Основным методом психотерапии на этом этапе является индукция трансовых состояний (N. Kroger, W. Fezler, 1976; W. Polk, 1976, 1983). Сущностью данного этапа на психологическом уровне представляется регресс психического «Я», что клинически выражается в ощущении собственной бесполости с дезактуализацией сексуальной сферы жизни вообще в рамках снижения актуальности настоящего («социально-психологический вакуум» по Н. В. Иванову, 1966).
3. Психокоррекция расстройств половой идентичности.
Для лиц с парафилиями, не решенными в онтогенезе, проблемами идентификации (А. И. Белкин, 1972) являются: выбор референтной группы, готовность к эмоциональному сопереживанию с эталоном, отсутствие разведения объекта референции (эталона) и объекта сексуального влечения, завершенность дистинкции. В рамках попыток решения этих задач применяются: развитие эстетического восприятия противоположного пола с занятием силовыми видами спорта и бальными танцами (Я. Г. Голанд, 1983), тренинги по полоро-левому поведению (Н. Ttigel, M. Heilmann, 1987), по выработке эмпатии к жертве (R. Molenkamp, 1995). Перспективными психотерапевтическими методиками в этом плане можно считать создание эталонов и отождествление с ними в рамках нейролингвистического программирования.
4. Выработка и реализация поведения, замещающего девиантное.
W. Pithers, К. Kashima, G. Gumming et al. (1989) предложена программа формирования стратегий совладания и избегания. Одной из методик выбора для решения этой задачи представляется рефрейминг (J. Grinder, R. Bandler, 1978) с подбором модификаций. Критерием эффективности этого этапа, кроме экологической проверки, будет отсутствие подобного поведения или идеаторной активности аналогичного содержания в течение определенного периода наблюдения.
Особое направление представляет собой использование обучающих сексологических программ. Данный подход исходит из понимания сексуальных девиаций как вторичных нарушений поведения по отношению к ранним неблагополучным социальным факторам, приводящим к неполноценной социализации (R.j. Watson & L. E. Stermac, 1994). Неадекватность и неполнота сексуальных познаний рассматривается как одна из основных проблем подростков с девиантными формами половой активности (G. G. Abel et al., 1986; R. Woodward, 1980). Поэтому сексуальное обучение стало включаться как компонент более общих терапевтических программ. F. Н. Кnорр et al. (1992) обнаружили, что сексуальное обучение являлось частью терапевтического воздействия в 88 % у 1461 сексуального девианта, охваченного различными терапевтическими программами в США. Специалисты английского госпиталя Бродмур (М. Quayle, M. Deu, S. Giblin, 1998), не отрицая релевантности данного метода для лиц с сексуальными девиациями, подчеркивают, однако, что сексуальные девианты по имеющемуся дефициту сексологических познаний не отличаются от других, несексуальных правонарушителей. Тем не менее, вывод, к которому они приходят, заключается в том, что в подобном обучении нуждаются все лица с девиантными формами половой активности.
а) этап разрушения паттерна аномального сексуального поведения, во время которого приоритетными становятся техники телесно ориентированной терапии (действующей на мышечный компонент паттерна), гештальттерапии (направленной на «отщепление» эмоционального компонента) и нейролингвистическое программирование (воздействующее на сенсорный компонент);
б) этап купирования аффективных нарушений с помощью трансовых техник;
в) этап психокоррекции расстройств половой идентичности в виде тренингов полоролевого поведения, выработки эмпатии к жертве и пр.;
г) этап выработки и реализации поведения, замещающего парафильное, например, с помощью рефрей-минга.
В терапии гиперсексуального и асексуального поведения важная роль отводится психофармакотерапии (А. А. Ткаченко, 1999). В зависимости от этиопатогенеза могут применяться транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты, ноотропы, гормональные препараты (как правило, на фоне клинически выраженных форм патологии). При девиантных формах поведения, пограничных между патологией и крайними вариантами нормы, наиболее эффективными считаются методы психологической помощи, в частности поведенческая секс-терапия. Она используется при многих сексуальных девиациях и включает в себя (И. Кемпер, 1994): тренировку чувствительности, технику «стоп-старт», мастурбационные техники. Кроме этого, известна такая методика, как «запретный плод». Перечисленные методики поведенческой секс-терапии оказываются наиболее эффективными при коррекции нарушений эректильного поведения, аноргазмическом поведении, вагинизме, при которых показаны также суггестивные методы психотерапии.
Наибольшие сложности возникают при коррекции и терапии таких сексуальных девиаций, как педофилия, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, садомазохизм, характеризующихся периодически возникающими сексуальными влечениями и фантазиями, включающими необычные (нетрадиционные) предметы, осуществляющимися в виде поступков, нарушающих нормы, и нередко сопровождающимися дис-стрессом и состоянием эмоционального дискомфорта в связи с их существованием. Терапия перечисленных сексуальных девиаций должна быть комплексной, феномено-, симптомо- и нозоцетрической и включать психофармакотерапию и методы психологической коррекции и терапии (А. А. Ткачен-ко,1999). Из психотропных препаратов наиболее часто применяются нейролептики, антиконвульсанты, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные средства. Е. Schorsch (цит. по И. Кемпер, 1994) различает четыре уровня психотерапевтической работы при парафилиях: уровень жизневспоможения, вмешательства при кризисах, коррекции методом поведенческой психотерапии в ограниченных областях и уровень толкования и противостояния. Основой психологической работы при сексуальных девиациях в виде парафильного поведения считается поведенческая психотерапия, включая тренинг проблемно-решающего поведения.