Представим краткие образцы заключений по каждой методике у одного испытуемого и общий вывод по этому испытуемому, обобщающий данные всего обследования.
Мальчик Саша Т., 14 лет. Ученик 8 класса гимназии.
1. Самооценка и уровень притязаний
Полученные результаты:
Уровень притязаний — 97 б.
Уровень самооценки — 89 б.
Степень расхождения уровней самооценки и притязаний — 8 б.
Степень дифференцированности притязаний — 6
Степень дифференцированности самооценки — 9
Сашу характеризует завышенные, слабо дифференцированные уровни притязаний и самооценки при низкой степени дифференцированности этих уровней. Это свидетельствует о том, что для мальчика характерно глобальное нереалистично завышенное отношение к собственным возможностям. Подобный результат свидетельствует о нарушениях в личностном развитии, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, ставить перед собой реалистичные цели.
Для определения характера подобного нарушения необходимо провести наблюдение за поведением Саши на уроках и переменах, его отношении к собственным успехам и неудачам, ошибкам.
Мальчик относится к группе риска.
2. Мотивация учения
Полученные результаты: 24 балла, III уровень.
Познавательная активность — 24 балла (средний уровень) Мотивация достижения — 36 баллов (высокий уровень) Тревожность —12 балов (низкий уровень) Гнев — 24 балла (высокий уровень).
Сашу характеризует примерно равная выраженность позитивной и негативной мотивации учения, амбивалентное отношение к учению. С учетом яркой выраженности мотивации достижения и эмоции гнева, а также среднего уровня познавательной мотивации и сравнительно низкой успеваемости мальчика (средний балл 3,4, постоянно отстает по математике и иностранному языку) можно сделать вывод о том, что ведущим мотивом
50
учения Саши является достижение успеха. Переживание неудовлетворенности данного мотива отражается в показателях гнева. По характеристикам мотивации учения Сашу можно отнести к группе риска.
3. Я-концепция.
Полученные результаты:
Общее самоотношение — 75 баллов — V уровень.
Факторы:
1. Поведение — 4 б. Подросток рассматривает свое поведение как не соответствующее требованиям взрослых.
2. Интеллект — 14 баллов. Высокая самооценка интеллекта.
3. Ситуация в школе — 2 б. Подросток оценивает школьную ситуацию как неблагоприятную. Школа вызывает у него неприязнь.
4. Внешность — 8 баллов. Подросток оценивает себя как человека с привлекательной внешностью.
5. Тревожность — 3 балла. Низкий уровень тревожности.
6. Популярность среди сверстников — 16 баллов. Высокая самооценка популярности в общении, в целом соответствующая, по данным социометрии и референтометрии, положению Саши в группе.
7. Счастье и удовлетворенность — 5 баллов — средний уровень.
8. Положение в семье — 8 баллов — высокий уровень удовлетворенности семейной ситуацией.
9. Уверенность в себе — 18 баллов — предельно высокий уровень, носящий компенсаторно-защитный характер.
10. Фактор социальной желательности — 4 балла.
Сашу характеризует предельно высокий уровень самоотношения, свидетельствующий о защитно-высоком самоотношении. Высокий уровень самоотношения проявляется прежде всего в сферах, значимых для подростка — интеллектуальной сфере и сфере общения. Относительно низко школьник оценивает соответствие своего поведения требованиям взрослых, что, в соответствии с возрастом, также характеризует высокую самооценку в данной области, и ситуацию в школе.
По показателям методики Саша относится к группе риска по предельно высокому, нереалистичному отношению к себе как в целом, так и в наиболее значимых областях.
51
4. Отношение к прошлому, настоящему и будущему. Полученные данные: Отношение к прошлому: +13 б. Отношение к будущему: — 6 б. Суммарный балл — 7 баллов.
Отношение к настоящему: — 3 б, выбирает в качестве «золотого возраста» возраст младенца.
Мальчик повышенно позитивно относится к своему прошлому, он явно неудовлетворен настоящим и испытывает существенные опасения «по отношению к будущему».
4. Готовность к саморазвитию. Полученные данные:
1. Отношение к саморазвитию — 31 балл, без пропусков
2. Проявление в поведении — 22 балла, 7 пропусков.
3. Общий балл — 42,6=43 — IV уровень
Для школьника характерен низкий уровень готовности к саморазвитию. Обращает на себя внимание то, что при относительно высоком позитивном отношении к саморазвитию Саша затрудняется в оценке проявления готовности к саморазвитию в поведении, о чем свидетельствуют многочисленные пропуски. По всей видимости, Саша не занимается самовоспитанием, не владеет его средствами и способами. Позитивное стороной является его положительное отношение к саморазвитию.
5. Социальная компетентность.
Социальная компетентность выявлялась по методу экспертов, в качестве которых выступали отец мальчика и его классный руководитель.
Полученные данные:
Показатель | Оценка со стороны отца | Оценка со стороны классного руководителя | ||
Сырой балл | Социальный возраст | Сырой балл | Социальный возраст | |
1. Самостоятельность | ||||
2. Уверенность в себе | ||||
3. Отношение к своим обязанностям | ||||
4. Общение | ||||
5. Организованность, произвольность |
52
6. Интерес к социальной жизни | ||||
Социальная компетентность, общий балл |
Коэффициент социальной компетентности | По оценкам отца | По оценкам классного руководителя |
–0,2 |
И отец мальчика, и учитель определяют его социальную компетентность, как соответствующую его возрасту, т. е. отвечающую в целом социальному нормативу. Вместе с тем, обращает на себя внимание низкая оценка со стороны отца организованности мальчика и его отношения к собственным обязанностям. Это может свидетельствовать о повышенных требованиях, предъявляемых к Саше в семье.
Общий вывод:
Нереалистично завышенная самооценка, предельно высокий уровень самоотношения при фрустрированность потребности в достижении в учении и переживание неудовлетворенности настоящим, идеализация прошлого свидетельствуют о наличии у Саши внутреннего самооценочного конфликта между высокими притязаниями и уже появившейся, но еще неосознанной неуверенностью в себе. В этой связи обращает на себя внимание расхождение по показателям удовлетворенности актуальной жизненной ситуации, полученной по опроснику Пирса-Харриса и с помощью косвенного показателя (методика «золотого возраста»). Причины данного положения могут корениться в повышенной требовательности, к мальчику в семье, повышенных ожиданиях к результатам его деятельности, особенностям поведения. По данным проведенного исследования Саша нуждается в психологической помощи в плане развития реалистичного отношения к себе.
Учитывая значимость для мальчика сферы общения и реальный в этой области, высокий коэффициент социальной компетентности следует опираться именно на эти области.
При проведении коррекционной работы можно опираться также на позитивное отношение Саши к саморазвитию.
53