Введение. Землеустроительный факультет

Землеустроительный факультет

Кафедра землеустройства

Проект допущен к защите

заведующий кафедрой

____________________

"____"_________2001

ПРОЕКТ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "РАССВЕТ" БОГДАНОВИЧСКОГО РАЙОНА

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Пояснительная записка к дипломному проекту

по специальности 310900 "Землеустройство"

Руководитель__________Н.П. Шалдунова

Дипломник_____________С. Ю. Кораблев

Пермь 2001

Содержание

Введение 4

Глава 1 Теоретические основы реорганизации

сельскохозяйственных предприятий в период реформирования 7

1.1. Правовые аспекты реформирования сельскохозяйственных предприятий 7

1.2. Цели, задачи, решаемые при формировании землепользований и землевладений 14

1.3. Методика реорганизации и формирования землепользований и

землевладений 17

Глава 2 Характеристика землевладения и анализ землеустроенности сельскохозяйственного предприятия 26

2.1. Характеристика землевладения 26

2.2. Природно-экономическая характеристика землевладения 27

2.3. Анализ использования территории землевладения 28

Глава 3 Реорганизация землевладения коллективного

сельскохозяйственного предприятия «Рассвет» 34

3.1. Размещение земель в ведении сельской администрации

с учетом развития личного подсобного хозяйства 35

3.2. Совершенствование землевладения сельскохозяйственного предприятия 37

3.3. Экономическое обоснование формирования землевладения сельскохозяйственного предприятия 39

3.4. Определение размеров и местоположения земель

фонда перераспределения 49

3.5. Размещение крестьянских (фермерских) хозяйств

с учетом перспектив развития 50

3.6. Уточнение площадей и границ территорий с особым

режимом использования 52

3.7.Разработка проектной экспликации всех землевладельцев и землепользователей, участвующих в реорганизации 54

Глава 4 Безопасность жизнедеятельности

на топографо-геодезических работах 55

4.1. Правовые и организационные вопросы охраны труда 55

4.1.1. Основные законодательства по охране труда 55

4.1.2. Управление охраной труда 57

4.2. Основы техники безопасности 58

4.3. Правила по технике безопасности в условиях работы

в охранных зонах линий электропередач 58

Заключение 62

Список нормативных документов и литературы 66

Приложение 68-86

Введение

Реформирование сельскохозяйственных предприятий в России в ходе земельной реформы было проведено в 1992-1993 гг. в сжатые сроки без должной землеустроительной подготовки и соответствующего обоснования, что, наряду с другими причинами, привело к создавшейся критической ситуации в агропромышленном комплексе страны.

Последствия этого хорошо известны - возникновение хаоса в использовании земель, появление недостатков землевладения и землепользования (чересполосица, вкрапливание, дальноземелье), дальнейшее развитие процессов эрозии, образование сельскохозяйственных предприятий неоптимальных размеров с отсутствующей инфраструктурой, несбалансированной экономикой, заранее обреченных на разорение. Снижение эффективности использования земли хорошо видно на примере реформируемых сельскохозяйственных предприятий и большинства крестьянских хозяйств.

Вместе с тем, сельскохозяйственные предприятия, освоившие проекты землеустройства, продолжающие иметь четкую организацию территории, приспособившиеся вследствие этого к новым экономическим условиям хозяйствования, имеют более высокую экономическую эффективность, чем другие хозяйства.

При нестабильной экономической ситуации землеустройство, проявляющееся в данном случае в форме рациональной территориальной организации производства, является одним из основных факторов повышения эффективности сельского хозяйства.

Поэтому в ходе крупных земельных и экономических преобразований, повсеместной реорганизации производства и территории, перераспределения земель первостепенное значение приобретает землеустройство, в ходе которого должен обеспечиваться переход к новому земельному строю с новыми формами хозяйствования, землевладения и землепользования.

В силу монополии государственной собственности на землю при землеустройстве слабо учитывались интересы непосредственных производителей продукции, производственные и территориальные свойства земли, что привело к чрезмерной интенсификации производства, истощению и необоснованному расходованию почвенного плодородия, игнорированию уже утвержденных проектов землеустройства.

В условиях экономики рыночного типа при снижении роли государства, возникновении конкуренции, массовом переделе земельной собственности приоритеты землеустройства изменяются. Встала задача максимального удовлетворения экономических интересов землевладельцев и землепользователей, наиболее полного и эффективного использования производственного потенциала хозяйств и закрепленных за ними земель при соблюдении жестких природоохранных требований, особых режимов и условий использования земель. Потребовался учет не только экономических, но и, в первую очередь, экологических условий факторов, что во многом изменяет методологию и методику землеустроительного проектирования - центрального звена всего землеустроительного процесса.

В этой связи проект землеустройства становится единственным и главным документом, позволяющим правильно организовывать производство и территорию сельскохозяйственных предприятий, произвести перераспределение земель в случае изменения прав земельной собственности, рационально и эффективно использовать и сохранить земельные ресурсы. При реформировании сельскохозяйственных предприятий, переходе к многообразным формам собственности, развитии многоукладного хозяйства, кардинальном изменении земельных отношений землеустройство внутри и на территории реорганизуемых хозяйств приобретает новый характер и содержание. В этой связи возникает необходимость в разработке проектов межхозяйственного землеустройства.

Целью межхозяйственного землеустройства реформируемых сельскохозяйственных предприятий является формирование рациональной и устойчивой системы землевладений и землепользований; создание условий для консолидации земельных долей; улучшения использования и охраны земель, организации производства и территории, рациональное использование имеющихся объектов производственной и социальной инфраструктуры, обоснование необходимости кооперации и развития межхозяйственных связей.

Основными задачами проекта являются:

-формирование объектов новой земельной собственности, определение, уточнение, разграничение земель и прав землевладения и землепользования;

-отнесение земель, находящихся на территории сельскохозяйственных предприятий, к различным целевым категориям и субъектам собственности;

-установление границ и площадей земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями, передаваемыми физическим и юридическим лицам в счет имущественных паев, и объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передающимся на баланс органов местного самоуправления;

-установление особого режима и условий использования земель, определение местоположения и границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц;

-размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное значение, а также инженерного обустройства территории;

-подготовка информации о количестве, качестве и местоположении земель для определения цены земли, установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения землевладельцам и землепользователям убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель;

-разработка предложений по реализации правового и экономического механизма регулирования земельных отношений.

Для составления проекта использовались следующие материалы:

-план земель КСХП “Рассвет”;

-почвенная карта;

-экспликация земель КСХП “Рассвет””;

-проект внутрихозяйственного землеустройства колхоза “Рассвет”.

I. Теоретические основы реорганизации сельскохозяйственных предприятий в период реформирования.

1.1. Правовые аспекты реформирования сельскохозяйственных предприятий.

Целью аграрной реформы было создание эффективного и высокорентабельного сельскохозяйственного производства, способного обеспечить потребности населения в качественных продуктах питания, а промышленности – в соответствующем сырье, и поставлять конкурентоспособную сельскохозяйственную продукцию на мировой рынок.

Основным содержанием аграрной реформы, начатой в России в 1990г. и осуществляемой до настоящего времени, является реорганизация колхозов и совхозов и создание на их базе современных сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Такая реорганизация включает два основных момента: передачу имущества сельскохозяйственных предприятий и используемой ими земли в собственность работников этих предприятий и изменение организационно-правовой формы хозяйств./13/

Изменение форм собственности на землю и другие средства производства, переход к экономике рыночного типа, а также связанные с этим процессы разгосударствления и приватизации обусловили проведение земельной реформы. В результате коренным образом изменились земельные отношения./12/

Реформа отношений в аграрном секторе началась с решения предоставить возможность развития, наряду с коллективным, индивидуальное хозяйствование на земле.

Принятый 22 ноября 1990 г. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установил, что земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются гражданам бесплатно. В отношении же лиц, занятых в сельскохозяйственном производстве и желающих организовать крестьянское хозяйство, этот закон установил, что при выходе из сельскохозяйственного предприятия они получают часть земли и имущества данного предприятия, приходящуюся на их долю.

Для того чтобы выполнить эту норму, колхозы и совхозы должны были произвести условный раздел имущества и земли на паи (или доли) работающих, т.е. провести фактически приватизацию. По отношению к реформе сельского хозяйства термин «приватизация» в нашей стране не применяется, поскольку имущество колхозов как негосударственных образований всегда «числилось» собственностью членов колхоза, а с 1990 г. в связи с внесением изменений в Конституцию РСФСР собственниками своего имущества были провозглашены и совхозы. Но поскольку не только в совхозах, но и в колхозах их члены до тех пор не имели никаких реальных прав на какую-либо часть имущества хозяйства, то введение имущественных паев явилось, несомненно, большим шагом вперед.

Законом РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. земли сельскохозяйственных предприятий переданы в коллективно-долевую собственность граждан – работников (членов) этих предприятий. Таким образом, все крестьяне бесплатно получили от государства права на землю, стали собственниками.

Последующее законодательство было направлено на то, чтобы провести в жизнь заявленные преобразования. В декабре 1991 г. Президент России издает Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», которым коллективы всех сельскохозяйственных предприятий обязывались в кратчайшие сроки принять решение о переходе к коллективно-долевой собственности на землю, а также провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с действующим законодательством. Конкретно порядок проведения таких преобразований установлен Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Согласно этому постановлению для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, Упомянутое постановление устанавливает основные принципы приватизации земли:

1.Добровольность: добровольное участие хозяйств на основе принятых ими решений о приватизации земли и реорганизации хозяйства.

2 Установление прав собственности: создание механизма для установления прав собственности и имущество и для создания новых форм предприятий.

3.Свобода выбора: собственники земельных долей и имущественных паев сами определяют организационно-правовую форму предприятия и виды его хозяйственной деятельности.

4.Открытость: все собственники земельных долей и имущественных паев могут участвовать в распределении земли и имущества.

5.Четкие временные рамки реорганизации: каждый этап реорганизации проводится в установленный внутрихозяйственной комиссией период времени.

6.Организация работы непосредственно на местах: практическое осуществление производится внутрихозяйственной комиссией по приватизации земли реорганизации каждого хозяйства с привлечением соответствующих местных органов./15/

Министерством сельского хозяйства было утверждено Положение о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза).Эти положения развиваются и уточняются Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и принятым на его основе Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».

В настоящее время та часть аграрной реформы, которая была связана с разделом имущества и земли сельскохозяйственных предприятий, практически завершена. Процесс же преобразования этих предприятий в новые организационно-правовые формы продолжается.

В процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий производится выделение земельных долей (или земельных паев).

Земельная доля представляет собой рассчитанное в гектарах или баллогектарах количество земельной площади, приходящееся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия). Земельные доли на местности не отграничиваются и существуют, так сказать, в документальном выражении – до тех пор, пока в установленных законом случаях и порядке не будет произведено выделение в натуре земельного участка, равного по размеру установленной земельной доле.

Земельные доли определяются в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий, которая включает в себя и приватизацию их земель как неотъемлемую часть такой реорганизации.

4 сентября 1992 г. Правительством РФ принято Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. Им установлено, что при определении земельной доли (пая) учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков:

1.переданных в ведение местных Советов народных депутатов, в т.ч. земли приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

2.включенных в фонд перераспределения земель;

3.переданные данному хозяйству в аренду.

Обязательным условием реорганизации специализированных хозяйств является сохранение выполнения ими особых производственных функций по основной специализации. Поэтому выделение части имущества и земли, обеспечивающих выполнение данных функций, в натуре при выходе из состава хозяйства не допускается в государственных племенных и конных заводах, государственных конюшнях, ипподромах, селекционно-гибридных центрах, государственных семенных инспекциях и лабораториях по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станциях и участках, предприятиях по воспроизводству ценных видов рыб. Реорганизация же учебно-опытных, учебно-производственных, опытно-производственных и других хозяйств высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений, научно-исследовательских институтов, совхозов, техникумов, совхозов-колледжей, опытных хозяйств машиноиспытательных станций, опытно-селекционных станций, ботанических садов должна производиться при обязательном объединении имущественных и земельных долей (паев) в размере, обеспечивающем учебный и исследовательский процесс. Причем на земельные доли не распределяются опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.

Специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.

В реорганизуемых животноводческих комплексах, птицефабриках и парниково-тепличных комбинатах в случае, если земельные площади хозяйства достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства, работник не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства.

Без выделения земельной доли в натуре реорганизуются также сельскохозяйственные предприятия, расположенные в городской черте.

Указанным выше постановлением был определен порядок предоставления земельных долей. Он впоследствии уточнен Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев». Им установлено, что в случае, если земельные доли уже рассчитаны в соответствии с постановлением от 4 сентября 1992 г. и утверждены в установленном порядке, их повторный перерасчет не производится, а выдача свидетельств осуществляется по заявлениям собственников на основании прежних расчетов.

Согласно одобренным постановлением от 1 февраля 1995 г. Рекомендациям по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, размер земельной доли рассчитывается в гектарах или в баллогектарах.

На получение в собственность земельных долей имеют право: работники сельскохозяйственной организации (предприятия); пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на ее территории; лица, занятые в социальной сфере на селе; временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия). Указанные лица могут лично распорядиться своей земельной долей либо выслать доверенность на распоряжение ею своим доверенным лицом, которые распорядятся земельной долей в соответствии с указаниями временно отсутствующего работника. Если работник не имеет возможности лично явиться либо выслать доверенность, принадлежащая ему земельная доля отходит к невостребованным земельным долям с правом последующего востребования в случае его возвращения в хозяйство (в течение установленного законодательством РФ срока исковой давности);

В принятом 7 марта 1996 г. Указе Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» отмечено, что с начала 1991г. в результате проведения реформы 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей. Указом предписано Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ принять меры к завершению в 1996 г. выдачи членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам – собственникам земельных долей свидетельств на право собственности на земельные доли. Установлено, что выдача и регистрация этих свидетельств производятся бесплатно.

Органы местного самоуправления обязаны были в течение месяца со дня опубликования данного указа направить всем собственникам земельных долей извещения о порядке получения зарегистрированных в соответствии с российским законодательством свидетельств на право собственности на земельные доли (для тех, кто ранее их не получил).

Невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности, сохраняются за сельскохозяйственными организациями (или передаются сельскохозяйственными организациями), которые используют их в течение трех лет. Если за это время собственник земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.

Невостребованные земельные доли передаются сельскохозяйственным земельным организациям с их согласия, если же сельскохозяйственная организация отказывается от использования невостребованных долей, они зачисляются в фонд перераспределения земель района.

Не допускается передача одной земельной доли нескольким сельскохозяйственным коммерческим организациям.

Невостребованные земельные доли передаются с указанием их собственника, а сельскохозяйственная организация осуществляет только представительство в соответствии со ст. 183 ГК РФ. Она несет перед собственниками невостребованных долей ответственность по всем претензиям, которые они могут предъявить в отношении пользования принадлежащими им, но не востребованными земельными долями. Сельскохозяйственная организация также вносит в бюджет налоговые и иные обязательные платежи за невостребованные земельные доли./13/

1.2. Цели и задачи, решаемые при формировании землепользований и землевладений.

В условиях перехода к многообразным формам земельной собственности, развития многоукладного хозяйства, реорганизации и перестройки сельскохозяйственного производства, а также взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с государством, между собой и внутри собственных трудовых коллективов существенным образом меняются земельные отношения, что вызывает радикальные изменения в организации использования земель.

Организация новых и упорядочение землевладении существующих сельскохозяйственных предприятий при их реформировании осуществляется на основе проектов межхозяйственного землеустройства.

Целью межхозяйственного землеустройства реформируемых сельскохозяйственных предприятий является формирование рациональной и устойчивой системы землевладений и землепользований; создание условий для консолидации земельных долей; улучшения использования и охраны земель, организации производства и территории, рациональное использование имеющихся объектов производственной и социальной инфраструктуры, обоснование необходимости кооперации и развития межхозяйственных связей.

Основными задачами проекта являются:

-формирование объектов новой земельной собственности, определение, уточнение, разграничение земель и прав землевладения и землепользования;

-отнесение земель, находящихся на территории сельскохозяйственных предприятий, к различным целевым категориям и субъектам собственности;

-установление границ и площадей земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями, передаваемыми физическим и юридическим лицам в счет имущественных паев, и объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передающимся на баланс органов местного самоуправления;

-установление особого режима и условий использования земель, определение местоположения и границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц;

-размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное значение, а также инженерного обустройства территории;

-подготовка информации о количестве, качестве и местоположении земель для определения цены земли, установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения землевладельцам и землепользователям убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель;

-разработка предложений по реализации правового и экономического механизма регулирования земельных отношений.

Дополнительно к составлению проекта межхозяйственного землеустройства по формированию новых землевладений и землепользований, создаваемых на базе реформируемого предприятия, в состав землеустроительных работ могут включаться:

-инвентаризация земель с уточнением экспликации земельных угодий предприятия на момент реформирования, если указанная работа не может быть выполнена при подготовительных работах к проекту;

-проведение экономической оценки земель и составление земельно-кадастровой карты предприятия;

-составление карты лотов при формировании земельных массивов на основе аукционов.

В ходе разработки проекта землеустройства на территории реформируемых сельскохозяйственных предприятий необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

-создание равных условий для развития всех форм землевладения, землепользования и хозяйствования на различных по качеству и местоположению землях;

-соблюдение природоохранных требований и создание оптимальных условий для сохранения и улучшения окружающей природной среды и ландшафтов;

-учет интересов всех затрагиваемых землевладельцев и землепользователей;

-обеспечение бесспорности границ административно-территориальных образований и территорий с особым правовым режимом земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами; черты городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов;

-сохранение и совершенствование систем расселения, национальных и исторических связей;

-максимальное сохранение сложившихся элементов организации территории;

-создание организационно-территориальных условий, обеспечивающих рациональную организацию и повышение эффективности производства, труда и управления, неуклонный рост плодородия почв.

Реализация проекта осуществляется как непосредственно за счет осуществления намеченных мероприятий, так и путем изменения или дополнения Уставов сельскохозяйственных предприятий, Правил внутреннего распорядка сельскохозяйственных предприятий разработки и утверждения в хозяйствах в установленном порядке различных Положений, регламентирующих распределение доходов (прибыли), дивидендов в зависимости от формы хозяйства, вида землевладения и землепользования./12/

1.3. Методика реорганизации и формирования землепользований и землевладений с учетом экологических факторов.

Происходящие крупные преобразования в экономике страны и агропромышленном комплексе существенно изменили организационно-правовые и организационно-территориальные формы сельскохозяйственных предприятий, формы собственности на землю и другие средства производства, труда и управления в них, снизили эффективность использования земельных, денежно-материальных и трудовых ресурсов.

В результате существенно увеличилось число сельскохозяйственных предприятий, нарушились их границы, площади, организация производства и территории.

На территории бывших колхозов и совхозов появилось множество посторонних землевладельцев и землепользователей.

В результате земельной реформы возникли недостатки землевладения и землепользования: дальноземелье, чересполосица, вклинивание, вкрапливание, изломанность и неправильное расположение границ.

Все действия, связанные с перераспределением земель, образованием новых и реорганизацией существующих сельскохозяйственных предприятий, организацией использования и охраны земель, следует осуществлять только в порядке землеустройства и на основе четко спланированных землеустроительных действий с тщательным социально-экономическим и экологическим обоснованием.

Методика разработки проекта землеустройства на территории реформируемых сельскохозяйственных предприятий предложена Волковым С.Н.

В процессе подготовительных работ к составлению проекта проводится анализ существующего распределения, состояния и использования земель, сложившихся земельных отношений.

В результате анализа изучаются:

-состав землевладельцев (землепользователей), расположенных на территории сельскохозяйственного предприятия;

-распределение земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и угодьям;

-наличие и использование земель, находящихся в ведении сельской администрации;

-размеры земельных долей и имущественных паев;

-размеры личного подсобного хозяйства, объемы производства. Перспективы его расширения, площади для сенокошения и выпаса скота, под огородами, находящиеся во временном пользовании;

-отводы для несельскохозяйственных целей;

-размеры, размещение и использование земель крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, образованных на территории бывшего хозяйства;

-экономика реорганизованного хозяйства;

-наличие и востребование специального земельного фонда и фонда перераспределения;

-размеры и размещение земель с особым правовым режимом и условиями пользования;

-действующее законодательство о земле;

-планово-картографический материал и данные различных обследований;

-пожелания землевладельцев и землепользователей;

-материалы предыдущего землеустройства и перераспределения земель;

-другие материалы, характеризующие природные и экономические условия хозяйства.

Материалы служат основой для проектирования.

Проект межхозяйственного землеустройства на территории реформируемого сельскохозяйственного предприятия имеет следующее примерное содержание.

1.Межхозяйственная реорганизация территории и перераспределение земель

1.1.Отграничение земель, находящихся в ведении сельской администрации:

-определение площадей и местоположения земель личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, упорядочение приусадебного фонда земель;

-установление площадей и размещение земель, передаваемых во временное пользование: под огороды, сенокосы и пастбища

1.2.Определение размеров и местоположения земель фонда перераспределения:

-установление площадей и местоположения земель неделимого фонда земель;

-размещение земель фонда перераспределения;

-формирование целевого земельного фонда для расселения беженцев, вынужденных переселенцев и их семей.

1.3.Определение размеров и размещение землевладений и землепользований крестьянских (фермерских) хозяйств.

1.4.Размещение участков коллективного садоводства и огородничества.

1.5.Образование землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий.

1.6.Уточнение площадей и местоположения земель, предоставляемых для нужд промышленности и иного назначения

1.7.Определение площадей и местоположения земель, передаваемых в аренду или арендуемых земель.

1.8.Уточнение площадей постороннего пользования в границах предприятия и границ со смежными землевладельцами и землепользователями.

1.9.Уточнение площадей и границ:

-административно-территориальных образований

-территорий с особым правовым режимом земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;

-территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами.

1.10.Размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное значение.

1.11.Разработка проектной экспликации всех землевладельцев и землепользователей, расположенных в границах хозяйства.

2.Правовой режим, условия землепользования и механизм регулирования земельных отношений

2.1.Обоснование правового статуса сельскохозяйственного предприятия как юридического лица.

2.2.Определение правового режима земель сельскохозяйственного предприятия, условий землевладения (землепользования) хозяйства и членов его коллектива.

2.4.Выделение, вычисление площадей и обоснование правового режима территорий с особыми режимами и условиями использования./12/

В условиях экономики рыночного типа при снижении роли государства, возникновении конкуренции, массовом переделе земельной собственности приоритеты землеустройства изменяются. Встала задача максимального удовлетворения экономических интересов землевладельцев и землепользователей, наиболее полного и эффективного использования производственного потенциала хозяйств и закрепленных за ними земель при соблюдении жестких природоохранных требований, особых режимов и условий использования земель. Потребовался учет не только экономических, но и, в первую очередь, экологических условий и факторов, что во многом изменяет методологию и методику землеустроительного проектирования./16/

Задача сохранения окружающей среды стоит перед всеми без исключения юридическими и физическими лицами, перед всеми природопользователями. Однако землевладельцы среди природоохранителей на первом месте, поскольку земля является главным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей природной среды, кроме того, землепользование служит, к сожалению, и главным загрязнителем среды обитания и главной страдающей стороной от этого обитания.

В ст. 36 Конституции РФ установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой, как и другими природными ресурсами, осуществляется свободно за двумя исключениями:

-это не должно наносить ущерба окружающей среде;

-не должно нарушать прав и законных интересов иных лиц.

Изучение агроэкологического состояния земель крестьянских (фермерских) хозяйств показало, что наблюдается недооценка экологического фактора. Наблюдается потребительское отношение к земле, что в будущем чревато резким снижением плодородия./14/

Масштабы разрушения и загрязнения природной среды в России достигли катастрофического уровня. Это связано не только с негативными последствиями химико-техногенной стратегии интенсификации сельского хозяйства, сколько со всепроницающей неадаптивностью в важнейших звеньях сельскохозяйственного производства. В их числе гигантские по своей площади хозяйства, севообороты и их поля, не только исключающие возможность дифференцированного использования природных и техногенных ресурсов, а также адаптивного потенциала культивируемых видов и сортов растений, но и создающие идеальные условия для эрозии. Во многих хозяйствах не соблюдаются севообороты, что связано как с бесхозяйственностью, так и с уравнительностью внутрихозяйственного землеустройства, объединяющего в пределах севооборота разные типы земель (по рельефу, влажности почв, микроклимату и т. д.), вследствие чего хозяйства вынуждены перекраивать размещение культур, подбирая наиболее благоприятные условия для каждой из них. Переход к адаптивной стратегии обеспечит не только большую экологическую безопасность и низкозатратность, но и одновременно многовариантность в принятии решений. Это позволит землепользователям лучше ориентироваться в условиях погодных и рыночных флуктуаций.

Отдавая предпочтение биологическим факторам интенсификации, мы исходим, прежде всего, из особенностей почвенно-климатических условий в нашей стране, где высокая потенциальная урожайность культивируемых видов и сортов растений не может быть реализована, если она не защищена экологической устойчивостью самих агроэкосистем./9/

Лысенко Е. Г. за критерий оценки использования земель предлагает принять эколого-экономическую эффективность, в которой находит выражение результативность хозяйственной и природоохранной деятельности. Использование земель сельскохозяйственного назначения рассматривает как сферу экологической деятельности. Земледелие отличается от других отраслей тем, что в процессе хозяйственной деятельности тесно переплетаются технологические и мелиоративные мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия почв, биоресурсов, охрану природной среды. Издержки по улучшению экологического состояния земель имеют производственный характер и обуславливают повышение эффективности производства./14/

Опыт истории России и практика развитых зарубежных стран показывают, что реальным механизмом наведения порядка в использовании земель, регулировании земельных отношений и переустройстве территории может быть только землеустройство, в процессе которого решаются правовые, социально-экономические, организационно-территориальные и, самое главное, - экологические задачи.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Базовым актом в области охраны среды является Закон от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды», в его ст. 40-44 предусматриваются общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. Коротко они сводятся к следующему.

При реорганизации надо учитывать не только ближайшие, но и отдаленные последствия деятельности объектов - экологические, экономические, демографические, нравственные; должен соблюдаться приоритет охраны здоровья человека и благосостояния населения определение мест строительства объектов должно производиться в соответствии со ст. 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения органов местного самоуправления; в необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума (на первый взгляд изложенное, особенно в первом предложении, может показаться декларативным, трудно выполнимым, но это лишь на первый взгляд: опора на эти принципы, их использование в административной и судебной практике при наличии упорства и квалификации могут обеспечить законное и правильное разрешение дел).

Согласно ст. 46 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» юридические и физические лица, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды, причиняющих вред здоровью человека.

Животноводческие фермы и предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов и водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований может повлечь ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и других объектов по предписанию специально уполномоченных органов.

Порядок применения в сельском хозяйстве химических и биологических средств защиты растений предусматривается Санитарными правилами по хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве и Инструкцией по технике безопасности при хранении, транспортировке и применении пестицидов в сельском хозяйстве (пестициды – это химические средства для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорняками, вредителями зерна, с переносчиками опасных заболеваний человека и животных).

Согласно этим документам хранение пестицидов и минеральных удобрений должно осуществляться в специально построенных для этого складских помещениях. Строительство складов сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений осуществляется своевременное на основании СНиПа 11-108-78, где предусматривается своевременное удаление и обезвреживание отходов; производственные стоки перед сбросом в наружную канализацию должны быть нейтрализованы и обезврежены на очистных сооружениях.

Строительство животноводческих ферм, упомянутых складов и т.п. должно учитывать наветренную или подветренную стороны по отношению к населенному пункту, к другим землевладельцам, наличие водоохранных зон малых рек и рыбохозяйственных водоемов. В частности, запрещается строительство складов пестицидов, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, животноводческих ферм, складирование навоза в водоохранных зонах малых рек и ближе двух километров от рыбохозяйственных водоемов.

Не допускается размещение сельскохозяйственных объектов и предприятий перерабатывающей промышленности в первом поясе зон санитарной охраны источников водопользования населения ст.. 16 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в первой и второй зонах округов санитарной охраны курортов, на землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков.

Существуют специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды. Они не раз упоминаются в качестве полномочных представителей государства по наведению экологического правопорядка. Это Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология): он создан на базе Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов; Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей; Федеральная служба лесного хозяйства; Министерство природных ресурсов. Кроме того, экологические требования к землепользователям могут устанавливать и проверять их выполнение Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности, Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ.

Таким образом, в период реформы приняты законодательные акты обязывающие проектировщиков, землепользователей и землевладельцев выполнять требования по охране окружающей среды и экологический порядок в процессе пользования землями есть кому устанавливать, кому проверять и с помощью грамотных, знающих свои обязанности и права землевладельцев он может быть налажен и осуществлен. /13/

II. Характеристика землевладения и анализ землеустроенности сельскохозяйственного предприятия

2.1. Характеристика землевладения.

Территория коллективного сельскохозяйственного предприятия «Рассвет» (это бывший колхоз «Рассвет») расположена в центральной части Свердловской области Богдановичского района в 12 км от районного центра г. Богданович и в 110 км от областного центра г.Екатеринбурга. в хозяйстве имеются три населенных пункта: с. Чернокоровское -центральная усадьба, д. Паршина -бригадный производственный центр и д. Раскатиха –бригадный производственный центр. Колхоз «Рассвет» организован в 1950 году на базе земель колхозов «Заветы Ленина» (с. Чернокоровское), им. Кирова (д. Паршина), «Красный якорь» (д. Раскатиха).

Последнее внутрихозяйственное землеустройство было проведено в 1988 году. Проектом намечалось молочное направление, цеховая структура управления, научно-обоснованные севообороты, рациональная структура посевных площадей, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счет выполнения комплекса организационных агрозоотехнических мероприятий. Первые годы после 1988 года производственные и экономические показатели имели тенденцию к повышению. Однако, переходный период к рыночной экономике в стране резко повлиял на производственную и экономическую деятельность и данного хозяйства. В результате производственные показатели в растениеводстве и животноводстве резко снизились. Кроме этого, в переходный период к рыночной экономике, произошли изменения в землепользовании колхоза. В 1992 году в хозяйстве было перераспределение земель, по которому сельскохозяйственные угодья распределялись по среднему районному баллу в собственность 2449 га пашни, в фонд перераспределения предоставлено 1417 га, сельской администрации 155 га. Часть земель передана, в настоящее время передаются крестьянским хозяйствам. В результате в коллективном хозяйстве землепользование резко уменьшилось, изменилась структура посевных площадей, нарушены границы полей. Все это вместе взятое, а также несоответствие предыдущего проекта настоящим требованиям ведения сельскохозяйственного производства послужило причиной проведения новой организации территории.

2.2. Природно-экономическая характеристика землевладения.

Землепользование коллективного сельскохозяйственного предприятия расположено в юго-восточной агроклиматической зоне, в которую включены самые теплые районы Свердловской области. Сумма положительных температур выше 10 градусов составляет 1750- 1925 градусов, сумма осадков за этот период равна 225-280 мм. Вегетационный период равен 110-115 дней. Наименьшая продолжительность безморозного периода равна 90 дням. Климатические условия позволяют выращивать все культуры, возделываемые в Свердловской области.

По строению местности землепользование представляет слабоволнистую равнину, с запада на восток территория пересекается речкой Калиновкой, долина которой дренирует прилегающую местность на 1,5-3 км сетью разветвленных ложков. Кроме р. Калиновка по территории колхоза протекает река Черная. Реки полностью обеспечивают водохозяйственные нужды колхоза. Грунтовые воды залегают глубоко. Для хозяйственных нужд используется вода рек.

Естественная растительность представлена лесами, кустарниками, сенокосными и пастбищными травами. Леса, преимущественно, березовые и смешанные березово-осиновые. Реже встречается сосна. В подлеске растут рябина, черемуха, ракитник, ива, шиповник. Естественные сенокосы и пастбища представлены злаково-разнотравными ассоциациями. Из злаков распространены мятлик, ежа сборная, тимофеевка, полевица; из бобовых- клевера; из разнотравья- ромашка, подорожник, лапчатка, лютик. Качественное состояние кормовых угодий невысокое. Почвы по данным Свердловского сельскохозяйственного института объединены в шесть основных групп.

Таблица 1

Агрогруппы почв коллективного сельскохозяйственного предприятия (в % от общей площади)

№ п.п. Почвенные разности Пашня Сенокосы Пастбище
  Серые Темно-серые Черноземы Лугово- ченоземные Болотные прочие 6,1 44,6 48,8 0,4 0,1 14,6 6,5 4,4 68,0 6,5 52,4 8,3 5,7 19,8 5,9 7,9
Всего        

По данным внутрихозяйственной оценки (институт УралНИИгипрозем, 1993г) оценочный балл пашни составляет по зерновым культурам 42, картофелю-63, кукурузе-110, многолетним травам-29, однолетним травам-22, т. е. по плодородию пашни хозяйство находится в лучших условиях большинства хозяйств района и области.

Изучение схемы противоэрозионных мероприятий Свердловской области, показывает, что эрозионно-опасных сельскохозяйственных угодий на территории коллективного сельскохозяйственного предприятия не имеется.

Пахотные земли имеют крупную контурность вблизи населенных пунктов и мелкую контурность в южной части землепользования. Распаханность территории от общей площади составляет 43%и от площади сельскохозяйственных угодий- 72%. В хозяйстве по госучету имеется 245 га орошаемой пашни.

Естественные сенокосы и пастбища мелко контурные и располагаются по склонам реки Калиновка и в южной части землепользования. Средняя урожайность естественных сенокосов по материалам геоботанического обследования 12 ц с га.

На момент реорганизации хозяйство занималось производством молока и мяса крупного рогатого скота. В колхозе содержится 1500 голов крупного рогатого скота, в т. ч. 600 коров, содержится 55 лошадей.

Структура посевных площадей в хозяйстве тесно увязана с производственными нуждами коллективного сельскохозяйственного предприятия. Картофель идет на общественное питание, излишки реализуются через торговлю.

2.3. Анализ использования территории землевладения.

В соответствии с положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий произошло реформирование колхоза «Рассвет» и на его территории были выделены земли:

-в собственность граждан бесплатно в соответствии со средним районным паем;

-сельской администрации;

-для ведения крестьянского хозяйства;

-в фонд перераспределения;

-в постоянное пользование коллективному сельскохозяйственному предприятию (лес и прочие несельскохозяйственные угодья).

Распределение земель по категориям, землевладельцам, землепользователям, угодьям представлено в таблице 2

Таблица 2.

Распределение земель по категориям, землевладельцам, землепользователям, угодьямНаименование собственников, арендаторов на момент перераспределения Общая площадь Пашня Пастбище Сенокос Всего с/х угодий Лес ДКР Болота Под водой Прочие
Бесплатная собственность                    
Крест. хозяйства                    
Фонд перера-спределения, всего                    
Земли в ведении с/а                    
Постоянное пользование                    
Итого                    

Размер земельной доли определен с учетом средней районной нормы, равной 7,27 га; при среднем районном балле 29,8 га количество баллогектаров на одного работника равно 216,64. Земельная доля в хозяйстве определена по среднему значению качества почвы на пашне. В собственность граждан передана только пашня, которая имеет средний показатель 43,46 баллогектара, размером 4,98 га. В последние годы недостаточно вносится органических и минеральных удобрений, недостаток сельскохозяйственной техники, нарушены границы полей. В бесплатную собственность не переданы кормовые угодья, хотя хозяйство имеет скотоводческую специализацию и для крупного рогатого скота требуются пастбища. При перераспределении сильно нарушилась сложившаяся организация территории. Пахотные массивы, находящиеся в кормовом севообороте в центре западной части предприятия были переданы в фонд перераспределения. Для пастьбы скота предприятия необходимы кормовые угодья.

Распределение земель по формам использования на момент составления проекта показано на рисунке 1 и рисунке 2 (диаграмма распределения земель).

В ведении сельской администрации было передано 116 га для ведения личного подсобного хозяйства и 135 га для огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота. Средний размер личного подсобного хозяйства составляет 0,41 га. Всего имеется 243 личных подсобных хозяйства. Наблюдается тенденция увеличения количества личных подсобных хозяйств, так в период с момента перераспределения земель (1992 год) по1995 год количество личных подсобных хозяйств увеличилось до 261. Увеличилось также личное поголовье скота с 552 до 558 голов. Для обеспечения кормами личного подсобного хозяйства требуется дополнительные кормовые угодья. Из этого следует необходимость увеличения площадей кормовых угодий для удовлетворения потребности в кормах для личного подсобного хозяйства.

В процессе реорганизации сформировано три крестьянских хозяйства которые разбросаны по территории. Крестьянское хозяйство «Прогресс»

находится в юго-западной части хозяйства, крестьянское хозяйство «Татьяна»- в северно-западной части, крестьянское хозяйство «Луч»- в юго-восточной части. Средневзвешенное расстояние до крестьянских хозяйств составляет 4,37 км. при среднем расстоянии 3,11 км. дальнейшее развитие крестьянских хозяйств создаст еще большую раздробленность коллективного сельскохозяйственного предприятия. При размещении новых крестьянских хозяйств необходимо не нарушать организацию территории сельскохозяйственного предприятия.

Для устранения выявленных недостатков предлагается проект реорганизации.

III. Реорганизация землевладения коллективного сельскохозяйственного предприятия «Рассвет»

В результате проведения реорганизации в сельскохозяйственных предприятиях появились недостатки организации территории, которые влияют на производственную деятельность предприятий. Для устранения недостатков выявленных в результате анализа намечается совершенствование землевладения сельскохозяйственного предприятия. Проект реорганизации сельскохозяйственного предприятия состоит из следующих частей:

1. Размещение земель в ведении сельской администрации с учетом развития личного подсобного хозяйства. Площадь в ведении сельской администрации рассчитывается с учетом потребности личного подсобного хозяйства.

2. Размещение земель сельскохозяйственного предприятия. При размещении разрабатывается два варианта образования предприятия.

3. Экономическое обоснование формирования землевладения сельскохозяйственного предприятия. По ряду технических и экономических показателей выбирается наилучший.

4. Определение размеров и местоположения земель фонда перераспределения. Фонд перераспределения образуется из земель не включенных в паевой земельный фонд и предназначается для образования крестьянских хозяйств, обеспечения потребности личного подсобного хозяйства и ведения сельскохозяйственного производства коллективным сельскохозяйственным предприятием.

5. Размещение крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом перспектив развития. С учетом перспектив развития крестьянских (фермерских) хозяйств намечается создание массивов крестьянских (фермерских) хозяйств. Крестьянские (фермерские) хозяйства образуются как на землях фонда перераспределения, так и на землях переданных в собственность при выходе работников для образования крестьянских хозяйств.

6. Установление земель с особым режимом использования. Выделяется водоохранная и прибрежная зоны с ограничением хозяйственной деятельности.

7. Проектная экспликация всех землевладельцев и землепользователей.

Более подробно остановимся на каждой составной части

3.1. Размещение земель в ведении сельской администрации с учетом развития личного подсобного хозяйства.

В состав земель, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, включаются земли, находящиеся в черте сельских населенных пунктов, расположенных вблизи; дополнительные участки для развития личного подсобного хозяйства; индивидуального и общественного, культурно-бытового и иного строительства; а также сенокошения и пастьбы личного скота, независимо от того, примыкают эти земельные участки непосредственно к населенным пунктам или они расположены чересполосно.

В ведении сельской администрации находится только 155 га кормовых угодий в черте населенных пунктов. Наблюдается увеличение поголовья личного подсобного хозяйства, так 2000 году поголовье увеличилось с 522 до 558 голов. С учетом питательности, урожайности и потребности в корме определена потребность в кормовых угодьях.

Определение площади кормовых угодий для личного скота сельских жителей, потребности в землях для развития личного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота представлено в таблицах 3, 4.

Таблица 3.

Определение площади кормовых угодий для личного скота сельских жителей

Виды и группы животных Поголовье, голов Коэф. перевода в усл.ед Всего усл. голов Требуется пастбищ Требуется сенокосов
Потребность в з.к. Питатель ность 1 ц Урожайность, ц/га площадь, га Потребность в сене Питательность 1 ц Урожайность, ц/га площадь,га
коровы   1,00   - - - - - - - -
Продолжение таблицы 3
молодняк до 1 года

  0,60   - - - - - - - -
молодняк старше 1 г   0,25   - - - - - - - -
Всего                      

Из таблицы видно, что для личного подсобного хозяйства необходимо 662 га сенокосов, что на 64 га больше, чем общая площадь сенокосов в хозяйстве. Следовательно все сенокосы и 297 га пастбищ передаются в ведение сельской администрации. Потребность в землях для развития личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса скота показана в таблице 4

Таблица 4.

Потребность в землях для развития личного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота

№ п. п Показатели Ед. изм сущ. проект. изменен
  Число личных подсобных хозяйств дворов      
  Средний размер личного подсобного хозяйства га 0,41 0,41  
  Общая площадь земель личных подсобных хозяйств га      
  Площадь с.- х. угодий для огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота га      
  в т.ч. пашни га      
  сенокосов га      
  Пастбищ га      

Для обеспечения личного поголовья с учетом перспектив развития личного подсобного хозяйства предусматривается выделение сельскохозяйственных угодий из фонда перераспределения площадью 957га.

На планово-картографическом материале нанесены проектные границы земель находящихся в ведении сельской администрации.

3.2. Совершенствование землевладения сельскохозяйственного предприятия

В условиях перехода к многообразным формам земельной собственности, развития многоукладного хозяйства, реорганизации и перестройки сельскохозяйственного производства вся территория сельскохозяйственного предприятия выступила объектом межхозяйственного землеустройства. Все землеустроительные действия по реорганизации осуществляются в границах этой территории.

В существующем варианте перераспределения земель основные массивы пашни фонда перераспределения находятся в центре западной части предприятия; в фонд перераспределения включены все сенокосы и пастбища (за исключением пастбищ в черте населенных пунктов), что создает такие неудобства в использовании земель, как чересполосица, дальноземелье, несоответствие существующей специализации коллективного сельскохозяйственного предприятия.

Определение земельной доли без учета специализации хозяйства требует пересмотреть размеры и местоположение земель паевого фонда, фонда перераспределения, а также обосновать необходимость перераспределения земель. В процессе приватизации в собственность граждан предоставлены земли, учитывающую среднюю районную норму пая. Для данного хозяйства норма земельного пая составляла 6,12 га и была представлена только в пахотных массивах. В пересчете это составляет 266,22 баллогектара. Однако данное перераспределение земельных ресурсов по паю не учитывало зерно скотоводческую специализацию и в размер земельного пая не были включены кормовые угодья. Следовательно, сельскохозяйственное предприятие лишено кормовых угодий. А это обстоятельство в будущем обрекает животноводческую отрасль на стойловое содержание скота, что не соответствует зональным особенностям. Для устранения данного недостатка необходимо произвести перерасчет земельного пая с учетом включения и кормовых угодий. Расчеты представлены в таблице.5

Таблица 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: