическая упаковка, упаковка в модифицированной и контролируемой среде, упаковка для стабилизации и обработки пищевых продуктов микроволновым методом, а также методом высокого давления и др.

Кроме того, прогнозируется дальнейший рост потребностей в полиолефиновых материалах, термоформованных упаковках, мешках, термоусадочной и растягивающейся пленке, а также в практически не представленных на рынке "активных" и саморазлагающихся упаковочных материалах, однослойных и многослойных бутылках из полипропилена и полиэтилентерефталата.

Таким образом, современная упаковка является обязательным компонентом развитой экономики. Она способствует разработке высококачественных изделий, рационализации их производства и распределения, облегчает маркетинговую деятельность и осуществление логистических операций, обеспечивает конкурентоспособность продукции. Состояние упаковки и ее качественные характеристики в определенной мере являются показателями культуры производства.

В настоящее время в Беларуси отсутствует единый орган, в компетенции которого находились бы правовые вопросы, координационная деятельность, изучение конъюнктуры рынка и другие вопросы в области упаковки.

Недооценивая международный опыт в области упаковки и не рассматривая упаковочное дело как инфраструктуру всего народнохозяйственного комплекса республики, мы много теряем как в техническом, так и экономическом отношениях. В качестве общей стратегии развития инфраструктуры упаковки в Беларуси необходимы:

- проведение прогнозных оценок, маркетинговых проработок по реальной оценке ситуации и формированию приоритетных направлений развития упаковочной индустрии;

- выделение специализированных предприятий по всей технологической цепочке упаковки для производства определенного типа продукции, отвечающей мировому уровню, с максимальным использованием отечественного сырья;

- протекционистская государственная политика в отношении предприятий, использующих импортное сырье или компоненты для упаковки;

- разработка новых видов тароупаковочной продукции, повышение ее качества, снижение себестоимости;

- создание в нашей стране межведомственной организации, объединяющей отечественных производителей и потребителей упаковки, а также всех, кто заинтересован в решении актуальных проблем данной отрасли.

Динамично развивающийся спрос в Беларуси в значительной мере удовлетворяется путем активного импорта упаковочных материалов и машин, а также готовой упаковки. В настоящее время более 70 % белорусского парка упаковочного оборудования составляют машины зарубежного производства. Они предназначены в основном для использования импортных упаковочных материалов.

Установленные пошлины на ввоз в Беларусь упаковочных материалов в 3-4 раза превышают пошлины на ввоз готовой упаковки, что, безусловно, препятствует развитию отечественной упаковочной индустрии.

Все эти обстоятельства обусловили за последние годы рост упаковочных затрат в общей стоимости товаров на отечественном рынке. Как сократить эту долю в сложившихся условиях, обеспечив надежную качественную упаковку производимой продукции? Как уменьшить затраты на сбор и утилизацию упаковочных отходов?

Эти сложные проблемы не могут быть эффективно решены лишь под воздействием современных рыночных механизмов. Нужны активные регулирующие функции и помощь государства. Думается, назрела необходимость разработки и принятия государственной целевой программы развития отечественной тароупаковочной отрасли. Она, безусловно, должна занять приоритетное место в экономике страны, поскольку определяет возможности реализации продукции многих других отраслей и не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Беларусь имеет все необходимые материальных ресурсы, научный и производственный потенциал для стратегического программного решения указанных сложных проблем не только на национальном, но и на региональном уровнях.

В таких концептуальных программных документах необходимо принять во внимание новые логистические подходы, ориентированные на оптимизацию потоков упаковочных материалов и готовой упаковки. Так, за последние годы мировая практика наглядно подтвердила эффективность активного переноса операций по заполнению потребительской упаковки продукцией с предприятий-изготовителей на специализированные упаковочные предприятия, расположенные в зонах дистрибуции.

Страны Таможенного союза оказались совершенно неподготовленными к техническому регламентированию этой общей для всех стран продукции, обеспечивающей единую таможенную политику.

Оказалось, что в странах – бывших республиках СССР, где упаковочная отрасль не развивалась или отсутствовала вообще, за 20 последних лет накопилась масса проблем, появились свои национальные особенности производства, потребления и утилизации этой продукции, которые, к сожалению, никем и никак не изучаются, а главное – не учитываются. Это было особенно заметно, например, при обсуждении проблем использования ПЭТ-бутылок и повторного использования стеклянной тары. К сожалению, многочисленные проблемы такого рода ждут Таможенный союз в обозримом будущем.

Причина – недопонимание роли и значения тароупаковочной продукции, отсутствие в странах Таможенного союза нормативной базы и государственных программ по развитию этой отрасли. Кроме того, отсутствует единая, согласованная международная политика в этом направлении.

В Республике Беларусь упаковочная индустрия и создаваемая инфраструктура до сих пор не имеют государственной поддержки. Сохранились, и пока работает ряд подразделений научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, связанных с проблемами упаковки. Научно-исследовательская работа ведется также и на ряде университетских кафедр. К сожалению, ни эти НИИ, ни кафедры также практически не имеют ни общегосударственных программ работы, ни какой-либо государственной поддержки.

В последнее десятилетие на информационном рынке Беларуси появились некоторые издания, но их тематика и содержание профессионально никем не регулируются, тиражи очень малы, а переводные издания очень слабо адаптированы к проблемам белорусского рынка упаковки.

В Республике Беларусь периодические издания по проблемам упаковки не издаются. Никаких некоммерческих объединений предпринимателей, работающих в этой сфере, нет. Информационный интернет-ресурс по упаковке в республике очень слаб. Научно-исследовательская и информационно-аналитическая работа в сфере упаковки, практически не ведется. Торгово-промышленная палата Республики Беларусь в этом направлении также не работает.

Проводящаяся в Минске выставка по упаковке носит исключительно коммерческий характер, практически не имеет никакой идеологии, связанной с развитием отрасли и ее инфраструктуры. Поэтому российские и казахстанские специалисты посещают ее очень слабо.

Из этого можно заключить, что инфраструктурные связи в сфере упаковки между специалистами России, Белоруссии и Казахстана практически отсутствуют. В связи с этим вызывает удивление, что в 2011 году Таможенный союз в качестве базового технического регламента по безопасности упаковки принял регламент, разработанный в Белоруссии.

Для эффективной работы Таможенного союза будет способствовать развитие упаковочной отрасли в каждой из стран-членов. Речь идет о полной линейке технологий – от дизайна до утилизации упаковочных отходов. Необходима также законодательная база, которая учитывала бы национальные особенности и возможности интеграции. Кроме того, в странах – членах Таможенного союза необходимо расширять поддержку национальных некоммерческих объединений, работающих в разных сегментах упаковочного бизнеса, оптимизировать нормативную базу, касающуюся упаковки. Важно также разработать и принять государственные и межгосударственные программы развития упаковочного бизнеса.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные свойства логистических упаковок?

2. Перечислите основные логистические функции упаковки.

3. Каково воздействие рыночного механизма на производственный цикл?

4. Каковы функциональные задачи упаковки?

5. Расскажите о новых материалах для упаковки.

6. Каковы основные направления совершенствования технологии материалов и видов упаковки?

7. Какова емкость современного мирового рынка упаковки?

8. Каково состояние развития отечественной тароупаковочной отрасли?

9. Почему существует необходимость государственной поддержки развития отечественной тароупаковочной отрасли?

10. Какие существуют проблемы в упаковочной отрасли Таможенного союза?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: