Предлагаемый метод диагностики направлен на диагностику транспективы как представления о собственном прошлом, настоящем и будущем как едином, целостном пути развития.
Методика состоит из двух частей. Первая часть — метод неоконченных предложений, методика проективного типа направлена на выявление желаний школьника, его представлений о своем прошлом и будущем. Вторая часть — метод прямого оценивания, графический вариант пробы «золотого возраста» Б. Заззо. Методика разработана и нормирована А. М. Прихожан.
Экспериментальный материал:
Бланк методики. На первой странице бланка содержатся все необходимые сведения об испытуемом и инструкция. Здесь же в рамке проставляются результаты исследования и помещается заключение психолога. На следующих страницах представлен текст методики (Приложение 4).
Порядок проведения.
Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, выполнить тренировочные задания. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил тренировочные
|
|
39
задания, точное понимание инструкции. Психолог должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. После этого учащиеся приступают к выполнению первой части методики. Школьники работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. После завершения работы над первой частью психолог предлагает им самостоятельно заполнить вторую часть. Поскольку школьники уже знакомы с подобной работой, то она обычно не вызывает вопросов. Если они возникнут, то следует отвечать каждому ученику индивидуально.
Заполнение методики вместе с чтением инструкции — 10—15 мин.
Обработка результатов.
I часть.
Методика состоит из 16 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл. 1).
Таблица 1
Ключ
Группа предложений | Пункты, номер | |||||||
Отношение к будущему | ||||||||
Отношение к прошлому |
Каждый ответ оценивается по пятибалльной шкале: +2 — ответ выражает содержательно наполненные, отражающие собственную активность, позитивные представления, связанные с будущим или прошлым.
В будущем я мечтаю... стать врачом, поступить в институт. Помню тот день, когда..., я научился ездить на велосипеде, я подружился с Димой.
+1 — ответ выражает содержательно наполненные, позитивные представления, связанные с будущим или прошлым, но пассивного характера
В будущем я мечтаю... получить в подарок ролики, съездить в горы.
Помню тот день, когда... у меня был день рождения, я пошел в школу.
40
0 — нейтральные, неопределенные ответы, отсутствие ответов: В будущем я мечтаю... пообедать; я ни о чем не мечтаю; Помню тот день, когда... была хорошая погода, началось лето.
|
|
–1 — ответы, выражающие слабо выраженные негативные представления пассивного характера
В будущем я мечтаю о том, что скорей всего не сбудется; ни о чем
Помню тот день, когда..., сломалась моя любимая игрушка
– 2 — ответы, выражающие ярко выраженные негативные представления активного характера
В будущем я мечтаю... убежать из школы; стать плохим; Помню тот день, когда... меня сильно наказали, бабушка заболела.
II часть.
Анализируется расположение знаков, отражающего представление о месте возрастной группы на «линии жизни» — «X» и выбор «золотого возраста» — «V».
Размер графической шкалы — 100 мм. Оценка ответов проводится по 7-баллльной шкале. В зависимости от расстояния между знаками оценка ответов варьирует –3 до +3 баллов
0 баллов — знаки расположены рядом (т. е. школьник выбирает в качестве «золотого» свой возраст);
+1 балл — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст, ненамного превышающий его собственный (до +10 мм);
+2 балла — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст, существенно превышающий его собственный (+11 — +30 мм);
+3 балла — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст, существенно превышающий его собственный (более +30 мм);
–1 балл — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст, несколько меньше, чем его собственный (до –10 мм);
–2 балла — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст младше, чем его собственный (–11 — –30 мм);
–3 балла — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст маленького ребенка (–30 и более мм).
41
Оценка и интерпретация результатов.
1. Подсчитывается алгебраическая сумма баллов по первой части методики.
Суммарный балл может находиться в интервале от –32 до +32.
2. Полученные результаты сопоставляются с данными II части.
Поскольку половозрастных различий по данной методике не обнаружено, то в целом распределение баллов представлено в таблице 2.
Таблица 2
Уровень | I часть. Отношение к прошлому и будущему. Суммарный балл. | II часть. Восприятие настоящего. Балл. |
I. | 24—32 | |
II. | 23—9 | +1, +2, –1 |
III. | +8—(–8) | +3 |
III. | 0—32 | –1, –2, –3 |
III. | (–9)—(–32) | +1, –2 |
IV. | (–9)—(–23) | –1, –2 |
V. | (–24)—(–32) | –1, –2, –3 |
Характеристика уровней:
I уровень — предельно оптимистичное представление о своем прошлом и будущем. Может носить как инфантильный, так и компенсаторно-защитный характер.
II уровень — достаточно реалистичное и вместе с тем оптимистичное представление о прошлом и будущем, согласованность представлений. Соответствует социально-психологическому нормативу.
III уровень — противоречивое отношение к прошлому, настоящему и будущему, как правило, характеризует несогласованность, разрыв между ними.
IV уровень — отрицательное отношение к прошлому и будущему
V уровень — крайне отрицательное отношение к прошлому и будущему, группа риска.
42
В качестве дополнительных могут использоваться показатели отдельно по отношению подростка к будущему и к прошлому, расхождение между ними, а также проводиться качественная характеристика ответов I и II частей.