Недобрососедские отношения с людьми

В сво­ей Кни­ге Ал­лах Все­выш­ний, сла­ва Ему, дал нам на­став­ле­ния от­но­си­тель­но от­но­ше­ний с со­се­дя­ми, ска­зав:

- И по­кло­няй­тесь Ал­ла­ху и не при­да­вай­те Ему ни­че­го в со­то­ва­ри­щи, - а ро­ди­те­лям - бла­го­дея­ния, и близ­ким, и си­ро­там, и бед­ня­кам, и со­сед­ям, и пут­ни­ку, и то­му, чем ов­ла­де­ли дес­ни­цы ва­ши. По­ис­ти­не, Ал­лах не лю­бит тех, кто гор­де­лив и хва­ст­лив... [223]

Та­ким об­ра­зом, вви­ду важ­но­сти ро­ли со­се­да в жиз­ни че­ло­ве­ка при­чи­не­ния со­се­дям обид от­но­сит­ся к чис­лу за­прет­ных дей­ст­вий.

Абу Шу­райх, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что од­на­ж­ды по­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

"Кля­нусь Ал­ла­хом, не ве­ру­ет! Кля­нусь Ал­ла­хом не ве­ру­ет! Кля­нусь Ал­ла­хом, не ве­ру­ет!" Лю­ди ста­ли спра­ши­вать: "Кто не ве­ру­ет, о по­слан­ник Ал­ла­ха?" Он, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, от­ве­тил:" Тот че­ло­век, со­сед ко­то­ро­го не в со­стоя­нии убе­речь­ся от тво­ри­мо­го им зла". [224]

Про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, объ­я­вил по­хва­лы или по­ри­ца­ния, вы­ска­зы­вае­мые со­се­дям друг дру­гу, ме­ри­лом то­го, на­сколь­ко дур­ным или хо­ро­шим яв­ля­ет­ся по­ве­де­ния че­ло­ве­ка. Пе­ре­да­ют, что Ибн Мас'уд, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, ска­зал:

- Один че­ло­век спро­сил про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет: "О по­слан­ник Ал­ла­ха, как мне уз­нать, хо­ро­шо я поступаю или пло­хо?" Про­рок, да пре­бу­дут над ним бла­го­сло­ве­ния и мир, от­ве­тил: "Ес­ли ус­лы­шишь, что твои со­се­ди го­во­рят:, Ты по­сту­пил хо­ро­шо!'-, зна­чит, ты по­сту­пил хо­ро­шо, а ес­ли ус­лы­шишь, что они го­во­рят:, Ты по­сту­пил пло­хо! ' -, зна­чит, ты по­сту­пил пло­хо". [225]

На­не­се­ние обид со­се­ду мо­жет при­ни­мать раз­лич­ные фор­мы, при­ме­ров че­му мо­гут слу­жить та­кие слу­чаи, ко­гда че­ло­век не да­ет сво­ему со­се­ду при­бить ка­кую-ни­будь дос­ку к их об­щей сте­не, или воз­во­дит без раз­ре­ше­ния то или иное строе­ние, де­лая это так, что оно на­чи­на­ет за­го­ра­жи­вать ему солн­це или пре­пят­ст­во­вать дос­ту­пу воз­ду­ха, или от­кры­ва­ет ок­на, вы­хо­дя­щие на сто­ро­ну со­се­да, и вы­гля­ды­ва­ет из них в не­при­стой­ном ви­де, или до­са­ж­да­ет сво­ему со­се­ду сту­ком или кри­ка­ми, осо­бен­но во вре­мя от­ды­ха и сна, или на­но­сит по­бои его де­тям или сва­ли­ва­ет под его дверь му­сор. По­доб­ные дей­ст­вия яв­ля­ют­ся гре­хов­ны­ми и са­ми по се­бе, но ес­ли они пред­при­ни­ма­ют­ся по от­но­ше­нию к со­се­ду, то грех этот усу­губ­ля­ет­ся, как ска­зал об этом про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет:

- По­ис­ти­не, со­вер­ше­ние че­ло­ве­ком пре­лю­бо­дея­ния с де­ся­тью жен­щи­на­ми не яв­ля­ет­ся столь тяж­ким гре­хом, как со­вер­ше­ние им пре­лю­бо­дея­ния с же­ной со­се­да! По­ис­ти­не, ес­ли че­ло­век со­вер­шит кра­жи в де­ся­ти до­мах, это не бу­дет иметь для не­го столь тя­же­лых по­след­ст­вий, как со­вер­ше­ние од­ной кра­жи в до­ме со­се­да! [226]

И не­смот­ря на это, не­ко­то­рые ве­ро­лом­ные лю­ди ис­поль­зу­ют от­сут­ст­вие сво­его со­се­да, ко­гда он бы­ва­ет за­нят на ноч­ных де­жур­ст­вах, и про­ни­ка­ют к не­му в дом, что­бы се­ять зло. Го­ре же им, ведь в день вос­кре­се­ния за это их ожи­да­ют му­че­ния!


НА­НЕ­СЕ­НИЕ ЛЮ­ДЯМ УЩЕР­БА В ДЕ­ЛАХ,
СВЯ­ЗАН­НЫХ С ЗА­ВЕ­ЩА­НИЯ­МИ.

К чис­лу важ­ных ос­нов ша­риа­та от­но­сит­ся прин­цип не нанесения ущер­ба и вре­да ни се­бе, ни дру­гим, что, на­при­мер, ино­гда име­ет ме­сто по от­но­ше­нию к за­кон­ным на­след­ни­кам или же не­ко­то­рым из них. По ад­ре­су тех, кто со­вер­ша­ет не­что по­доб­ное, про­ро­ком, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, бы­ли вы­ска­за­ны уг­ро­зы, по­сколь­ку из­вест­но, что он, да пре­бу­дут над ним бла­го­сло­ве­ния и мир, ска­зал:

- Ал­лах по­вре­дит то­му, кто ста­нет вре­дить дру­гим, и по­ка­ра­ет тех, кто ста­нет про­ти­вить­ся. [227]

Ес­ли же го­во­рить о фор­мах на­не­се­ния ущер­ба дру­гим в де­лах, свя­зан­ных с за­ве­ща­ния­ми, то к их чис­лу от­но­сит­ся ли­ше­ние од­но­го из на­след­ни­ков то­го, что полагается ему по пра­ву, или вы­де­ле­ние ко­му-ли­бо из на­след­ни­ков не та­кой до­ли, ка­кая по­ло­же­на ему по ша­риа­ту, или же вы­де­ле­ние бо­лее тре­ти.

Од­на­ко в тех мес­тах, где лю­ди не под­чи­ня­ют­ся вла­сти ша­риа­та, че­ло­ве­ку ста­но­вит­ся труд­но по­лу­чить то, что по­ло­же­но ему от Ал­ла­ха по пра­ву вви­ду су­ще­ст­во­ва­ния гра­ж­дан­ских су­дов, ре­ше­ния ко­то­рых ша­риа­ту не со­от­вет­ст­ву­ют и мо­гут ут­вер­дить несправедливое за­ве­ща­ние, за­пи­сан­ное и за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ное у но­та­риу­са. Го­ре же им за то, что пи­шут их ру­ки, и го­ре им за то, что они при­об­ре­та­ют!

ИГ­РА В НАР­ДЫ

Мно­гие иг­ры, поль­зую­щие­ся по­пу­ляр­но­стью сре­ди лю­дей, за­клю­ча­ют в се­бе не­что за­прет­ное. К чис­лу та­ких игр от­но­сят­ся и мно­гие из тех, что свя­за­ны с ме­та­ни­ем кос­тей, бро­ски ко­то­рых определяют со­бой пе­ре­дви­же­ния фи­гур, на­при­мер, нар­ды. Что же ка­са­ет­ся про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, то он пре­дос­те­ре­гал лю­дей от ув­ле­че­ния нар­да­ми, ко­то­рые при­во­дят лю­дей к азарт­ным иг­рам и май­си­ру. Со­об­ща­ет­ся, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Сыг­рав­ший в нар­ды по­до­бен при­кос­нув­ше­му­ся к мя­су сви­ньи и по­гру­зив­ше­му свои ру­ки в сви­ную кровь. [228]

А Абу Му­са аль-Аш'ари, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Иг­раю­щий в нарды восстает про­тив Ал­ла­ха и Его по­слан­ни­ка. [229]

ПРО­ИЗ­НЕ­СЕ­НИЕ ПРО­КЛЯ­ТИЙ ПО АД­РЕ­СУ
ПРА­ВО­ВЕР­НЫХ И ТЕХ, КТО ЭТО­ГО НЕ ЗА­СЛУ­ЖИ­ВА­ЕТ

Мно­гие лю­ди ут­ра­чи­ва­ют спо­соб­ность сле­дить за сво­ей ре­чью в со­стоя­нии гне­ва и раз­дра­же­ния и, не за­ду­мы­ва­ясь, на­чи­на­ют рас­сы­пать во­круг се­бя про­кля­тия по лю­бо­му по­во­ду. Они про­кли­на­ют лю­дей, жи­вот­ных, кам­ни, дни и ча­сы, бо­лее то­го, час­то они на­чи­на­ют про­кли­нать да­же са­мих се­бя и сво­их де­тей, му­жья про­кли­на­ют сво­их жен, а жены мужей, что яв­ля­ет­ся по­ри­цае­мым и та­ит в се­бе боль­шие опас­но­сти.

Абу Зайд Са­бит бин ад-Дах­хак аль-Ан­са­ри, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах, и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

-...а про­кляв­ший пра­во­вер­но­го по­до­бен убив­ше­му пра­во­вер­но­го. [230]


И по­сколь­ку жен­щи­ны час­то про­кли­на­ют лю­дей, про­рок, да пре­бу­дет над ним бла­го­сло­ве­ния и мир, ука­зал на то, что имен­но это ста­но­вит­ся од­ной из при­чин то­го, что они ока­зы­ва­ют­ся в аду. Кро­ме то­го, он, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, ука­зал, что лю­ди, час­то про­кли­наю­щие дру­гих, в день вос­кре­се­ния не смо­гут быть хо­да­тая­ми за дру­гих. Од­на­ко еще бо­лее опас­ным яв­ля­ет­ся то, что не­обос­но­ван­ное ни­чем про­кля­тие воз­вра­ща­ет­ся к то­му, кто его про­из­но­сит, и по­это­му мо­жет по­лу­чить­ся так, что тот че­ло­век, ко­то­рый про­кли­на­ет дру­гих, на са­мом де­ле ста­нет про­сить Ал­ла­ха, что­бы Он ли­шил ми­ло­сти его са­мо­го.

ОП­ЛА­КИ­ВА­НИЕ

К чис­лу весь­ма по­ри­цае­мых ша­риа­том ве­щей от­но­сят­ся по­ступ­ки не­ко­то­рых жен­щин, ко­то­рые гром­ко кри­чат, оп­ла­ки­вая по­кой­ни­ка, и бьют се­бя при этом по ли­цам. То же са­мое от­но­сит­ся и к раз­ры­ва­нию ими на се­бе оде­ж­ды и сбри­ва­нию или вы­рав­ни­ва­нию во­лос с го­ло­вы, по­сколь­ку все это ука­зы­ва­ет на не­со­гла­сие че­ло­ве­ка с пре­допределением Ал­ла­ха и от­сут­ст­вие у не­го спо­соб­но­сти про­яв­лять тер­пе­ние в бе­де, и по­это­му про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, про­кли­нал тех, кто по­сту­пал та­ким об­ра­зом.

Так, на­при­мер, Ума­ма, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что "по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, про­кли­нал жен­щин, рас­ца­ра­пы­ваю­щих се­бе ли­ца, раз­ры­ваю­щих на се­бе оде­ж­ду и оплакивающих криками". [231]

А Аб­дал­лах бин Мас'уд, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Не от­но­сят­ся к нам те, кто ца­ра­па­ет се­бе ще­ки, раз­ры­ва­ет на се­бе оде­ж­ду и вы­кри­ки­ва­ет то, что кри­ча­ли во вре­ме­на джа­хи­лийи! [232]

Кро­ме то­го, со­об­ща­ет­ся, что про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ес­ли оп­ла­ки­ваю­щая по­кой­но­го [233] не ус­пе­ет по­ка­ять­ся в этом при жиз­ни, то ко­гда она вос­ста­нет в день вос­кре­се­ния, на ней бу­дут оде­ж­да из смо­лы и ру­ба­ха из струпь­ев. [234]

НА­НЕ­СЕ­НИЕ УДА­РОВ ПО ЛИ­ЦУ И
КЛЕЙ­МЕ­НИЕ МОРД ЖИ­ВОТ­НЫХ

Джа­бир, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, за­пре­щал на­но­сить уда­ры по ли­цу и клей­мить мор­ды жи­вот­ных. [235]

Тем не ме­нее не­ко­то­рые от­цы и учи­те­ля на­ме­рен­но на­но­сят де­тям уда­ры по ли­цу ру­ка­ми или чем-ни­будь еще, под­вер­гая их на­ка­за­ни­ям, и та­ким же об­ра­зом по­сту­па­ют не­ко­то­рые лю­ди со свои­ми слу­га­ми. По­доб­ные дей­ст­вия сви­де­тель­ст­ву­ют не толь­ко о пре­неб­ре­же­нии к ли­цу че­ло­ве­ка, ко­то­рым Ал­лах Все­выш­ний поч­тил его, но ино­гда при­во­дит и к ут­ра­те че­ло­ве­ком зре­ния или слу­ха, что вы­зы­ва­ет со­жа­ле­ние и тре­бу­ет воз­мез­дия.

Что же ка­са­ет­ся клей­ме­ния морд жи­вот­ных, то есть на­не­се­ния осо­бых знач­ков, по ко­то­рым хо­зяе­ва мо­гут уз­нать сво­их жи­вот­ных или по­лу­чить их об­рат­но, ес­ли они за­блу­дят­ся, то это яв­ля­ет­ся за­прет­ным, по­сколь­ку обез­обра­жи­ва­ет жи­вот­ное и при­чи­ня­ет ему стра­да­ния. Ес­ли же кто-ни­будь в ка­че­ст­ве оп­рав­да­ния сво­их дей­ст­вий ста­нет ука­зы­вать на то, что та­кое клей­ме­ние яв­ля­ет­ся обы­ча­ем его пле­ме­ни, то на это мож­но возразить, ска­зав, что клей­мо мож­но по­ста­вить и в дру­гом мес­те на те­ле жи­вот­но­го.


ПРЕ­КРА­ЩЕ­НИЕ ОБ­РА­ЩЕ­НИЯ С МУ­СУЛЬ­МА­НИ­НОМ НА СРОК, ПРЕ­ВЫ­ШАЮ
ЩИЙ ТРИ ДНЯ, БЕЗ ДОС­ТА­ТОЧ­НЫХ, С ТОЧ­КИ ЗРЕ­НИЯ ША­РИА­ТА,
ОС­НО­ВА­НИЙ

К чис­лу ша­гов, пред­при­ни­мае­мых шай­та­ном, от­но­сят­ся по­пыт­ки при­вес­ти му­суль­ман к раз­ры­ву от­но­ше­ний ме­ж­ду со­бой, и сей­час мно­гие идут у шай­та­на на по­во­ду и дей­ст­ви­тель­но по­ры­ва­ют со свои­ми брать­я­ми ­му­суль­ма­на­ми, не имея для это­го ни­ка­ких за­кон­ных ос­но­ва­ний, на­при­мер, в том слу­чае ко­гда ме­ж­ду людь­ми воз­ни­ка­ют те или иные фи­нан­со­вые про­ти­во­ре­чия или ка­кие-ни­будь не­зна­чи­тель­ные тре­ния. При этом ино­гда от­но­ше­ния уже ни­ко­гда боль­ше не вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся, по­сколь­ку че­ло­век кля­нет­ся, что он ни­ко­гда не бу­дет раз­го­ва­ри­вать со сво­им бра­том и да­ет обе­ща­ние ни­ко­гда не по­яв­лять­ся у не­го до­ма. И ес­ли та­кой че­ло­век встре­ча­ет сво­его бра­та, он от­во­ра­чи­ва­ют­ся от не­го, а ес­ли стал­ки­ва­ет­ся с ним на ка­кой-ни­будь встре­че, то по­жи­ма­ет ру­ки всем, кро­ме не­го. По­доб­ное ве­дет к ос­лаб­ле­нию ис­лам­ско­го об­ще­ст­ва, и по­это­му ша­ри­ат рез­ко осу­ж­да­ет та­кие дей­ст­вия и гро­зит ви­нов­ным в их со­вер­ше­нии су­ро­вым на­ка­за­ния­ми.

Так, на­при­мер, Абу Ху­рай­ра, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Му­суль­ма­ни­ну не раз­ре­ша­ет­ся пре­ры­вать от­но­ше­ния с бра­том сво­им на срок бо­лее трех дней, а тот, кто на­ру­шит этот за­прет и ум­рет, ока­жет­ся в аду. [236]

Абу Хар­раш аль-Ас­ла­ми, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Пре­рвав­ший от­но­ше­ния со сво­им бра­том сро­ком на год со­вер­ша­ет та­кой же грех как и тот, кто про­ли­ва­ет кровь сво­его бра­та. [237]

Дос­та­точ­но ска­зать, что од­ним из дур­ных по­след­ст­вий та­ко­го раз­ры­ва ме­ж­ду му­суль­ма­на­ми яв­ля­ет­ся то, что ви­нов­ным в этом Ал­лах Все­мо­гу­щий и Ве­ли­кий от­ка­жет в про­ще­нии их гре­хов.

Абу Ху­рай­ра, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Де­ла лю­дей пред­став­ля­ют­ся Ал­ла­ху два­ж­ды в не­де­лю - по по­не­дель­ни­кам и чет­вер­гам, и при этом пре­гре­ше­ния про­ща­ют­ся ка­ж­до­му ве­рую­ще­му ра­бу за ис­клю­че­ни­ем тех, ко­то­рые не­на­ви­дят друг дру­га и о ко­то­рых го­во­рит­ся сле­дую­щее: "По­до­ж­ди­те с эти­ми двои­ми до тех пор, по­ка они не по­ми­рят­ся". [238]

Ес­ли же один из вра­ж­дую­щих рас­ка­ет­ся, то ему на­до бу­дет прий­ти к сво­ему то­ва­ри­щу и по­же­лать ему ми­ра. И ес­ли он сде­ла­ет это, а его то­ва­рищ от­ка­жет­ся от примирения, то от­вет­ст­вен­ность бу­дет сня­та, с то­го, кто хо­тел по­ми­рить­ся, и пол­но­стью воз­ло­же­на на от­ка­зав­ше­го­ся от это­го.

Абу Ай­уб, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Че­ло­ве­ку не раз­ре­ша­ет­ся пре­ры­вать от­но­ше­ния со сво­им бра­том бо­лее чем на три дня; ес­ли же это про­изой­дет, а по­том эти двое встре­тят­ся и ка­ж­дый из них ста­нет от­во­ра­чи­вать­ся от дру­го­го, то луч­шим из них ока­жет­ся тот, кто пер­вым по­при­вет­ст­ву­ет дру­го­го. [239]

Ес­ли для раз­ры­ва от­но­ше­ний с че­ло­ве­ком поя­вят­ся за­кон­ные ос­но­ва­ния, на­при­мер, в том, слу­чае, ко­гда он от­ка­зы­ва­ет­ся от мо­лит­вы или по­сто­ян­но со­вер­ша­ет ка­кие-ли­бо не­при­стой­ные по­ступ­ки, и ес­ли та­кой раз­рыв пой­дет на поль­зу греш­ни­ку и вер­нет его на путь ис­тин­ный или за­ста­вит его по­чув­ст­во­вать оши­боч­ность сво­их дей­ст­вий, то раз­рыв с та­ким че­ло­ве­ком бу­дет обя­за­те­лен в си­лу ус­та­нов­ле­ний ша­риа­та. Ес­ли же это лишь уси­лит вза­им­ное


от­чу­ж­де­ние и за­ста­вит та­ко­го че­ло­ве­ка вес­ти се­бя еще бо­лее вы­зы­ваю­ще и про­яв­лять еще боль­шее уп­рям­ст­во, ук­ре­п­ляя его в гре­хе, то­гда раз­ры­вать с ним от­но­ше­ния не­до­пус­ти­мо, по­сколь­ку это лишь по­вре­дит, но не при­не­сет поль­зы, и пра­виль­нее бу­дет про­дол­жать ока­зы­вать ему бла­го­дея­ния и да­вать до­б­рые со­ве­ты и на­став­ле­ния.[240]

И за­вер­шая наш раз­го­вор о бросающихся в гла­за[241] за­прет­ных ве­щах, час­то со­вер­шае­мых людь­ми в на­ше вре­мя, мы про­сим Ал­ла­ха Все­выш­не­го, за­кли­ная Его пре­крас­ны­ми име­на­ми, вну­шить нам та­кой страх пе­ред Ним, ко­то­рый по­ме­шал бы нам со­вер­шать все то, что Он за­пре­ща­ет, и по­зво­лил бы нам дос­тичь та­кой сте­пе­ни по­кор­но­сти Ему, ко­то­рая при­ве­дет нас в рай. И мы про­сим Его про­стить нам на­ши гре­хи и до­пу­щен­ные на­ми край­но­сти, сде­лать так, что­бы доз­во­лен­ное Им из­ба­ви­ло нас от же­ла­ния со­вер­шать за­прет­ное и что­бы Он при­нял на­ше об­ра­ще­ние к Не­му и очи­стил бы нас от гре­хов, ведь, по­ис­ти­не, Он - Слы­ша­щий и Он от­ве­ча­ет на при­зы­вы!

Да бла­го­сло­вит Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет на­ше­го про­ро­ка Му­хам­ма­да, всех чле­нов его се­мьи и его спод­виж­ни­ков, и хва­ла Ал­ла­ху, Гос­по­ду ми­ров.

МУ­ХАМ­МАД СА­ЛИХ АЛЬ-МУ­НАД­ЖЖИД


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

МНОГОБОЖИЕ.. 7

ПОКЛОНЕНИЕ МОГИЛАМ... 7

ПРИНЕСЕНИЕ ЖЕРТВ НЕ АЛЛАХУ.. 8

РАЗРЕШЕНИЕ ЗАПРЕЩЕННОГО АЛЛАХОМ ИЛИ ЗАПРЕЩЕНИЕ РАЗРАЩЕННОГО ИМ... 8

КОЛДОВСТВО, ПРЕДСКАЗАНИЯ И ГАДАНИЯ.. 9

ВЕРА В ТО, ЧТО ЗВЕЗДЫ И ПЛАНЕТЫ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА СОБЫТИЯ И ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ.. 10

ВЕРА В ПОЛЕЗНОСТЬ ТОГО, ЧЕМУ ТВОРЕЦ ВСЕМОГУЩИЙ И ВЕЛИКИЙ НЕ ДАЛ СИЛЫ ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ 10

НЕИСКРЕННОСТЬ В ПОКЛОНЕНИИ.. 11

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ.. 12

ПРИНЕСЕНИЕ КЛЯТВЫ НЕ ИМЕНЕМ АЛЛАХА ВСЕВЫШНЕГО.. 13

ОБЩЕНИЕ С ЛИЦЕМЕРАМИ В СИЛУ ПРИВЯЗАННОСТИ К НИМ ИЛИ ИЗ ЖЕЛАНИЯ СОСТАВИТЬ ИМ КОМПАНИЮ 14

НЕСПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОЛИТВЫ... 14

ОТВЛЕЧЕНИЕ И ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ... 15

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ СОВЕРШЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ДЕЙСТВИЙ ПРЕЖДЕ СОВЕРШЕНИЯ ИХ ИМАМОМ... 16

ПОЯВЛЕНИЕ В МЕЧЕТИ ЧЕЛОВЕКА, ПОЕВШЕГО ЛУКА, ЧЕСНОКА ИЛИ ЧЕГО-ЛИБО ИНОГО, ЧТО ТАКЖЕ ОБЛАДАЕТ НЕПРИЯТНЫМ ЗАПАХОМ... 17

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.. 18

МУЖЕЛОЖСТВО.. 19

ОТКАЗ ЖЕНЩИНЫ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ НА ТО ЗАКОННЫХ ОПРАВДАНИЙ СПАТЬ СО СВОИМ МУЖЕМ. 19

ТРЕБОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ НА ТОЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ, РАЗВОДА У СВОЕГО МУЖА.. 20

ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕНЕ СО СЛОВАМИ: "ТЫ ДЛЯ МЕНЯ КАК ХРЕБЕТ МОЕЙ МАТЕРИ". 20

СОВОКУПЛЕНИЕ С ЖЕНОЙ во время МЕСЯЧНЫХ.. 21

СОВОКУПЛЕНИЕ С ЖЕНОЙ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЙ ПРОХОД.. 21

ОТСУТСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕМ ЖЕНЩИНАМ 22

ПРЕБЫВАНИЕ НАЕДИНЕ С ПОСТОРОННЕЙ ЖЕНЩИНОЙ.. 23

ПРИКОСНОВЕНИЯ К ПОСТОРОННИМ ЖЕНЩИНАМ... 23

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛАГОВОНИЙ ЖЕНЩИНОЙ, КОТОРАЯ ВЫХОДИТ ИЗ ДОМА И ПРОХОДИТ РЯДОМ С ПОСТОРОННИМИ МУЖЧИНАМИ.. 24

СОВЕРШЕНИЕ ЖЕНЩИНОЙ ПОЕЗДОК БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ БЛИЗКОГО РОДСТВЕННИКА.. 25

НАМЕРЕННОЕ РАССМАТРИВАНИЕ ПОСТОРОННЕЙ ЖЕНЩИНЫ... 25

СВОДНИЧЕСТВО.. 26

ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ СЕБЯ СЫНОМ НЕ СВОЕГО ОТЦА И НЕПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО РЕБЕНКА. 26

РОСТОВЩИЧЕСТВО.. 27

СОКРЫТИЕ ДЕФЕКТОВ И ИЗЪЯНОВ ТОВАРА ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРОДАЖИ.. 28

ПРОДАЖА ТОВАРА С ПОМОЩЬЮ ЛОЖНОГО НАБАВЛЕНИЯ ЦЕНЫ... 29

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОРГОВЛИ ПОСЛЕ ВТОРОГО ПРИЗЫВА К МОЛИТВЕ В ПЯТНИЦУ.. 29

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ И МАЙСИР. 30

ВОРОВСТВО.. 31

ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧА ВЗЯТОК.. 32

ЗАХВАТ ЗЕМЛИ.. 32

ПРИНЯТИЕ ПОДАРКА ЗА ХОДАТАЙСТВО.. 33

ОТКАЗ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕГ РАБОЧЕМУ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМ РАБОТЫ... 34

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРИ РАЗДАЧЕ ПОДАРКОВ ДЕТЯМ... 35

ОБРАЩЕНИЕ К ЛЮДЯМ С ПРОСЬБАМИ О ДЕНЬГАХ ТЕХ, КТО НЕ ИСПЫТЫВАЕТ В НИХ НУЖДЫ... 36

ОБРАЩЕНИЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ С ПРОСЬБОЙ ОДОЛЖИТЬ ЕМУ ТО, ЧТО ОН НЕ СОБИРАЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬ.. 36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕТНОГО.. 37

УПОТРЕБЛЕНИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОЙ КАПЛИ ВИНА.. 38

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСУДЫ ИЗ ЗОЛОТА ИЛИ СЕРЕБРА ДЛЯ ЕДЫ И ПИТЬЯ. 39

ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВО.. 40

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.. 41

ХУЛА.. 42

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СПЛЕТЕН.. 43

ОСМАТРИВАНИЕ ЧУЖИХ ДОМОВ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ.. 43

ТАЙНАЯ БЕСЕДА ДВОИХ ЛЮДЕЙ В ПРИСУТСТВИИ ТРЕТЬЕГО.. 44

УДЛИНЕНИЕ ОДЕЖДЫ... 44

УКРАШЕНИЕ МУЖЧИН ЗОЛОТОМ... 45

НОШЕНИЕ ЖЕНЩИНАМИ КОРОТКОЙ, ПРОСВЕЧИВАЮЩЕЙ И ОБЛЕГАЮЩЕЙ ИХ ТЕЛА ОДЕЖДЫ... 46

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ ПАРИКОВ, СДЕЛАННЫХ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЛОС ИЛИ ИЗ ЧЕГО-ЛИБО ИНОГО.. 46

УПОДОБЛЕНИЕ МУЖЧИН ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИН МУЖЧИНАМ В ОДЕЖДЕ, СЛОВАХ ИЛИ ЖЕ В ОБЛИЧЬЕ 47

ОКРАШИВАНИЕ ВОЛОС В ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.. 48

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОГО, В ЧЕМ ЕСТЬ ДУХ, НА ОДЕЖДЕ, СТЕНАХ, БУМАГЕ И ТАК ДАЛЕЕ.. 48

ЛОЖНЫЕ СООБЩЕНИЯ ОБ УВИДЕННОМ ВО СНЕ.. 49

ПОСТУПКИ ТЕХ, КТО САДИТСЯ НА МОГИЛЫ, НАСТУПАЕТ НА НИХ ИЛИ СПРАВЛЯЕТ НА НИХ СВОИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.. 50

ПОСТУПКИ ТЕХ, КТО НЕ УКРЫВАЕТСЯ ОТ СОБСТВЕННОЙ МОЧИ.. 51

ПОПЫТКИ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К РАЗГОВОРУ ЛЮДЕЙ КОТОРЫЕ НЕ ЖЕЛАЮТ, ЧТОБЫ ИХ СЛЫШАЛИ.. 51

НЕДОБРОСОСЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ.. 52

НАНЕСЕНИЕ ЛЮДЯМ УЩЕРБА В ДЕЛАХ, СВЯЗАННЫХ С ЗАВЕЩАНИЯМИ. 53

ИГРА В НАРДЫ... 53

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОКЛЯТИЙ ПО АДРЕСУ ПРАВОВЕРНЫХ И ТЕХ, КТО ЭТОГО НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ.. 53

ОПЛАКИВАНИЕ.. 54

НАНЕСЕНИЕ УДАРОВ ПО ЛИЦУ И КЛЕЙМЕНИЕ МОРД ЖИВОТНЫХ.. 54

ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С МУСУЛЬМАНИНОМ НА СРОК, ПРЕВЫШАЮ ЩИЙ ТРИ ДНЯ, БЕЗ ДОСТАТОЧНЫХ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШАРИАТА, ОСНОВАНИЙ.. 55


[1] Марйам, 65.

[2]Этот ха­дис при­во­дит Аль-Ха­ким (2/375), а Аль-Аль­ба­ни в "Пред­ме­те же­ла­ний" на­зы­ва­ет его хо­ро­шим.

[3] Ко­ро­ва, 183.

[4] Жен­щи­ны, 18.

[5] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим ("Кни­га дос­то­инств", ха­дис №130).

[6] Скот, 115.

[7] Пре­гра­ды, 156.

[8] Со­вет, 20.

[9] Пче­лы, 117.

[10] Скот, 151.

[11] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, что же ка­са­ет­ся Бу­ха­ри и Мус­ли­ма, то оба они счи­та­ли его дос­то­вер­ным.

[12] Этот ха­дис при­во­дит Ад-Да­ра­кут­ни и он яв­ля­ет­ся дос­то­вер­ным.

[13] (Тра­пе­за, 4.)

[14] (Жен­щи­ны, 27.)

[15] (Ко­ро­ва, 276.)

[16] (Скот, 119.)

[17] (Ко­ро­ва, 163.)

[18] Не­ко­то­рые ав­то­ри­тет­ные дея­те­ли Ис­ла­ма по­свя­ти­ли опи­са­нию за­прет­но­го в це­лом или же от­дель­ных его ви­дов, на­при­мер, со­вер­ше­нию тяж­ких гре­хов спе­ци­аль­ные со­чи­не­ния. Од­ной из хо­ро­ших книг на эту те­му яв­ля­ет­ся кни­га Ибн ан-Нах­ха­са ад-Ди­маш­ки, да по­ми­лу­ет его Ал­лах Все­выш­ний, под на­зва­ни­ем "Пре­дос­те­ре­же­ние не­бреж­ных", в ко­то­рой го­во­рит­ся о по­ступ­ках не­ве­же­ст­вен­ных лю­дей.

[19] На­шу ра­бо­ту про­смот­ре­ли и про­ве­ри­ли мно­гие дос­той­ней­шие лю­ди, да уве­ли­чит Ал­лах им на­гра­ду, во гла­ве с шей­хом Абд аль-Ази­зом Аб­дал­ла­хом Ибн Ба­зом, ко­то­рый сде­лал ряд сво­их при­меча­ний.

[20] Этот ха­дис при­во­дят Бу­ха­ри и Мус­лим.

[21] Жен­щи­ны, 51.

[22] (Ноч­ное пу­те­ше­ст­вие, 24.)

[23] (Му­ра­вьи, 63.)

[24] Пре­гра­ды, 194.

[25] Пес­ки, 4.

[26] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[27] Йу­нус, 107.

[28] Обиль­ный, 2.

[29] Этот ха­дис приводит, Мус­лим в сво­ем "Са­хи­хе" (№1978).

[30] По­кая­ние, 31.

[31] Этот ха­дис при­во­дит Аль-Бай­ха­ки в "Ас-су­нан аль-куб­ра" (10/116), а так­же Ат-Тир­ми­зи (ха­дис № 3095).

[32] По­кая­ние, 29.

[33] Ко­ро­ва, 96.

[34] Та ха, 72.

[35] Ко­ро­ва, 96.

[36] Этот ха­дис при­во­дит имам Ахмед (2/429).

[37] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим (4/175).

[38] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[39] Этот ха­дис при­во­дит Ах­мад, 4/156.

[40] Жен­щи­ны, 141.

[41] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 4/2289.

[42] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, №2985.

[43] Пре­гра­ды, 128.

[44] Этот ха­дис при­во­дит имам Ахмед, 1/389. -

[45] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Та­ба­ра­ни, 18/162.

[46] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, и сле­ду­ет иметь в ви­ду, что он яв­ля­ет­ся сла­бым.

[47] Это со­об­ще­ние при­во­дит Абу Да­уд, № 3910.

[48] Это со­об­ще­ние при­во­дит Бу­ха­ри.

[49] Это со­об­ще­ние при­во­дит имам Ах­мад, 2/125.

[50] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, № 3253.

[51] (Аль-Лат-имя до исламского жен­ско­го бо­же­ст­ва, по­чи­тав­ше­го­ся по всей древ­ней Ара­вии, но осо­бен­но по­пу­ляр­но­го в Хид­жа­зе, где око­ло го­ро­да Та­иф на­хо­дил­ся ее идол-сим­вол-бе­лый ка­мень. К это­му кам­ню и на­хо­див­ше­му­ся ря­дом свя­ти­ли­щу со­вер­ша­лись по­лом­ни­че­ст­ва. Аль-Лат счи­та­лась глав­ным бо­же­ст­вом пле­ме­ни са­киф, жив­ше­го в Таи­фе, но ее по­чи­та­ли и ку­рай­ши­ты Мек­ки как од­ну из триа­ды жен­ских бо­жеств (Аль-Лат, Аль-Уз­за, Ма­нат), счи­тав­ших­ся до­черь­ми Ал­ла­ха.

[52] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[53] Под­роб­нее смот­ри об этом: Шейх Бакр Абу Зайд, "За­прет­ные вы­ра­же­ния".

[54] Скот, 67.

[55] По­кая­ние, 97.

[56] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 5/310.

[57] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, 1/533.

[58] Этот ха­дис при­во­дит Ибн Ху­зай­ма в сво­ем "Са­хи­хе" (1/332).

[59] (То есть: вне Ис­ла­ма. См.:"Ру­мы", 29), (Это со­об­ще­ние при­во­дит Бу­ха­ри).

[60] (Ко­ро­ва, 239).

[61] Ве­рую­щие, 1-2.

[62] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, 1/581.

[63] Ноч­ное пу­те­ше­ст­вие, 12.

[64] Этот ха­дис при­во­дит Аль-Бай­ха­ки а "Ас-су­нан аль-куб­ра", 10/104.

[65] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 1/320-321.

[66] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, № 473.

[67] Этот ха­дис при­во­дит Аль-Бай­ха­ки, 2/93.

[68] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[69] Пре­гра­ды, 29.

[70] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[71] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 1/395.

[72] Это со­об­ще­ние приводит, Мус­лим, 1/396.

[73] Пе­ре­нес но­чью, 34.

[74] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 1/102-103.

[75] Об этом го­во­рит­ся в од­ном из ха­ди­сов.

[76] Па­ук, 27-28.

[77] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 1/300.

[78] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[79] См.: "За­ва­ид", 2/181.

[80] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 5/277.

[81] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Та­ба­ра­ни, 17/339.

[82] Пре­пи­ра­тель­ст­во, 2-3.

[83] Ко­ро­ва, 222.

[84] Там же.

[85] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Тир­ми­зи (1/243) со слов Абу Ху­рай­ры.

[86] В дей­ст­ви­тель­но­сти же че­ло­век поль­зу­ет­ся пра­вом вы­бо­ра ме­ж­ду вы­пла­той ди­на­ра или его по­ло­ви­ны не­за­ви­си­мо от то­го, ко­гда про­изош­ло та­кое совокупление - в на­чаль­ный или ко­неч­ный пе­ри­од ме­сяч­ных. Что же ка­са­ет­ся стои­мо­сти ди­на­ра, то она рав­ня­ет­ся че­ты­рем седь­мым сау­дов­ско­го фун­та, по­сколь­ку один сау­дов­ский фунт ра­вен 1,75 ди­на­ра (При­ме­ча­ние шей­ха Ибн Ба­за).

[87] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 2/479.

[88] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Тир­ми­зи, 1/243.

[89] Ко­ро­ва, 223.

[90] Жен­щи­ны, 128.

[91] Абу Да­уд, 2/601.

[92] Свет, 21.

[93] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Тир­ми­зи, 3/474.

[94] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 4/1711.

[95] Здесь име­ет­ся в ви­ду об­ще­ние ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, род­ст­вен­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду ко­то­ры­ми не ис­клю­ча­ют воз­мож­но­сти бра­ка ме­ж­ду ни­ми.

[96] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Та­ба­ра­ни, 20/212.

[97] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 1/412.

[98] Там же, 6/357. Речь идет о по­сто­рон­них жен­щи­нах.

[99] Ат-Та­ба­ра­ни, 24/342.

[100] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 3/1489.

[101] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 4/418.

[102] Этот ха­дис при­во­дит имам Ахмед, 2/444.

[103] Этот ха­дис при­во­дят Бу­ха­ри и Мус­лим.

[104] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 2/977.

[105] Свет, 30.

[106] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[107] Свет, 31.

[108] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 2/69.

[109] Здесь име­ет­ся в ви­ду "Са­хих" Бу­ха­ри.

[110] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, 2/695.

[111] Ко­ро­ва, 278-279.

[112] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 3/1219.

[113] Этот ха­дис при­во­дит Аль-Ха­ким, 2/37.

[114] Этот ха­дис при­во­дит имам Ахмед, 5/225.

[115] Этот ха­дис при­во­дит Аль-Ха­ким, 2/37.

[116] Ко­ро­ва, 276.

[117] Там же, 279.

[118] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 1/99.

[119] Этот ха­дис при­во­дит Ибн Мад­жа, 2/754.

[120] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[121] Цепь дос­то­вер­ных ха­ди­сов, № 1057.

[122] Со­б­ра­ние, 9.

[123] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 1/129.

[124] Тра­пе­за, 92.

[125] О стра­хов­ках и ис­лам­ском за­ме­ни­те­ле это­го смот­ри: №№ 17,19,20 "Жур­на­ла ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний", из­даю­ще­го­ся Глав­ным управ­ле­ни­ем по ис­лам­ским ис­сле­до­ва­ни­ям.

[126] Вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные пунк­ты пред­став­ля­ют со­бой крат­кое из­ло­же­ние об­су­ж­де­ния этих во­про­сов с шей­хом Абд аль-Мух­си­ном аз-За­ми­лем, да хра­нит его Ал­лах, ко­то­рый, воз­мож­но, по­свя­тит этим про­бле­мам спе­ци­аль­ное ис­сле­до­ва­ние.

[127] Тра­пезп, 42.

[128] Точ­нее - с пал­кой с за­гну­тым кон­чи­ком.

[129] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, № 904.

[130] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[131] Ко­ро­ва, 184.

[132] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 2/387.

[133] Этот ха­дис при­во­дит Ибн Мад­жа, № 2313.

[134] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[135] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Та­ба­ра­ни, 22/270.

[136] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 13/141.

[137] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 4/1726.

[138] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, № 5132.

[139] Этот ха­дис при­во­дит имам Ахмед, 5/261.

[140] Это от­но­сит­ся к чис­лу уст­ных за­ме­ча­ний шей­ха Абд аль-Ази­за бин Ба­за.

[141] Ибн Муф­лих, "Эти­ка ша­риа­та", 2/176.

[142] Этот ха­дис при­во­дит Ибн Мад­жа, 2/817. Шейх Ибн Баз ука­зы­ва­ет на то, что он яв­ля­ет­ся сла­бым.

[143] Об­ве­ши­ваю­щие, 1.

[144] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[145] Тра­пе­за, 11.

[146] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[147] Там же.

[148] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 3/1243.

[149] Во­про­сы има­ма Ах­ма­да Абу Дау­ду, № 204.

[150] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 4/269.

[151] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, 2/281.

[152] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 1/388. Кро­ме то­го, в "Са­хи­хе" Мус­ли­ма при­во­дит­ся ха­дис, пе­ре­да­вае­мый со слов Абу Ху­рай­ры, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, ко­то­рый со слов Абу Ху­рай­ры, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, ко­то­рый со­об­щил, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал, "Ес­ли че­ло­век ста­нет слиш­ком час­то про­сить у дру­гих де­нег, это бу­дет оз­на­чать, что он сам же бу­дет про­сить для се­бя уси­ле­ния жа­ра ад­ско­го пла­ме­ни, так пусть же он по­ста­ра­ет­ся спра­вить­ся со свои­ми труд­но­стя­ми сам, в про­тив­ном же слу­чае жар этот обя­за­тель­но уси­лит­ся!"

[153] Ко­ро­ва, 274.

[154] Жен­щи­ны, 61.

[155] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[156] Этот ха­дис при­во­дит Ан-На­саи, 7/314.

[157] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Та­ба­ра­ни, 19/136.

[158] Тра­пе­за, 92.

[159] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 3/1587.

[160] Этот ха­дис при­во­дит Ат- Та­ба­ра­ни, 12/45.

[161] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 5/342.

[162] Ко­ро­ва, 8.

[163] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 3/1587.

[164] Абу Да­уд при­во­дит ха­дис, в ко­то­ром со­об­ща­ет­ся, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ка­зал: "За­прет­ным яв­ля­ет­ся упот­реб­ле­ние лю­бых ко­ли­че­ст­во то­го, то опь­я­ня­ет со­бой че­ло­ве­ка". См.: "Са­хих" Абу Дау­да, № 3128.

[165] Этот ха­дис при­во­дит Ибн Мад­жа, № 3377.

[166] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 3/1634.

[167] По­след­нее от­но­сит­ся к чис­лу уст­ных за­ме­ча­ний шей­ха Абд аль-Ази­за бин Ба­за.

[168] Ха­ниф - бла­го­чес­ти­вый че­ло­век, ис­по­ве­дую­щий чис­тое и пра­виль­ное еди­но­бо­жие. Со­глас­но му­суль­ман­ской тра­ди­ции, так в до исламской Ара­вии на­зы­ва­ли лю­дей, от­вер­гав­ших по­кло­не­ние идо­лам. В Ко­ра­не ха­ни­фом на­зван Иб­ра­хим.

[169] Хаджж, 31-32.

[170] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[171] Йу­суф, 81.

[172] Лук­ман, 5.

[173] Таф­сир Ибн Кя­си­ра, 6/333.

[174] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[175] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Тир­ми­зи, № 2212.

[176] Ком­на­ты, 12.

[177] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 4/2001.

[178] Цепь под­лин­ных ха­ди­сов, № 1871.

[179] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 6/450.

[180] Ка­лам, 10-11.

[181] Этот ха­дис при­во­дят Бу­ха­ри и Ибн аль-Асир. Что же ка­са­ет­ся ис­поль­зо­ван­но­го про­ро­ком, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, в дан­ном слу­чае сло­ва "кле­вет­ник", то в ком­мен­та­ри­ях к ха­ди­сам ука­зы­ва­ет­ся, что име­ет­ся в ви­ду че­ло­век, ко­то­рый под­слу­ши­ва­ет чу­жие раз­го­во­ры, а по­том на­чи­на­ет рас­про­стра­нять сплет­ни.

[182] За этой сте­ной на­хо­дит­ся сад.

[183] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[184] Свет, 27.

[185] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[186] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 3/1699.

[187] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 2/385.

[188] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[189] На­зва­ние ро­да оде­ж­ды.

[190] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 1/102.

[191] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 6/254.

[192] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[193] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, 4/353.

[194] Пять рав­ня­ет­ся 22,5 см..

[195] Ме­ра дли­ны, ко­то­рая мо­жет быть раз­лич­ной и ко­леб­лет­ся от 58 до 75 см..

[196] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 4/393.

[197] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 3/1655.

[198] В том смыс­ле, что они, по­доб­но верблюжьим гор­бам, от­кры­ты для все­об­ще­го обо­зре­ния.

[199] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 3/1680.

[200] Эти ха­дисы при­во­дит Мус­лим, 3/1676, 3/1679.

[201] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[202] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[203] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, 4/355.

[204] Этот ха­дис при­во­дят Абу Да­уд, 4/419.

[205] 12 ян­ва­ря 630 го­да.

[206] Абу Ку­ха­фу был от­цом Абу Ба­кра ас-Сид­ди­ка.

[207] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 3/1663.

[208] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[209] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[210] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 3/1671.

[211] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[212] Вза­им­ный об­ма­н, 16.

[213] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[214] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[215] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 2/667.

[216] Этот ха­дис при­во­дит Ибн Мад­жа, 1/499.

[217] Этот ха­дис при­во­дит Ибн Мад­жа, 1/499.

[218] За этой сте­ной на­хо­дил­ся сад.

[219] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[220] Ком­на­ты, 12.

[221] Этот ха­дис при­во­дит Ат-Та­ба­ра­ни, 11/248-249.

[222] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри. Под сло­вом "кле­вет­ник" в дан­ном слу­чае под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, по­ми­мо все­го про­че­го, и тот, кто под­слу­ши­ва­ет раз­го­во­ры лю­дей, а по­том втай­не от них пе­ре­да­ет их сло­ва дру­гим.

[223] Жен­щи­ны, 40.

[224] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[225] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 1/402.

[226] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[227] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 3/ 453.

[228] Этот ха­дис приводит, Мус­лим, 4/1770.

[229] Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 4/394.

[230] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[231] Этот ха­дис при­во­дит Ибн Мад­жа, 1/505.

[232] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[233] То есть оп­ла­ки­ваю­щая его за­прет­ным об­ра­зом.

[234] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, № 934.

[235] Этот ха­дис при­во­дит Мус­лим, 3/1673.

[236] Этот ха­дис при­во­дит Абу Да­уд, 5/215.

[237] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[238] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[239] Этот ха­дис при­во­дит Бу­ха­ри.

[240] Имен­но так по­сту­пил про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ко­то­рый ра­зо­рвал от­но­ше­ния с Ка'бом бин Ма­ли­ком и дву­мя его то­ва­ри­ща­ми, уви­дев, что это при­не­сет поль­зу, и, от­ка­зав­шись сде­лать то же са­мое в слу­чае с Аб­бдал­ла­хом бин Убай­ем бин Са­лю­лем и дру­ги­ми ли­це­ме­ра­ми, по­сколь­ку под­дер­жа­ние от­но­ше­ний с ни­ми бы­ло бо­лее пра­виль­ным.

[241] На са­мом де­ле эта те­ма яв­ля­ет­ся весь­ма об­шир­ной, и для за­вер­ше­ния это­го по­лез­но­го для лю­дей раз­го­во­ра я ре­шил на­пи­сать спе­ци­аль­ный раз­дел о ко­то­ром упо­ми­на­ет­ся в Ко­ра­не и сун­не про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет. Этот раз­дел, ес­ли бу­дет угод­но Ал­ла­ху, ста­нет ча­стью от­дель­но­го ис­сле­до­ва­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: