Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему

Предлагаемый метод диагностики направлен на диагностику транспективы как представления о собственном прошлом, настоящем и будущем как едином, целостном пути развития.

Методика состоит из двух частей. Первая часть — метод неоконченных предложений, методика проективного типа направлена на выявление желаний школьника, его представлений о своем прошлом и будущем. Вторая часть — метод прямого оценивания, графический вариант пробы «золотого возраста» Б. Заззо. Методика разработана и нормирована А. М. Прихожан.

Экспериментальный материал:

Бланк методики. На первой странице бланка содержатся все необходимые сведения об испытуемом и инструкция. Здесь же в рамке проставляются результаты исследования и помещается заключение психолога. На следующих страницах представлен текст методики (Приложение 4).

Порядок проведения.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, выполнить тренировочные задания. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил тренировочные

39

задания, точное понимание инструкции. Психолог должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. После этого учащиеся приступают к выполнению первой части методики. Школьники работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. После завершения работы над первой частью психолог предлагает им самостоятельно заполнить вторую часть. Поскольку школьники уже знакомы с подобной работой, то она обычно не вызывает вопросов. Если они возникнут, то следует отвечать каждому ученику индивидуально.

Заполнение методики вместе с чтением инструкции — 10—15 мин.

Обработка результатов.

I часть.

Методика состоит из 16 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл. 1).

Таблица 1

Ключ

Группа предложений Пункты, номер
Отношение к будущему                
Отношение к прошлому                

Каждый ответ оценивается по пятибалльной шкале: +2 — ответ выражает содержательно наполненные, отражающие собственную активность, позитивные представления, связанные с будущим или прошлым.

В будущем я мечтаю... стать врачом, поступить в институт. Помню тот день, когда..., я научился ездить на велосипеде, я подружился с Димой.

+1 — ответ выражает содержательно наполненные, позитивные представления, связанные с будущим или прошлым, но пассивного характера

В будущем я мечтаю... получить в подарок ролики, съездить в горы.

Помню тот день, когда... у меня был день рождения, я пошел в школу.

40

0 — нейтральные, неопределенные ответы, отсутствие ответов: В будущем я мечтаю... пообедать; я ни о чем не мечтаю; Помню тот день, когда... была хорошая погода, началось лето.

–1 — ответы, выражающие слабо выраженные негативные представления пассивного характера

В будущем я мечтаю о том, что скорей всего не сбудется; ни о чем

Помню тот день, когда..., сломалась моя любимая игрушка

2 — ответы, выражающие ярко выраженные негативные представления активного характера

В будущем я мечтаю... убежать из школы; стать плохим; Помню тот день, когда... меня сильно наказали, бабушка заболела.

II часть.

Анализируется расположение знаков, отражающего представление о месте возрастной группы на «линии жизни» — «X» и выбор «золотого возраста» — «V».

Размер графической шкалы — 100 мм. Оценка ответов проводится по 7-баллльной шкале. В зависимости от расстояния между знаками оценка ответов варьирует –3 до +3 баллов

0 баллов — знаки расположены рядом (т. е. школьник выбирает в качестве «золотого» свой возраст);

+1 балл — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст, ненамного превышающий его собственный (до +10 мм);

+2 балла — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст, существенно превышающий его собственный (+11 — +30 мм);

+3 балла — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст, существенно превышающий его собственный (более +30 мм);

–1 балл — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст, несколько меньше, чем его собственный (до –10 мм);

–2 балла — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст младше, чем его собственный (–11 — –30 мм);

–3 балла — школьник выбирает в качестве «золотого возраста» возраст маленького ребенка (–30 и более мм).

41

Оценка и интерпретация результатов.

1. Подсчитывается алгебраическая сумма баллов по первой части методики.

Суммарный балл может находиться в интервале от –32 до +32.

2. Полученные результаты сопоставляются с данными II части.

Поскольку половозрастных различий по данной методике не обнаружено, то в целом распределение баллов представлено в таблице 2.

Таблица 2

Уровень I часть. Отношение к прошлому и будущему. Суммарный балл. II часть. Восприятие настоящего. Балл.
I. 24—32  
II. 23—9 +1, +2, –1
III. +8—(–8) +3
III. 0—32 –1, –2, –3
III. (–9)—(–32) +1, –2
IV. (–9)—(–23) –1, –2
V. (–24)—(–32) –1, –2, –3

Характеристика уровней:

I уровень — предельно оптимистичное представление о своем прошлом и будущем. Может носить как инфантильный, так и компенсаторно-защитный характер.

II уровень — достаточно реалистичное и вместе с тем оптимистичное представление о прошлом и будущем, согласованность представлений. Соответствует социально-психологическому нормативу.

III уровень — противоречивое отношение к прошлому, настоящему и будущему, как правило, характеризует несогласованность, разрыв между ними.

IV уровень — отрицательное отношение к прошлому и будущему

V уровень — крайне отрицательное отношение к прошлому и будущему, группа риска.

42

В качестве дополнительных могут использоваться показатели отдельно по отношению подростка к будущему и к прошлому, расхождение между ними, а также проводиться качественная характеристика ответов I и II частей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: