В своей Книге Аллах Всевышний, слава Ему, дал нам наставления относительно отношений с соседями, сказав:
- И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, - а родителям - благодеяния, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседям, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив и хвастлив... [223]
Таким образом, ввиду важности роли соседа в жизни человека причинения соседям обид относится к числу запретных действий.
Абу Шурайх, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
"Клянусь Аллахом, не верует! Клянусь Аллахом не верует! Клянусь Аллахом, не верует!" Люди стали спрашивать: "Кто не верует, о посланник Аллаха?" Он, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил:" Тот человек, сосед которого не в состоянии уберечься от творимого им зла". [224]
|
|
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, объявил похвалы или порицания, высказываемые соседям друг другу, мерилом того, насколько дурным или хорошим является поведения человека. Передают, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "О посланник Аллаха, как мне узнать, хорошо я поступаю или плохо?" Пророк, да пребудут над ним благословения и мир, ответил: "Если услышишь, что твои соседи говорят:, Ты поступил хорошо!'-, значит, ты поступил хорошо, а если услышишь, что они говорят:, Ты поступил плохо! ' -, значит, ты поступил плохо". [225]
Нанесение обид соседу может принимать различные формы, примеров чему могут служить такие случаи, когда человек не дает своему соседу прибить какую-нибудь доску к их общей стене, или возводит без разрешения то или иное строение, делая это так, что оно начинает загораживать ему солнце или препятствовать доступу воздуха, или открывает окна, выходящие на сторону соседа, и выглядывает из них в непристойном виде, или досаждает своему соседу стуком или криками, особенно во время отдыха и сна, или наносит побои его детям или сваливает под его дверь мусор. Подобные действия являются греховными и сами по себе, но если они предпринимаются по отношению к соседу, то грех этот усугубляется, как сказал об этом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует:
|
|
- Поистине, совершение человеком прелюбодеяния с десятью женщинами не является столь тяжким грехом, как совершение им прелюбодеяния с женой соседа! Поистине, если человек совершит кражи в десяти домах, это не будет иметь для него столь тяжелых последствий, как совершение одной кражи в доме соседа! [226]
И несмотря на это, некоторые вероломные люди используют отсутствие своего соседа, когда он бывает занят на ночных дежурствах, и проникают к нему в дом, чтобы сеять зло. Горе же им, ведь в день воскресения за это их ожидают мучения!
НАНЕСЕНИЕ ЛЮДЯМ УЩЕРБА В ДЕЛАХ,
СВЯЗАННЫХ С ЗАВЕЩАНИЯМИ.
К числу важных основ шариата относится принцип не нанесения ущерба и вреда ни себе, ни другим, что, например, иногда имеет место по отношению к законным наследникам или же некоторым из них. По адресу тех, кто совершает нечто подобное, пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, были высказаны угрозы, поскольку известно, что он, да пребудут над ним благословения и мир, сказал:
- Аллах повредит тому, кто станет вредить другим, и покарает тех, кто станет противиться. [227]
Если же говорить о формах нанесения ущерба другим в делах, связанных с завещаниями, то к их числу относится лишение одного из наследников того, что полагается ему по праву, или выделение кому-либо из наследников не такой доли, какая положена ему по шариату, или же выделение более трети.
Однако в тех местах, где люди не подчиняются власти шариата, человеку становится трудно получить то, что положено ему от Аллаха по праву ввиду существования гражданских судов, решения которых шариату не соответствуют и могут утвердить несправедливое завещание, записанное и зарегистрированное у нотариуса. Горе же им за то, что пишут их руки, и горе им за то, что они приобретают!
ИГРА В НАРДЫ
Многие игры, пользующиеся популярностью среди людей, заключают в себе нечто запретное. К числу таких игр относятся и многие из тех, что связаны с метанием костей, броски которых определяют собой передвижения фигур, например, нарды. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он предостерегал людей от увлечения нардами, которые приводят людей к азартным играм и майсиру. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Сыгравший в нарды подобен прикоснувшемуся к мясу свиньи и погрузившему свои руки в свиную кровь. [228]
А Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Играющий в нарды восстает против Аллаха и Его посланника. [229]
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОКЛЯТИЙ ПО АДРЕСУ
ПРАВОВЕРНЫХ И ТЕХ, КТО ЭТОГО НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ
Многие люди утрачивают способность следить за своей речью в состоянии гнева и раздражения и, не задумываясь, начинают рассыпать вокруг себя проклятия по любому поводу. Они проклинают людей, животных, камни, дни и часы, более того, часто они начинают проклинать даже самих себя и своих детей, мужья проклинают своих жен, а жены мужей, что является порицаемым и таит в себе большие опасности.
|
|
Абу Зайд Сабит бин ад-Даххак аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах, и да приветствует, сказал:
-...а проклявший правоверного подобен убившему правоверного. [230]
И поскольку женщины часто проклинают людей, пророк, да пребудет над ним благословения и мир, указал на то, что именно это становится одной из причин того, что они оказываются в аду. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что люди, часто проклинающие других, в день воскресения не смогут быть ходатаями за других. Однако еще более опасным является то, что необоснованное ничем проклятие возвращается к тому, кто его произносит, и поэтому может получиться так, что тот человек, который проклинает других, на самом деле станет просить Аллаха, чтобы Он лишил милости его самого.
ОПЛАКИВАНИЕ
К числу весьма порицаемых шариатом вещей относятся поступки некоторых женщин, которые громко кричат, оплакивая покойника, и бьют себя при этом по лицам. То же самое относится и к разрыванию ими на себе одежды и сбриванию или выравниванию волос с головы, поскольку все это указывает на несогласие человека с предопределением Аллаха и отсутствие у него способности проявлять терпение в беде, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проклинал тех, кто поступал таким образом.
Так, например, Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что "посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклинал женщин, расцарапывающих себе лица, разрывающих на себе одежду и оплакивающих криками". [231]
А Абдаллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
|
|
- Не относятся к нам те, кто царапает себе щеки, разрывает на себе одежду и выкрикивает то, что кричали во времена джахилийи! [232]
Кроме того, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Если оплакивающая покойного [233] не успеет покаяться в этом при жизни, то когда она восстанет в день воскресения, на ней будут одежда из смолы и рубаха из струпьев. [234]
НАНЕСЕНИЕ УДАРОВ ПО ЛИЦУ И
КЛЕЙМЕНИЕ МОРД ЖИВОТНЫХ
Джабир, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал наносить удары по лицу и клеймить морды животных. [235]
Тем не менее некоторые отцы и учителя намеренно наносят детям удары по лицу руками или чем-нибудь еще, подвергая их наказаниям, и таким же образом поступают некоторые люди со своими слугами. Подобные действия свидетельствуют не только о пренебрежении к лицу человека, которым Аллах Всевышний почтил его, но иногда приводит и к утрате человеком зрения или слуха, что вызывает сожаление и требует возмездия.
Что же касается клеймения морд животных, то есть нанесения особых значков, по которым хозяева могут узнать своих животных или получить их обратно, если они заблудятся, то это является запретным, поскольку обезображивает животное и причиняет ему страдания. Если же кто-нибудь в качестве оправдания своих действий станет указывать на то, что такое клеймение является обычаем его племени, то на это можно возразить, сказав, что клеймо можно поставить и в другом месте на теле животного.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С МУСУЛЬМАНИНОМ НА СРОК, ПРЕВЫШАЮ
ЩИЙ ТРИ ДНЯ, БЕЗ ДОСТАТОЧНЫХ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШАРИАТА,
ОСНОВАНИЙ
К числу шагов, предпринимаемых шайтаном, относятся попытки привести мусульман к разрыву отношений между собой, и сейчас многие идут у шайтана на поводу и действительно порывают со своими братьями мусульманами, не имея для этого никаких законных оснований, например, в том случае когда между людьми возникают те или иные финансовые противоречия или какие-нибудь незначительные трения. При этом иногда отношения уже никогда больше не восстанавливаются, поскольку человек клянется, что он никогда не будет разговаривать со своим братом и дает обещание никогда не появляться у него дома. И если такой человек встречает своего брата, он отворачиваются от него, а если сталкивается с ним на какой-нибудь встрече, то пожимает руки всем, кроме него. Подобное ведет к ослаблению исламского общества, и поэтому шариат резко осуждает такие действия и грозит виновным в их совершении суровым наказаниями.
Так, например, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Мусульманину не разрешается прерывать отношения с братом своим на срок более трех дней, а тот, кто нарушит этот запрет и умрет, окажется в аду. [236]
Абу Харраш аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Прервавший отношения со своим братом сроком на год совершает такой же грех как и тот, кто проливает кровь своего брата. [237]
Достаточно сказать, что одним из дурных последствий такого разрыва между мусульманами является то, что виновным в этом Аллах Всемогущий и Великий откажет в прощении их грехов.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Дела людей представляются Аллаху дважды в неделю - по понедельникам и четвергам, и при этом прегрешения прощаются каждому верующему рабу за исключением тех, которые ненавидят друг друга и о которых говорится следующее: "Подождите с этими двоими до тех пор, пока они не помирятся". [238]
Если же один из враждующих раскается, то ему надо будет прийти к своему товарищу и пожелать ему мира. И если он сделает это, а его товарищ откажется от примирения, то ответственность будет снята, с того, кто хотел помириться, и полностью возложена на отказавшегося от этого.
Абу Айуб, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Человеку не разрешается прерывать отношения со своим братом более чем на три дня; если же это произойдет, а потом эти двое встретятся и каждый из них станет отворачиваться от другого, то лучшим из них окажется тот, кто первым поприветствует другого. [239]
Если для разрыва отношений с человеком появятся законные основания, например, в том, случае, когда он отказывается от молитвы или постоянно совершает какие-либо непристойные поступки, и если такой разрыв пойдет на пользу грешнику и вернет его на путь истинный или заставит его почувствовать ошибочность своих действий, то разрыв с таким человеком будет обязателен в силу установлений шариата. Если же это лишь усилит взаимное
отчуждение и заставит такого человека вести себя еще более вызывающе и проявлять еще большее упрямство, укрепляя его в грехе, тогда разрывать с ним отношения недопустимо, поскольку это лишь повредит, но не принесет пользы, и правильнее будет продолжать оказывать ему благодеяния и давать добрые советы и наставления.[240]
И завершая наш разговор о бросающихся в глаза[241] запретных вещах, часто совершаемых людьми в наше время, мы просим Аллаха Всевышнего, заклиная Его прекрасными именами, внушить нам такой страх перед Ним, который помешал бы нам совершать все то, что Он запрещает, и позволил бы нам достичь такой степени покорности Ему, которая приведет нас в рай. И мы просим Его простить нам наши грехи и допущенные нами крайности, сделать так, чтобы дозволенное Им избавило нас от желания совершать запретное и чтобы Он принял наше обращение к Нему и очистил бы нас от грехов, ведь, поистине, Он - Слышащий и Он отвечает на призывы!
Да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, всех членов его семьи и его сподвижников, и хвала Аллаху, Господу миров.
МУХАММАД САЛИХ АЛЬ-МУНАДЖЖИД
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
МНОГОБОЖИЕ.. 7
ПОКЛОНЕНИЕ МОГИЛАМ... 7
ПРИНЕСЕНИЕ ЖЕРТВ НЕ АЛЛАХУ.. 8
РАЗРЕШЕНИЕ ЗАПРЕЩЕННОГО АЛЛАХОМ ИЛИ ЗАПРЕЩЕНИЕ РАЗРАЩЕННОГО ИМ... 8
КОЛДОВСТВО, ПРЕДСКАЗАНИЯ И ГАДАНИЯ.. 9
ВЕРА В ТО, ЧТО ЗВЕЗДЫ И ПЛАНЕТЫ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА СОБЫТИЯ И ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ.. 10
ВЕРА В ПОЛЕЗНОСТЬ ТОГО, ЧЕМУ ТВОРЕЦ ВСЕМОГУЩИЙ И ВЕЛИКИЙ НЕ ДАЛ СИЛЫ ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ 10
НЕИСКРЕННОСТЬ В ПОКЛОНЕНИИ.. 11
ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ.. 12
ПРИНЕСЕНИЕ КЛЯТВЫ НЕ ИМЕНЕМ АЛЛАХА ВСЕВЫШНЕГО.. 13
ОБЩЕНИЕ С ЛИЦЕМЕРАМИ В СИЛУ ПРИВЯЗАННОСТИ К НИМ ИЛИ ИЗ ЖЕЛАНИЯ СОСТАВИТЬ ИМ КОМПАНИЮ 14
НЕСПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОЛИТВЫ... 14
ОТВЛЕЧЕНИЕ И ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ... 15
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ СОВЕРШЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ДЕЙСТВИЙ ПРЕЖДЕ СОВЕРШЕНИЯ ИХ ИМАМОМ... 16
ПОЯВЛЕНИЕ В МЕЧЕТИ ЧЕЛОВЕКА, ПОЕВШЕГО ЛУКА, ЧЕСНОКА ИЛИ ЧЕГО-ЛИБО ИНОГО, ЧТО ТАКЖЕ ОБЛАДАЕТ НЕПРИЯТНЫМ ЗАПАХОМ... 17
ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.. 18
МУЖЕЛОЖСТВО.. 19
ОТКАЗ ЖЕНЩИНЫ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ НА ТО ЗАКОННЫХ ОПРАВДАНИЙ СПАТЬ СО СВОИМ МУЖЕМ. 19
ТРЕБОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ НА ТОЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ, РАЗВОДА У СВОЕГО МУЖА.. 20
ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕНЕ СО СЛОВАМИ: "ТЫ ДЛЯ МЕНЯ КАК ХРЕБЕТ МОЕЙ МАТЕРИ". 20
СОВОКУПЛЕНИЕ С ЖЕНОЙ во время МЕСЯЧНЫХ.. 21
СОВОКУПЛЕНИЕ С ЖЕНОЙ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ПРОХОД.. 21
ОТСУТСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕМ ЖЕНЩИНАМ 22
ПРЕБЫВАНИЕ НАЕДИНЕ С ПОСТОРОННЕЙ ЖЕНЩИНОЙ.. 23
ПРИКОСНОВЕНИЯ К ПОСТОРОННИМ ЖЕНЩИНАМ... 23
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛАГОВОНИЙ ЖЕНЩИНОЙ, КОТОРАЯ ВЫХОДИТ ИЗ ДОМА И ПРОХОДИТ РЯДОМ С ПОСТОРОННИМИ МУЖЧИНАМИ.. 24
СОВЕРШЕНИЕ ЖЕНЩИНОЙ ПОЕЗДОК БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ БЛИЗКОГО РОДСТВЕННИКА.. 25
НАМЕРЕННОЕ РАССМАТРИВАНИЕ ПОСТОРОННЕЙ ЖЕНЩИНЫ... 25
СВОДНИЧЕСТВО.. 26
ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ СЕБЯ СЫНОМ НЕ СВОЕГО ОТЦА И НЕПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО РЕБЕНКА. 26
РОСТОВЩИЧЕСТВО.. 27
СОКРЫТИЕ ДЕФЕКТОВ И ИЗЪЯНОВ ТОВАРА ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРОДАЖИ.. 28
ПРОДАЖА ТОВАРА С ПОМОЩЬЮ ЛОЖНОГО НАБАВЛЕНИЯ ЦЕНЫ... 29
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОРГОВЛИ ПОСЛЕ ВТОРОГО ПРИЗЫВА К МОЛИТВЕ В ПЯТНИЦУ.. 29
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ И МАЙСИР. 30
ВОРОВСТВО.. 31
ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧА ВЗЯТОК.. 32
ЗАХВАТ ЗЕМЛИ.. 32
ПРИНЯТИЕ ПОДАРКА ЗА ХОДАТАЙСТВО.. 33
ОТКАЗ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕГ РАБОЧЕМУ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМ РАБОТЫ... 34
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРИ РАЗДАЧЕ ПОДАРКОВ ДЕТЯМ... 35
ОБРАЩЕНИЕ К ЛЮДЯМ С ПРОСЬБАМИ О ДЕНЬГАХ ТЕХ, КТО НЕ ИСПЫТЫВАЕТ В НИХ НУЖДЫ... 36
ОБРАЩЕНИЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ С ПРОСЬБОЙ ОДОЛЖИТЬ ЕМУ ТО, ЧТО ОН НЕ СОБИРАЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬ.. 36
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕТНОГО.. 37
УПОТРЕБЛЕНИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОЙ КАПЛИ ВИНА.. 38
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСУДЫ ИЗ ЗОЛОТА ИЛИ СЕРЕБРА ДЛЯ ЕДЫ И ПИТЬЯ. 39
ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВО.. 40
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.. 41
ХУЛА.. 42
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СПЛЕТЕН.. 43
ОСМАТРИВАНИЕ ЧУЖИХ ДОМОВ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ.. 43
ТАЙНАЯ БЕСЕДА ДВОИХ ЛЮДЕЙ В ПРИСУТСТВИИ ТРЕТЬЕГО.. 44
УДЛИНЕНИЕ ОДЕЖДЫ... 44
УКРАШЕНИЕ МУЖЧИН ЗОЛОТОМ... 45
НОШЕНИЕ ЖЕНЩИНАМИ КОРОТКОЙ, ПРОСВЕЧИВАЮЩЕЙ И ОБЛЕГАЮЩЕЙ ИХ ТЕЛА ОДЕЖДЫ... 46
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ ПАРИКОВ, СДЕЛАННЫХ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЛОС ИЛИ ИЗ ЧЕГО-ЛИБО ИНОГО.. 46
УПОДОБЛЕНИЕ МУЖЧИН ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИН МУЖЧИНАМ В ОДЕЖДЕ, СЛОВАХ ИЛИ ЖЕ В ОБЛИЧЬЕ 47
ОКРАШИВАНИЕ ВОЛОС В ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.. 48
ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОГО, В ЧЕМ ЕСТЬ ДУХ, НА ОДЕЖДЕ, СТЕНАХ, БУМАГЕ И ТАК ДАЛЕЕ.. 48
ЛОЖНЫЕ СООБЩЕНИЯ ОБ УВИДЕННОМ ВО СНЕ.. 49
ПОСТУПКИ ТЕХ, КТО САДИТСЯ НА МОГИЛЫ, НАСТУПАЕТ НА НИХ ИЛИ СПРАВЛЯЕТ НА НИХ СВОИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.. 50
ПОСТУПКИ ТЕХ, КТО НЕ УКРЫВАЕТСЯ ОТ СОБСТВЕННОЙ МОЧИ.. 51
ПОПЫТКИ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К РАЗГОВОРУ ЛЮДЕЙ КОТОРЫЕ НЕ ЖЕЛАЮТ, ЧТОБЫ ИХ СЛЫШАЛИ.. 51
НЕДОБРОСОСЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ.. 52
НАНЕСЕНИЕ ЛЮДЯМ УЩЕРБА В ДЕЛАХ, СВЯЗАННЫХ С ЗАВЕЩАНИЯМИ. 53
ИГРА В НАРДЫ... 53
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОКЛЯТИЙ ПО АДРЕСУ ПРАВОВЕРНЫХ И ТЕХ, КТО ЭТОГО НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ.. 53
ОПЛАКИВАНИЕ.. 54
НАНЕСЕНИЕ УДАРОВ ПО ЛИЦУ И КЛЕЙМЕНИЕ МОРД ЖИВОТНЫХ.. 54
ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С МУСУЛЬМАНИНОМ НА СРОК, ПРЕВЫШАЮ ЩИЙ ТРИ ДНЯ, БЕЗ ДОСТАТОЧНЫХ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШАРИАТА, ОСНОВАНИЙ.. 55
[1] Марйам, 65.
[2]Этот хадис приводит Аль-Хаким (2/375), а Аль-Альбани в "Предмете желаний" называет его хорошим.
[3] Корова, 183.
[4] Женщины, 18.
[5] Этот хадис приводит Муслим ("Книга достоинств", хадис №130).
[6] Скот, 115.
[7] Преграды, 156.
[8] Совет, 20.
[9] Пчелы, 117.
[10] Скот, 151.
[11] Этот хадис приводит Абу Дауд, что же касается Бухари и Муслима, то оба они считали его достоверным.
[12] Этот хадис приводит Ад-Даракутни и он является достоверным.
[13] (Трапеза, 4.)
[14] (Женщины, 27.)
[15] (Корова, 276.)
[16] (Скот, 119.)
[17] (Корова, 163.)
[18] Некоторые авторитетные деятели Ислама посвятили описанию запретного в целом или же отдельных его видов, например, совершению тяжких грехов специальные сочинения. Одной из хороших книг на эту тему является книга Ибн ан-Наххаса ад-Димашки, да помилует его Аллах Всевышний, под названием "Предостережение небрежных", в которой говорится о поступках невежественных людей.
[19] Нашу работу просмотрели и проверили многие достойнейшие люди, да увеличит Аллах им награду, во главе с шейхом Абд аль-Азизом Абдаллахом Ибн Базом, который сделал ряд своих примечаний.
[20] Этот хадис приводят Бухари и Муслим.
[21] Женщины, 51.
[22] (Ночное путешествие, 24.)
[23] (Муравьи, 63.)
[24] Преграды, 194.
[25] Пески, 4.
[26] Этот хадис приводит Бухари.
[27] Йунус, 107.
[28] Обильный, 2.
[29] Этот хадис приводит, Муслим в своем "Сахихе" (№1978).
[30] Покаяние, 31.
[31] Этот хадис приводит Аль-Байхаки в "Ас-сунан аль-кубра" (10/116), а также Ат-Тирмизи (хадис № 3095).
[32] Покаяние, 29.
[33] Корова, 96.
[34] Та ха, 72.
[35] Корова, 96.
[36] Этот хадис приводит имам Ахмед (2/429).
[37] Этот хадис приводит Муслим (4/175).
[38] Этот хадис приводит Бухари.
[39] Этот хадис приводит Ахмад, 4/156.
[40] Женщины, 141.
[41] Этот хадис приводит Муслим, 4/2289.
[42] Этот хадис приводит Муслим, №2985.
[43] Преграды, 128.
[44] Этот хадис приводит имам Ахмед, 1/389. -
[45] Этот хадис приводит Ат-Табарани, 18/162.
[46] Этот хадис приводит имам Ахмад, и следует иметь в виду, что он является слабым.
[47] Это сообщение приводит Абу Дауд, № 3910.
[48] Это сообщение приводит Бухари.
[49] Это сообщение приводит имам Ахмад, 2/125.
[50] Этот хадис приводит Абу Дауд, № 3253.
[51] (Аль-Лат-имя до исламского женского божества, почитавшегося по всей древней Аравии, но особенно популярного в Хиджазе, где около города Таиф находился ее идол-символ-белый камень. К этому камню и находившемуся рядом святилищу совершались поломничества. Аль-Лат считалась главным божеством племени сакиф, жившего в Таифе, но ее почитали и курайшиты Мекки как одну из триады женских божеств (Аль-Лат, Аль-Узза, Манат), считавшихся дочерьми Аллаха.
[52] Этот хадис приводит Бухари.
[53] Подробнее смотри об этом: Шейх Бакр Абу Зайд, "Запретные выражения".
[54] Скот, 67.
[55] Покаяние, 97.
[56] Этот хадис приводит имам Ахмад, 5/310.
[57] Этот хадис приводит Абу Дауд, 1/533.
[58] Этот хадис приводит Ибн Хузайма в своем "Сахихе" (1/332).
[59] (То есть: вне Ислама. См.:"Румы", 29), (Это сообщение приводит Бухари).
[60] (Корова, 239).
[61] Верующие, 1-2.
[62] Этот хадис приводит Абу Дауд, 1/581.
[63] Ночное путешествие, 12.
[64] Этот хадис приводит Аль-Байхаки а "Ас-сунан аль-кубра", 10/104.
[65] Этот хадис приводит Муслим, 1/320-321.
[66] Этот хадис приводит Муслим, № 473.
[67] Этот хадис приводит Аль-Байхаки, 2/93.
[68] Этот хадис приводит Бухари.
[69] Преграды, 29.
[70] Этот хадис приводит Бухари.
[71] Этот хадис приводит, Муслим, 1/395.
[72] Это сообщение приводит, Муслим, 1/396.
[73] Перенес ночью, 34.
[74] Этот хадис приводит Муслим, 1/102-103.
[75] Об этом говорится в одном из хадисов.
[76] Паук, 27-28.
[77] Этот хадис приводит имам Ахмад, 1/300.
[78] Этот хадис приводит Бухари.
[79] См.: "Заваид", 2/181.
[80] Этот хадис приводит имам Ахмад, 5/277.
[81] Этот хадис приводит Ат-Табарани, 17/339.
[82] Препирательство, 2-3.
[83] Корова, 222.
[84] Там же.
[85] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи (1/243) со слов Абу Хурайры.
[86] В действительности же человек пользуется правом выбора между выплатой динара или его половины независимо от того, когда произошло такое совокупление - в начальный или конечный период месячных. Что же касается стоимости динара, то она равняется четырем седьмым саудовского фунта, поскольку один саудовский фунт равен 1,75 динара (Примечание шейха Ибн База).
[87] Этот хадис приводит имам Ахмад, 2/479.
[88] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, 1/243.
[89] Корова, 223.
[90] Женщины, 128.
[91] Абу Дауд, 2/601.
[92] Свет, 21.
[93] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, 3/474.
[94] Этот хадис приводит, Муслим, 4/1711.
[95] Здесь имеется в виду общение между мужчинами и женщинами, родственные отношения между которыми не исключают возможности брака между ними.
[96] Этот хадис приводит Ат-Табарани, 20/212.
[97] Этот хадис приводит имам Ахмад, 1/412.
[98] Там же, 6/357. Речь идет о посторонних женщинах.
[99] Ат-Табарани, 24/342.
[100] Этот хадис приводит, Муслим, 3/1489.
[101] Этот хадис приводит имам Ахмад, 4/418.
[102] Этот хадис приводит имам Ахмед, 2/444.
[103] Этот хадис приводят Бухари и Муслим.
[104] Этот хадис приводит, Муслим, 2/977.
[105] Свет, 30.
[106] Этот хадис приводит Бухари.
[107] Свет, 31.
[108] Этот хадис приводит имам Ахмад, 2/69.
[109] Здесь имеется в виду "Сахих" Бухари.
[110] Этот хадис приводит Абу Дауд, 2/695.
[111] Корова, 278-279.
[112] Этот хадис приводит, Муслим, 3/1219.
[113] Этот хадис приводит Аль-Хаким, 2/37.
[114] Этот хадис приводит имам Ахмед, 5/225.
[115] Этот хадис приводит Аль-Хаким, 2/37.
[116] Корова, 276.
[117] Там же, 279.
[118] Этот хадис приводит Муслим, 1/99.
[119] Этот хадис приводит Ибн Маджа, 2/754.
[120] Этот хадис приводит Бухари.
[121] Цепь достоверных хадисов, № 1057.
[122] Собрание, 9.
[123] Этот хадис приводит имам Ахмад, 1/129.
[124] Трапеза, 92.
[125] О страховках и исламском заменителе этого смотри: №№ 17,19,20 "Журнала исламских исследований", издающегося Главным управлением по исламским исследованиям.
[126] Вышеперечисленные пункты представляют собой краткое изложение обсуждения этих вопросов с шейхом Абд аль-Мухсином аз-Замилем, да хранит его Аллах, который, возможно, посвятит этим проблемам специальное исследование.
[127] Трапезп, 42.
[128] Точнее - с палкой с загнутым кончиком.
[129] Этот хадис приводит Муслим, № 904.
[130] Этот хадис приводит Бухари.
[131] Корова, 184.
[132] Этот хадис приводит имам Ахмад, 2/387.
[133] Этот хадис приводит Ибн Маджа, № 2313.
[134] Этот хадис приводит Бухари.
[135] Этот хадис приводит Ат-Табарани, 22/270.
[136] Этот хадис приводит Муслим, 13/141.
[137] Этот хадис приводит Муслим, 4/1726.
[138] Этот хадис приводит Абу Дауд, № 5132.
[139] Этот хадис приводит имам Ахмед, 5/261.
[140] Это относится к числу устных замечаний шейха Абд аль-Азиза бин База.
[141] Ибн Муфлих, "Этика шариата", 2/176.
[142] Этот хадис приводит Ибн Маджа, 2/817. Шейх Ибн Баз указывает на то, что он является слабым.
[143] Обвешивающие, 1.
[144] Этот хадис приводит Бухари.
[145] Трапеза, 11.
[146] Этот хадис приводит Бухари.
[147] Там же.
[148] Этот хадис приводит Муслим, 3/1243.
[149] Вопросы имама Ахмада Абу Дауду, № 204.
[150] Этот хадис приводит имам Ахмад, 4/269.
[151] Этот хадис приводит Абу Дауд, 2/281.
[152] Этот хадис приводит имам Ахмад, 1/388. Кроме того, в "Сахихе" Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, "Если человек станет слишком часто просить у других денег, это будет означать, что он сам же будет просить для себя усиления жара адского пламени, так пусть же он постарается справиться со своими трудностями сам, в противном же случае жар этот обязательно усилится!"
[153] Корова, 274.
[154] Женщины, 61.
[155] Этот хадис приводит Бухари.
[156] Этот хадис приводит Ан-Насаи, 7/314.
[157] Этот хадис приводит Ат-Табарани, 19/136.
[158] Трапеза, 92.
[159] Этот хадис приводит Муслим, 3/1587.
[160] Этот хадис приводит Ат- Табарани, 12/45.
[161] Этот хадис приводит имам Ахмад, 5/342.
[162] Корова, 8.
[163] Этот хадис приводит Муслим, 3/1587.
[164] Абу Дауд приводит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, казал: "Запретным является употребление любых количество того, то опьяняет собой человека". См.: "Сахих" Абу Дауда, № 3128.
[165] Этот хадис приводит Ибн Маджа, № 3377.
[166] Этот хадис приводит Муслим, 3/1634.
[167] Последнее относится к числу устных замечаний шейха Абд аль-Азиза бин База.
[168] Ханиф - благочестивый человек, исповедующий чистое и правильное единобожие. Согласно мусульманской традиции, так в до исламской Аравии называли людей, отвергавших поклонение идолам. В Коране ханифом назван Ибрахим.
[169] Хаджж, 31-32.
[170] Этот хадис приводит Бухари.
[171] Йусуф, 81.
[172] Лукман, 5.
[173] Тафсир Ибн Кясира, 6/333.
[174] Этот хадис приводит Бухари.
[175] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, № 2212.
[176] Комнаты, 12.
[177] Этот хадис приводит Муслим, 4/2001.
[178] Цепь подлинных хадисов, № 1871.
[179] Этот хадис приводит имам Ахмад, 6/450.
[180] Калам, 10-11.
[181] Этот хадис приводят Бухари и Ибн аль-Асир. Что же касается использованного пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, в данном случае слова "клеветник", то в комментариях к хадисам указывается, что имеется в виду человек, который подслушивает чужие разговоры, а потом начинает распространять сплетни.
[182] За этой стеной находится сад.
[183] Этот хадис приводит Бухари.
[184] Свет, 27.
[185] Этот хадис приводит Бухари.
[186] Этот хадис приводит Муслим, 3/1699.
[187] Этот хадис приводит имам Ахмад, 2/385.
[188] Этот хадис приводит Бухари.
[189] Название рода одежды.
[190] Этот хадис приводит Муслим, 1/102.
[191] Этот хадис приводит имам Ахмад, 6/254.
[192] Этот хадис приводит Бухари.
[193] Этот хадис приводит Абу Дауд, 4/353.
[194] Пять равняется 22,5 см..
[195] Мера длины, которая может быть различной и колеблется от 58 до 75 см..
[196] Этот хадис приводит имам Ахмад, 4/393.
[197] Этот хадис приводит, Муслим, 3/1655.
[198] В том смысле, что они, подобно верблюжьим горбам, открыты для всеобщего обозрения.
[199] Этот хадис приводит Муслим, 3/1680.
[200] Эти хадисы приводит Муслим, 3/1676, 3/1679.
[201] Этот хадис приводит Бухари.
[202] Этот хадис приводит Бухари.
[203] Этот хадис приводит Абу Дауд, 4/355.
[204] Этот хадис приводят Абу Дауд, 4/419.
[205] 12 января 630 года.
[206] Абу Кухафу был отцом Абу Бакра ас-Сиддика.
[207] Этот хадис приводит, Муслим, 3/1663.
[208] Этот хадис приводит Бухари.
[209] Этот хадис приводит Бухари.
[210] Этот хадис приводит Муслим, 3/1671.
[211] Этот хадис приводит Бухари.
[212] Взаимный обман, 16.
[213] Этот хадис приводит Бухари.
[214] Этот хадис приводит Бухари.
[215] Этот хадис приводит, Муслим, 2/667.
[216] Этот хадис приводит Ибн Маджа, 1/499.
[217] Этот хадис приводит Ибн Маджа, 1/499.
[218] За этой стеной находился сад.
[219] Этот хадис приводит Бухари.
[220] Комнаты, 12.
[221] Этот хадис приводит Ат-Табарани, 11/248-249.
[222] Этот хадис приводит Бухари. Под словом "клеветник" в данном случае подразумевается, помимо всего прочего, и тот, кто подслушивает разговоры людей, а потом втайне от них передает их слова другим.
[223] Женщины, 40.
[224] Этот хадис приводит Бухари.
[225] Этот хадис приводит имам Ахмад, 1/402.
[226] Этот хадис приводит Бухари.
[227] Этот хадис приводит имам Ахмад, 3/ 453.
[228] Этот хадис приводит, Муслим, 4/1770.
[229] Этот хадис приводит имам Ахмад, 4/394.
[230] Этот хадис приводит Бухари.
[231] Этот хадис приводит Ибн Маджа, 1/505.
[232] Этот хадис приводит Бухари.
[233] То есть оплакивающая его запретным образом.
[234] Этот хадис приводит Муслим, № 934.
[235] Этот хадис приводит Муслим, 3/1673.
[236] Этот хадис приводит Абу Дауд, 5/215.
[237] Этот хадис приводит Бухари.
[238] Этот хадис приводит Бухари.
[239] Этот хадис приводит Бухари.
[240] Именно так поступил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который разорвал отношения с Ка'бом бин Маликом и двумя его товарищами, увидев, что это принесет пользу, и, отказавшись сделать то же самое в случае с Аббдаллахом бин Убайем бин Салюлем и другими лицемерами, поскольку поддержание отношений с ними было более правильным.
[241] На самом деле эта тема является весьма обширной, и для завершения этого полезного для людей разговора я решил написать специальный раздел о котором упоминается в Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Этот раздел, если будет угодно Аллаху, станет частью отдельного исследования.