Несостоявшийся отвод войск

Такая констатация не означает подтверждения сохраняю­щегося стабильного стремления американцев к агрессии. Имеются основания утверждать обратное: в течение деся­тилетия, последовавшего за крушением советской империи, Соединенные Штаты вполне искренне выступали за деэскалацию и отвод войск. В 1990 году американский военный бюджет составлял 385 млрд. долларов, а н 1990-м - 280 млрд. долларов, то есть сократился на 28%. С 1990 по 2000 год общая численность американских военнослужащих, находившихся на действительной служ­бе, сократилась с 2 до 1,4 млн. человек, то есть за 10 лет снизилась на 32% (Очень добротный анализ американских военных расходов и ре­альности военной мощи США содержится в книге O'Hanlon M.E. Defense Policy Choices for the Bush Administration 2001-2005. – Wash.: Brookins Institution Press, 2001). Какова бы ни была реальная природа американского ВНП, удельный вес в нем военных расхо­дов сократился с 5,2% в 1990 году до 3% - в 1999 году. Трудно сокращение такого масштаба толковать как оче­видный признак имперских стремлений. Постоянно твер­дить, что Соединенные Штаты стремятся к мировому господству, представляется абсурдным. Сокращение аме­риканских военных расходов приостановилось лишь в 1996-1998 годах. А увеличение военного бюджета во­зобновилось в 1998 году.

Следовательно, необходимо четко различать две фазы, существование которых свидетельствует о крутом изме­нении американской стратегии несколько позднее сере­дины 90-х годов. Еще раз подтверждается, что период 1990-2000 годов не является однородным:

- в 1990-1995 годах в военной области четко просматри­вается отход от имперских амбиций, что совпадает с рас­ширением дискуссий о протекционизме и по вопросу возможности выбора национально-демократического пути экономического и социального развития. После крушения коммунизма серьезно рассматривалась воз­можность национального развития Соединенных Штатов в качестве великой нации, лидера либеральных и демо­кратических государств на основе принципа равноправия со всеми остальными странами. Этот выбор означал бы возврат к «относительной» экономической независимости, предполагающей не автаркию и даже не снижение объемов торговли с заграницей, а равновесие платежного баланса, являющееся экономическим показателем равенства наций;

- эта тенденция поэтапно сменилась на противопо­ложную. Было бы лучше сказать - поэтапно провалилась. В 1997-1999 годах внешнеторговый дефицит круто взле­тает вверх. Между 1999 и 2001 годами Америка присту­пает к ремилитаризации и перевооружению. Существует неизбежная взаимосвязь между углублением экономиче­ской зависимости и укреплением военной, машины.

Новый этап в развитии вооруженных сил явился ре­зультатом осознания растущей экономической уязвимо­сти Соединенных Штатов.

Решение о повышении на 15% военных расходов, объявленное Бушем, было принято до событий 11 сентяб­ря. К 1999 году американский политический истеблиш­мент осознал реальную недостаточность своего военного потенциала с точки зрения потребностей экономики имперского типа, то есть экономики зависимой. Пробле­мы военной безопасности державы, живущей за счет безвозмездного присвоения внешних ресурсов, отлича­ются от тех же проблем, стоящих перед странами со сба­лансированным платежным балансом.

Тем не менее трудно в случае с Соединенными Шта­тами рассматривать присвоение богатств как взимание дани в традиционном государственном, имперском пони­мании термина, то есть как осуществляемое непосредствен­но силой и путем военного принуждения. Только расходы на проживание и питание американских войск, оплачива­емые Японией и Германией, могут квалифицироваться как дань в классическом смысле. Способ, каким Америке удает­ся потреблять без соответствующего возмещения, представ­ляется странным, если не сказать таинственным и опасным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: