Диагностика социальной компетентности

Шкала разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.

Шкала предназначена для подростков 11—16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.

Экспериментальный материал:

Бланк беседы (Приложение 6).

Порядок проведения.

Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.

45

Беседа может проводиться с самим подростком, а также с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственниками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом).

Психолог зачитывает последовательно каждый пункт и оценивает ответ, занося его в соответствующую графу бланка. В том случае если беседа проводится с самим подростком, пункты читаются во втором лице.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

1 б. — школьник полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения

2 б. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно

3 б. — не владеет

В графе «Примечания» психолог может записать ответ, указать другие необходимые ему сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.).

Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.

Обработка результатов

1. Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 1).

Таблица 1

Группа Количество баллов Социальный возраст
Девочки 102—108  
96—101  
89—95  
82—88  
75—81  
70—76  
63—69  
56—62  
49—36  

46

Мальчики 95—108  
88—94  
81—87  
74—80  
67—73  
62—66  
57—61  
50—56  
43—36  

2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:

СК=(СВ–ХВ)·0,1

где:

СК — коэффициент социальной компетентности СВ — социальный возраст (определяется по таблице 1) ХВ — хронологический возраст

3. В соответствии с ключом (таблица 2) вычисляется балл по каждой субшкале.

Таблица 2

№ № Субшкала Шифр субшкалы Пункты
1. Самостоятельность С            
2. Уверенность в себе У            
3. Отношение к своим обязанностям Об            
4. Развитие общения О            
5. Организованность, развитие произвольности П            
6. Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями И            

4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 3). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.

47

Таблица 3

Субшкала Девочки Мальчики
Баллы Со­циаль­ный воз­раст Баллы Со­циаль­ный воз­раст
Самостоятельность 15—18 9—11 17—18 9—10
13—14 12—13 15—16 11—12
10—12   12—14 13—14
7—9 15—16 9—11  
    6—8 16—17
Уверенность в себе 16—18 9—11 15—18 9—10
12—15   12—14  
    10—11  
8—10 14—15 7—9 13—14
6—7 16—17   15—17
Отношение к своим обязанностям 10—18 9—12 15—18 9—11
8—9 13—15 12—14 12—14
6—7 16—17 8—11 15—16
6—7  
Развитие общения 17—18   13—18 9—10
15—16 10—11 10—12 11—12
12—14 12—13 7—9 13—15
9—11 14—16   16—17
6—8  
Организованность, развитие произвольности 15—18 9—11 11—18 9—10
12—14 12—13 10—12 11—12
9—11 14—15 7—9 13—14
6—8 16—17   15—17
Интерес к социальной жизни 17—18 9—10 14—18 9—11
15—16   9—13 12—14
10—14 12—13 6—8 15—17
8—9 14—15
6—7 16—17

48

5. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле:

СК=(СВ–ХВ)·0,1

где:

СК — коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере

СВ — социальный возраст (определяется по таблице 3)

ХВ — хронологический возраст

Интерпретация результатов.

Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социальной компетентности.

Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от —1 до +1 и интерпретируется следующим образом:

> 0—0,5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).

> 0,6—0,75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников.

> 0,76—1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития, а при изучении самооценке о ее нереалистично-завышенном характере.

> 0—(–0,5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).

> (–0,6)—(–0,75) — отставание в развитии социальной компетентности.

> (–0,76)—(–1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.

Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы «опережения» и «отставания» в социальной компетентности и составить соответствующую психолого-педагогическую программу.

49


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: