Психологическое консультирование

Существуют различные точки зрения относительно тог, что представляет собой психологическое консультирование. Во многом они определяются той сферой жизни, где используется консультирование: семейное консультирование, консультирование на предприятиях и т.п.

Профессиональное консультирование зародилось и распространилось благодаря социальному запросу, обусловленному психологическим просвещением, психотерапевтами (особенно динамического направления).

Психологическое просвещение – процесс формирования знаний о различных областях психологии, и о роли последней в жизни человека. эта информация распространяется с помощью средств массовой информации, путем различных встреч, собраний с психологами. Психология – особая наука, она бесчисленными нитями связана с повседневной жизнью (Л.В.Куликов).

А также благодаря опоре на опыт психотерапевтической практики (преимущественно клиент-центрированной психотерапии).

Клиент-центрированная психотерапия – относится к концепция экзистенциально-гуманистического направления, разработана К.Роджерсом. Это направление подчеркивает признание потенциала самостоятельности, активности клиента на все этапах работы. Суть метода заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт с клиентом, который воспринимается не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.

Психологическое консультирование – это профессиональная помощь пациенту (нам представляется корректнее говорить – клиенту, выделено мной С.Д) в поиске решения проблемной ситуации [76]

В Большой психологической энциклопедии консультирование психологическое – форма оказания практической психологической помощи (а разве она может быть какой-то иной? Выделено мной – С.Д) в виде советов и рекомендаций. Строится на базе начального анализа тех вопросов, которые волнуют пациента (клиента), а также анализа самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми [18].

К.Роджерс в своих работах говорил о «лечебных беседах», цель которых – вызвать конструктивные изменения психических установок клиента. Довольно часто они обозначаются термином консультирование, получающим все большее распространение, особенно в образовательных кругах, или же такие беседы, учитывая их целительный эффект, могут квалифицироваться как психотерапия, что ближе по духу социальным работникам, психологам и психиатрам в клиниках [80].

Таким образом, К.Роджерс подчеркивает общность между психологическим консультированием и психотерапией, в плане помощи человеку в решении личностных и межличностных затруднений.

Консультирование и психотерапия термины взаимозаменяемые, что представляется оправданным, поскольку все они, видимо, относятся к одному и тому же основному методу, а именно серии прямых контактов с индивидом, направленные на то, чтобы помочь ему изменить свои психические установки [80].

Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагогики или врачи, прошедшие специальную подготовку.

Клиентами психолога консультанта (психотерапевта) могут выступать как здоровые, так и больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора.

Экзистенциальный кризис, представляет собой экзистенциальную фрустрацию человеческого стремления к реализации смысла жизни, результатом чего становится ноогенный невроз, возникающий из-за конфликта между различными ценностями, на основе нравственных конфликтов.

Межличностные конфликты – столкновение противоречивых и противоположных задач, мнений, точек зрения оппонентов или субъектов взаимодействия.

Клиент воспринимается психологом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы.

Выделяются три основных подхода [76] к психологическому консультированию:

1. Проблемно-ориентированное консультирование, направленное на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. К процессу консультирования могут подключаться члены семьи клиента.

2. Личностно-ориентированное консультирование – центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктвных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи.

3. Решение-ориентированое центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы. Наиболее ярким примером является краткосрочная позитивная психотерапия.

Краткосрочная позитивная психотерапия – центрирована на активизации собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Основными частями терапии выступают: опора на только на позитивное в жизни клиента, его ресурсы; использование только позитивных подкреплений в работе с клиентом и его близкими; позитивистский (в философском смысле) подход.

Цели и задачи психологического консультирования:

● эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;

● расширение сознания и повышение психологической компетентности;

● изменение отношения к проблеме: «там, где для дурака тупик, для умного развилка»;

● повышение стрессовой и кризисной толерантности;

● развитие реалистичности мировоззрения;

● повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.

К Роджерс [80] указывает, что прямое и консультирование, включающее планируемые и продолжающиеся сеансы, рекомендуется использовать при наличии следующих условий:

1. Субъект испытывает определенное напряжение, возникающее вследствие противоречивых внутренних стремлений или в результате конфликта между социальными требованиями внешней среды, с одной стороны, и индивидуальными потребностями – с другой.

2. Субъект обладает определенной способностью справится со своими жизненными трудностями. Он обладает адекватной устойчивостью и достаточными возможностями для того, что контролировать свою ситуацию. Обстоятельства, с которыми ему приходится сталкиваться, на столько неблагополучны и неизменны, что он не может при желании контролировать или изменять их.

3. У субъекта есть возможность выразить свои противоречивые эмоции во время бесед с консультантом.

4. Он способен выражать это напряжение и конфликты вербально либо иными средствами. Осознанная потребность в помощи предпочтительна, но не необходима.

5. Клиент в достаточной степени независим эмоционально, а также физически от непосредственного семейного контроля.

6. Клиент не страдает от чрезмерной неустойчивости, особенно органического происхождения.

7. Клиент обладает достаточным интеллектом, чтобы справится со своей жизненной ситуацией.

8. Подходит по возрастному критерию – достаточно взрослый для независимых поступков и достаточно молодой, чтобы сохранить некоторую гибкость при адаптации.

В.А.Ананьев (2004) в консультировании выделял три этапа:

1) До-верие. Суть – человек доверяет еще до того, как что-то получит.

2) Вера в что-то. У человека есть установка на верование. Это преддверие знания.

3) Знание. Знающий не имеет веры. Знание – это опыт. Пример: верите ли вы в то, что в аудитории есть воздух, или в то, треугольник – треугольный? Нет – т.к. мы это знаем.

Цель психолога-консультанта (психотерапевта) довести клиента до того, чтобы:

● доверие к кому-то, трансформировалось в доверие к себе!

● вера в кого-то, трансформировалась в веру в себя!

● знание о ком-то, трансформировалось в знание о себе!

Таким образом происходит самоосуществление человека.

Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации (К.Роджерс, 2000).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: