Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Женщинам, принадлежащим к общине моей, разрешено носить шелка и золото, что же касается принадлежащих к ней мужчин, то им это запрещено. [196]
Сегодня же на рынках имеется в продаже множество вещей, сделанных из золота разных проб или же полностью покрытых позолотой и предназначенных специально для мужчин. Мы имеем в виду часы, очки, запонки, ручки, цепочки и так называемые медальоны. Примером неодобряемых с точки зрения шариата действий могут служить также и объявления о наградах для победителей некоторых соревнований, когда директор говорит: "Мужские золотые часы".
Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими, сообщил, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидел на пальце одного человека золотой перстень, то снял его, отбросил в сторону и сказал:
|
|
"Подобное носит на своих пальцах тот, кто стремится к пламени ада! " Когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ушел, люди сказали этому человеку: "Возьми этот перстень и воспользуйся им как-нибудь иначе" - он же сказал им в ответ:" Нет, клянусь Аллахом, я никогда не прикоснусь к нему после того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, выбросил его!" [197]
НОШЕНИЕ ЖЕНЩИНАМИ КОРОТКОЙ,
ПРОСВЕЧИВАЮЩЕЙ И ОБЛЕГАЮЩЕЙ
ИХ ТЕЛА ОДЕЖДЫ
Одним из средств, с помощью которых наши враги ведут против нас войну в современных условиях, является одежда и моды, разрабатываемые ими и получающие потом распространение среди мусульман. Одежда такого рода не прикрывает те части тела, которые необходимо скрывать от глаз посторонних, поскольку она является слишком короткой, сшитой из просвечивающей ткани или же чересчур узкой, а некоторые из фасонов такой одежды нельзя носить, даже находясь среди женщин или близких родственников.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, давно предупредил нас о том, что в последние времена женщины станут носить одежду такого рода, как сообщается об этом в переданном Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, хадисе, где говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
|
|
Две категории людей, которых я не видел и которым уготован ад: людей, имеющих плети, подобные коровьим хвостам, которыми они избивают других, и женщин, одевающих на себя такие одежды, что они кажутся обнаженными, склоняющихся и склоняющих других. Головы этих женщин подобны свисающим верблюжьим горбам [198], и такие женщины не войдут в рай и не ощутят его благоухания, хотя оно ощущается с такого-то и такого-то расстояния! [199]
К числу одежд такого рода относятся платья, имеющие длинный разрез снизу, или же платья с разрезами с нескольких сторон сразу, и когда женщина, одетая в такое платье, садится, то взглядам посторонних открывается то, что следует скрывать, не говоря уже о том, что ношение такой одежды свидетельствует об уподоблении неверным и подражании их модам и разрабатываемым ими неприличным моделям одежды, и мы просим Аллаха избавить нас от подобного.
К числу опасных вещей относятся также и встречающиеся на некоторых одеждах дурные изображения, например, портреты певцов и музыкальных групп, бутылок с вином, вообще изображения живых существ, что запрещено шариатом, крестов, символов разных непристойных клубов и обществ, а также разные оскорбительные для чести и целомудрия женщин фразы, зачастую написанные на иностранных языках.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ
ПАРИКОВ, СДЕЛАННЫХ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ВОЛОС ИЛИ ИЗ ЧЕГО-ЛИБО ИНОГО
Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, сообщила, что как-то раз одна женщина пришла к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказала ему: "О посланник Аллаха, поистине, моя дочь-невеста, заболела корью, после чего у нее стали выпадать волосы. Можно ли мне укрепить у нее на голове накладные волосы?" В ответ он, да пребудут над ним благословения и мир, сказал: "Аллах проклял тех женщин, кто делает подобное, и тех из них, кто просит других сделать это!"200
Что же касается Джабира бин Абдаллаха, да будет доволен им Аллах, то сообщается, что он сказал:
- Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, препятствовал тому, чтобы женщины носили у себя на голове что бы то ни было. [200]
Примером же подобного в наше время могут служить носимые на счастье монеты, что же касается занимающихся наложением волос в наши дни, то это дамские парикмахеры, которые делают это и иные неодобряемые шариатом вещи в своих салонах и парикмахерских.
Другим примером совершения запретных действий такого рода может служить использование париков безнравственными артистами и артистками, принимающими участие в разного рода представлениях и спектаклях.
УПОДОБЛЕНИЕ МУЖЧИН ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИН
МУЖЧИНАМ В ОДЕЖДЕ, СЛОВАХ ИЛИ ЖЕ В ОБЛИЧЬЕ
В соответствии с устроением, которое Аллах узаконил для своих рабов, мужчина должен всегда оставаться мужчиной во всем, ибо Аллах Всевышний создал его таким, женщина же должна всегда сохранять ту женственность, который изначально наделил ее Аллах. Без этого сама жизнь людей не может быть правильной, и поэтому уподобление мужчин женщинам и женщин мужчинам является чем-то противоестественным, способствует распространению порока к разложению общества, в силу чего шариат и запрещает подобные вещи.
|
|
Если в каком-нибудь из текстов, формирующих собой то, что именуется шариатом, содержатся проклятия по адресу людей, которые совершают те или иные действия, это свидетельствует как о запретности подобных действий, так и о том, что они относятся к числу великих грехов.
Так, например, сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам. [201]
Сообщается также, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
-Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин. [202]
Что же касается уподобления такого рода, то оно может проявляться в движениях, в том, как ведет себя человек, пребывая в состоянии покоя, в походке или же в манере говорить.
Уподобление такого рода может проявляться также и в одежде, в связи с чем мужчинам непозволительно носить ожерелья, браслеты, кольца на ногах, серьги и тому подобные вещи, что в наше время получило распространение среди мужчин с известными наклонностями и им подобных.
Точно также и женщинам непозволительно надевать мужские вещи, а одежда их должна отличаться от одежды мужчин по своей форме и покрою. Указанием же на необходимость отличия мужской одежды от женской и наоборот является передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Аллах проклял мужчин, одевающих на себя женскую одежду, также как проклял Он женщин, которые носят мужские вещи. [203]
|
|
ОКРАШИВАНИЕ ВОЛОС В ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ
Подобное действительно является запретным в силу угроз, обращаемых к тем, кто делал подобное, пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал:
- В последние времена появятся люди, которые станут краситься в черный цвет и которые не ощутят благоухания рая. [204]
К этому прибегают очень многие из тех, кто закрашивает свои седины черной краской, что приводит к разным дурным последствиям, например, к обману рабов Аллаха и удовлетворенностью таким состоянием, которое на самом деле этому человеку не свойственно. Нет сомнений в том, что подобное отрицательно влияет на поведение человека, вследствие чего он может впасть в самообольщению.
Известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, закрашивал свою седину хной или другими красителями с желтыми, красными или коричневыми оттенками, а когда в день овладения Меккой мусульманами[205] к нему привели Абу Кухафу[206], который был совершенно седым, он, да пребудут над ним благословения и мир, велел:
- Замените это чем-нибудь, но не красьте его волосы в черный цвет. [207]
Запрет на использование черной краски для перекрашивания нечерных волос распространяется не только на мужчин, но и на женщин.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОГО, В ЧЕМ ЕСТЬ ДУХ, НА ОДЕЖДЕ,
СТЕНАХ, БУМАГЕ И ТАК ДАЛЕЕ
Абдаллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Поистине, самому суровому наказанию в день воскресения подвергнутся художники. [208]
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Аллах Всевышний сказал:
"Кто же более несправедлив, чем те, кто осмеливается на попытку создания чего-то подобного тому, что создал Я? Пусть попробуют они сотворить хотя бы зернышко или пылинку..."[209]
Что же касается Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Каждый художник окажется в огне и за каждое изображение, созданное им, он будет наделен душой, которая станет подвергаться мучениям в аду.
Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- И если тебе обязательно нужно что-нибудь нарисовать, то нарисуй дерево или что-нибудь иное, в чем не содержится дух. [210]
Все цитированные нами хадисы указывают на запретность изображения того, в чем заключен дух, что имеет отношение как к людям, так и ко всем остальным живым существам, отбрасывающим тень или не отбрасывающим ее, независимо от того, будет ли речь о напечатанных, нарисованных, вырезанных, высеченных, вытесанных, отлитых или выполненных
каким-нибудь иным способом изображениях, так как хадисы, в которых говорится о запретности создания изображений живых существ, касаются всех этих случаев.
Мусульманину же следует подчиняться установлениям шариата, не пускаться в споры и не говорить: "Я же не поклоняюсь этому и не падаю ниц перед такими изображениями!" Ведь если разумный человек поразмыслит хотя бы об одном из дурных последствий распространенности подобных изображений в наше время, ему сразу станет ясной причина наложения шариатом запрета на создание таких изображений. Мы имеем в виду не только великий вред, который приносят людям эти изображения, воздействуя на них низменные инстинкты и возбуждая те или иные желания, но и то, что вследствие этого люди начинают совершать разные непристойные поступки.
Ввиду этого мусульманину не следует держать у себя дома изображения живых существ, чтобы это не помешало ангелам заходить к нему в дом, ведь, как известно, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Ангелы не появляются в тех домах, где есть собаки и изображения. [211]
Тем не менее в некоторых домах имеются даже и скульптуры, подчас являющиеся идолами, которым поклоняются неверные. Иногда люди принимают их в качестве подарков, а иногда и сами устанавливают их для красоты, несмотря на то, что подобные вещи являются более запретными, чем что-либо иное.
Точно также изображения, вывешиваемые в тех или иных местах, являются более запретными, чем изображения, скрытые от людских глаз, ибо они многих привели к возвеличиванию подобных изображений, многим добавили печалей и многих ввергли в состояние самовосхваления и самодовольства. И не следует говорить, что эти изображения служат для поддержания памяти о ком-либо, поскольку настоящая память о каком-нибудь дорогом или близком человеке из числа мусульман должна сохраняться в сердце человека, которому следует обращаться к Аллаху с просьбами о прощении и милости для тех, кто ему близок.
Из этого следует, что все изображения следует выбросить или уничтожить за исключением тех, с которыми это будет затруднительно сделать. Речь идет, например, о тех изображениях, которые имеются практически на всех консервных банках, или же о картинках и фотографиях, имеющихся в словарях, пособиях и прочих полезных книгах. Однако стремится следует и к этому, опасаясь того, что среди них может оказаться нечто непозволительное. Можно оставить также необходимые фотографии, например, фотографии на удостоверениях личности и прочих документах. Некоторые мусульманские авторитеты разрешают также хранить изображения, к которым не выказывается никакого почтения, например, изображения, истоптанные ногами, а Аллах Всевышний сказал:
- Бойтесь же Аллаха, как можете... [212]
ЛОЖНЫЕ СООБЩЕНИЯ ОБ УВИДЕННОМ ВО СНЕ
Некоторые люди специально распространяют вымышленные ими рассказы о видениях или же снах, которые они на самом деле не видели, делая это для получения каких-то целей, или желая прославиться среди людей, или стремясь заработать таким способом деньги, или надеясь с помощью этого запугать тех, с кем они враждуют, или же преследуя какие-нибудь иные цели. При этом следует учитывать, что многие простые люди верят снам и с легкостью поддаются обману.
Однако следует учитывать также и то, что по адресу совершающих подобные поступки были высказаны серьезные угрозы, поскольку известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- Поистине, к величайшим видам лжи относятся слова того, кто лжет, называя кого-либо своим отцом, заявляет о том, что сам видел то, чего он на самом деле не видел, и приписывает посланнику Аллаха те слова, которых он никогда не произносил. [213]
Сообщается также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Если человек станет рассказывать другим о сновидениях, которых он на самом деле не видел, на него будет возложена обязанность связать в узел два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сумеет... [214]
Ясно, что сделать это невозможно, но именно таким будет воздаяние людям, распространяющим подобные измышления.
ПОСТУПКИ ТЕХ, КТО САДИТСЯ НА МОГИЛЫ,
НАСТУПАЕТ НА НИХ ИЛИ СПРАВЛЯЕТ НА
НИХ СВОИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Поистине, любому из вас лучше будет усесться на горящие угли и оставаться в таком положении до тех пор, пока огонь не прожжет его одежду и не доберется до кожи, чем присесть на какую-нибудь могилу! [215]
Некоторые же люди наступают на могилы, и ты сам можешь увидеть подобное, когда кто-нибудь занимается похоронами своего покойника и, не задумываясь, топчет соседние могилы, даже не сняв обуви, что свидетельствует о неуважении к другим покойным, в то время как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, придавший этому большое значение, сказал:
- Поистине, мне легче наступить на горящие угли, меч или шило, чем наступить обутым на могилу мусульманина! [216]
Что же тогда можно сказать о людях, которые захватывают участки кладбищенской земли для строительства магазинов или жилых домов?!
Что же касается отправления на кладбищах своих естественных потребностей, то подобное совершают только совершенно безнравственные люди, забегающие на кладбища или перелезающие через кладбищенские заборы в случае возникновения у них желания облегчиться, но не думающие о том, что неприятные запахи и нечистоты будут доставлять мучения покойным! Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, указал на то, что такие люди рассуждают следующим образом: "Мне все равно, где справить свою нужду: посреди кладбища или посреди рынка" [217] - а это означает, что удовлетворение человеком его естественных потребностей на кладбище столь же мерзко и непристойно как обнажение им своих срамных частей и отправление нужды на глазах у собравшихся на рынке людей.
То же самое относится и к тем, кто намеренно сваливает на кладбищах (особенно на заброшенных кладбищах с разрушенными заборами) всякий мусор и отбросы.
Если же говорить о правилах, которых следует придерживаться при посещении кладбищ, то одно из них состоит в том, что если человек захочет пройти между могилами, то ему необходимо будет снять свою обувь.
ПОСТУПКИ ТЕХ, КТО НЕ УКРЫВАЕТСЯ
ОТ СОБСТВЕННОЙ МОЧИ
К числу достоинств шариата относится то, что он заключает в себе все, способствующее улучшению положения человека, например, установление шариата, касающееся необходимости освобождения от всего нечистого. Именно поэтому было узаконено подмывание, а люди получили разъяснения относительно того, каким образом им следует поддерживать необходимую чистоту. Несмотря на это, некоторые несерьезно относятся к вопросу, связанному с удалением нечистот, что приводит к загрязнению тела или одежды человека и делает молитву, совершаемую им в таком состоянии, недействительной.
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сообщил, что это приводит еще и к тому, что покойного начинают подвергать мучениям в его могиле.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо одной из стен [218] Медины, услышал голоса двух людей, подвергавшихся мучениям в своих могилах, и, услышав их, он, да пребудут над ним благословения и мир, сказал: "Они подвергаются мучениям и подвергаются им только за тяжкие грехи" - а немного погодя, он продолжил: "Да, один из них не укрывался от собственной мочи, а другой занимался распространением сплетен..." [219]
Более того, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
-В большинстве случаев люди подвергаются мучениям в могилах из-за мочи.
(Этот хадис приводит имам Ахмад, 2/326).
Не укрывается от собственной мочи тот, кто спешит при мочеиспускании, не дожидаясь того момента, когда он полностью закончит мочиться, или же мочится в таком месте или таким образом, что это приводит к попаданию мочи на него самого, или не подмывается, или не очищается каким-либо иным способом или же делает это недостаточно тщательно. Однако в наше время попытки уподобиться неверным зашли уже так далеко, что в некоторых общественных туалетах писсуары закрепляются на стенах и оставляются открытыми, а люди справляют там свою нужду на глазах у всех безо всякого стыда, после чего натягивают на себя одежду, не совершив никакого очищения. Таким образом, это оказывается связанным сразу с двумя запретными и мерзкими делами: с обнажением своих срамных частей перед людьми и тем, что человек не очищается от своей мочи.
ПОПЫТКИ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К РАЗГОВОРУ ЛЮДЕЙ
КОТОРЫЕ НЕ ЖЕЛАЮТ, ЧТОБЫ ИХ СЛЫШАЛИ
Аллах Всевышний сказал:
-...и не выслеживайте... [220]
Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- В день воскресения уши того, кто подслушивает разговоры людей против их воли, будут залиты оловом... [221]
Если же человек станет еще и передавать их слова без их ведома с целью нанесения им вреда, то к греху выслеживания он добавит еще один грех, поскольку пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Клеветник не войдет в рай. [222]