Купирование аффективных нарушений

Основным методом психотерапии на этом этапе являет­ся индукция трансовых состояний (N. Kroger, W. Fezler, 1976; W. Polk, 1976, 1983). Сущностью данного этапа на психологическом уровне представляется регресс психиче­ского «Я», что клинически выражается в ощущении собст­венной бесполости с дезактуализацией сексуальной сферы жизни вообще в рамках снижения актуальности настояще­го («социально-психологический вакуум» по Н. В. Ивано­ву, 1966).

3. Психокоррекция расстройств половой идентич­ности.

Для лиц с парафилиями, не решенными в онтогенезе, про­блемами идентификации (А. И. Белкин, 1972) являются: вы­бор референтной группы, готовность к эмоциональному со­переживанию с эталоном, отсутствие разведения объекта референции (эталона) и объекта сексуального влечения, за­вершенность дистинкции. В рамках попыток решения этих задач применяются: развитие эстетического восприятия про­тивоположного пола с занятием силовыми видами спорта и бальными танцами (Я. Г. Голанд, 1983), тренинги по полоро-левому поведению (Н. Ttigel, M. Heilmann, 1987), по выра­ботке эмпатии к жертве (R. Molenkamp, 1995). Перспектив­ными психотерапевтическими методиками в этом плане можно считать создание эталонов и отождествление с ними в рамках нейролингвистического программирования.

4. Выработка и реализация поведения, замещающего девиантное.

W. Pithers, К. Kashima, G. Gumming et al. (1989) предло­жена программа формирования стратегий совладания и из­бегания. Одной из методик выбора для решения этой зада­чи представляется рефрейминг (J. Grinder, R. Bandler, 1978) с подбором модификаций. Критерием эффективно­сти этого этапа, кроме экологической проверки, будет от­сутствие подобного поведения или идеаторной активности аналогичного содержания в течение определенного перио­да наблюдения.

Особое направление представляет собой использова­ние обучающих сексологических программ. Данный подход исходит из понимания сексуальных девиаций как вторичных нарушений поведения по отношению к ранним неблагополучным социальным факторам, при­водящим к неполноценной социализации (R.j. Watson & L. E. Stermac, 1994). Неадекватность и неполнота сексу­альных познаний рассматривается как одна из основных проблем подростков с девиантными формами половой ак­тивности (G. G. Abel et al., 1986; R. Woodward, 1980). По­этому сексуальное обучение стало включаться как компо­нент более общих терапевтических программ. F. Н. Кnорр et al. (1992) обнаружили, что сексуальное обучение явля­лось частью терапевтического воздействия в 88 % у 1461 сексуального девианта, охваченного различными те­рапевтическими программами в США. Специалисты анг­лийского госпиталя Бродмур (М. Quayle, M. Deu, S. Giblin, 1998), не отрицая релевантности данного метода для лиц с сексуальными девиациями, подчеркивают, однако, что сексуальные девианты по имеющемуся дефициту сексоло­гических познаний не отличаются от других, несексуаль­ных правонарушителей. Тем не менее, вывод, к которому они приходят, заключается в том, что в подобном обуче­нии нуждаются все лица с девиантными формами половой активности.

а) этап разрушения паттерна аномального сексуального поведения, во время которого приоритетными стано­вятся техники телесно ориентированной терапии (действующей на мышечный компонент паттерна), гештальттерапии (направленной на «отщепление» эмоционального компонента) и нейролингвистическое программирование (воздействующее на сенсор­ный компонент);

б) этап купирования аффективных нарушений с помо­щью трансовых техник;

в) этап психокоррекции расстройств половой идентично­сти в виде тренингов полоролевого поведения, выра­ботки эмпатии к жертве и пр.;

г) этап выработки и реализации поведения, замещаю­щего парафильное, например, с помощью рефрей-минга.

В терапии гиперсексуального и асексуального поведе­ния важная роль отводится психофармакотерапии (А. А. Ткаченко, 1999). В зависимости от этиопатогенеза могут применяться транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты, ноотропы, гормональные препараты (как пра­вило, на фоне клинически выраженных форм патологии). При девиантных формах поведения, пограничных между патологией и крайними вариантами нормы, наиболее эф­фективными считаются методы психологической помощи, в частности поведенческая секс-терапия. Она используется при многих сексуальных девиациях и включает в себя (И. Кемпер, 1994): тренировку чувствительности, технику «стоп-старт», мастурбационные техники. Кроме этого, из­вестна такая методика, как «запретный плод». Перечислен­ные методики поведенческой секс-терапии оказываются наиболее эффективными при коррекции нарушений эректильного поведения, аноргазмическом поведении, ваги­низме, при которых показаны также суггестивные методы психотерапии.

Наибольшие сложности возникают при коррекции и тера­пии таких сексуальных девиаций, как педофилия, эксгиби­ционизм, вуайеризм, фетишизм, садомазохизм, характери­зующихся периодически возникающими сексуальными влечениями и фантазиями, включающими необычные (нетра­диционные) предметы, осуществляющимися в виде поступ­ков, нарушающих нормы, и нередко сопровождающимися дис-стрессом и состоянием эмоционального дискомфорта в связи с их существованием. Терапия перечисленных сексуальных девиаций должна быть комплексной, феномено-, симптомо- и нозоцетрической и включать психофармакотерапию и ме­тоды психологической коррекции и терапии (А. А. Ткачен-ко,1999). Из психотропных препаратов наиболее часто применяются нейролептики, антиконвульсанты, анти­депрессанты, транквилизаторы, ноотропные средства. Е. Schorsch (цит. по И. Кемпер, 1994) различает четыре уровня психотерапевтической работы при парафилиях: уро­вень жизневспоможения, вмешательства при кризисах, кор­рекции методом поведенческой психотерапии в ограничен­ных областях и уровень толкования и противостояния. Основой психологической работы при сексуальных девиациях в виде парафильного поведения считается поведен­ческая психотерапия, включая тренинг проблемно-решаю­щего поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: