Украшение мужчин золотом

Абу Му­са аль-Аш'ари, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Жен­щи­нам, при­над­ле­жа­щим к об­щи­не мо­ей, разрешено но­сить шел­ка и зо­ло­то, что же ка­са­ет­ся при­над­ле­жа­щих к ней муж­чин, то им это за­пре­ще­но. [196]

Се­го­дня же на рын­ках име­ет­ся в про­да­же мно­же­ст­во ве­щей, сде­лан­ных из зо­ло­та раз­ных проб или же пол­но­стью по­кры­тых по­зо­ло­той и пред­на­зна­чен­ных спе­ци­аль­но для муж­чин. Мы име­ем в ви­ду ча­сы, оч­ки, за­пон­ки, руч­ки, це­поч­ки и так на­зы­вае­мые ме­даль­о­ны. При­ме­ром не­одоб­ряе­мых с точ­ки зре­ния ша­риа­та дей­ст­вий мо­гут слу­жить так­же и объ­яв­ле­ния о на­гра­дах для по­бе­ди­те­лей не­ко­то­рых со­рев­но­ва­ний, ко­гда ди­рек­тор го­во­рит: "Муж­ские зо­ло­тые ча­сы".

Ибн Аб­бас, да бу­дет до­во­лен ими обо­и­ми, со­об­щил, что ко­гда по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, уви­дел на пальце од­но­го че­ло­ве­ка зо­ло­той пер­стень, то снял его, от­бро­сил в сто­ро­ну и ска­зал:

"По­доб­ное но­сит на сво­их паль­цах тот, кто стре­мит­ся к пла­ме­ни ада! " Ко­гда же по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ушел, лю­ди ска­за­ли это­му че­ло­ве­ку: "Возь­ми этот пер­стень и вос­поль­зуй­ся им как-ни­будь ина­че" - он же ска­зал им в от­вет:" Нет, кля­нусь Ал­ла­хом, я ни­ко­гда не при­кос­нусь к не­му по­сле то­го, как по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, вы­бро­сил его!" [197]


НО­ШЕ­НИЕ ЖЕН­ЩИ­НА­МИ КО­РОТ­КОЙ,
ПРО­СВЕ­ЧИ­ВАЮ­ЩЕЙ И ОБ­ЛЕГ­АЮ­ЩЕЙ
ИХ ТЕ­ЛА ОДЕ­Ж­ДЫ

Од­ним из средств, с по­мо­щью ко­то­рых на­ши вра­ги ве­дут про­тив нас вой­ну в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях, яв­ля­ет­ся оде­ж­да и мо­ды, раз­ра­ба­ты­вае­мые ими и по­лу­чаю­щие по­том рас­про­стра­не­ние сре­ди му­суль­ман. Оде­ж­да та­ко­го ро­да не при­кры­ва­ет те час­ти те­ла, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо скры­вать от глаз по­сто­рон­них, по­сколь­ку она яв­ля­ет­ся слиш­ком ко­рот­кой, сши­той из про­све­чи­ваю­щей тка­ни или же чересчур уз­кой, а не­ко­то­рые из фа­со­нов та­кой оде­ж­ды нель­зя но­сить, да­же на­хо­дясь сре­ди жен­щин или близ­ких род­ст­вен­ни­ков.

Про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, дав­но пре­ду­пре­дил нас о том, что в по­след­ние вре­ме­на жен­щи­ны ста­нут но­сить оде­ж­ду та­ко­го ро­да, как со­об­ща­ет­ся об этом в пе­ре­дан­ном Абу Ху­рай­рой, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, ха­ди­се, где го­во­рит­ся, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

Две категории людей, которых я не видел и ко­то­рым уго­то­ван ад: лю­дей, имею­щих пле­ти, по­доб­ные ко­ровь­им хво­стам, ко­то­ры­ми они из­би­ва­ют дру­гих, и жен­щин, оде­ваю­щих на се­бя та­кие оде­ж­ды, что они ка­жут­ся об­на­жен­ны­ми, скло­няю­щихся и скло­няю­щих дру­гих. Го­ло­вы этих жен­щин по­доб­ны сви­саю­щим верб­люжь­им гор­бам [198], и та­кие жен­щи­ны не вой­дут в рай и не ощу­тят его бла­го­уха­ния, хо­тя оно ощущается с такого-то и та­ко­го-то рас­стоя­ния! [199]

К чис­лу одежд та­ко­го ро­да от­но­сят­ся пла­тья, имею­щие длин­ный раз­рез сни­зу, или же пла­тья с раз­ре­за­ми с не­сколь­ких сто­рон сра­зу, и ко­гда жен­щи­на, оде­тая в та­кое пла­тье, са­дит­ся, то взгля­дам по­сто­рон­них от­кры­ва­ет­ся то, что сле­ду­ет скры­вать, не го­во­ря уже о том, что но­ше­ние та­кой оде­ж­ды сви­де­тель­ст­ву­ет об упо­доб­ле­нии не­вер­ным и под­ра­жа­нии их мо­дам и раз­ра­ба­ты­вае­мым ими не­при­лич­ным мо­де­лям оде­ж­ды, и мы про­сим Ал­ла­ха из­ба­вить нас от по­доб­но­го.

К чис­лу опас­ных ве­щей от­но­сят­ся так­же и встре­чаю­щие­ся на не­ко­то­рых оде­ж­дах дур­ные изо­бра­же­ния, на­при­мер, порт­ре­ты пев­цов и му­зы­каль­ных групп, бу­ты­лок с ви­ном, во­об­ще изо­бра­же­ния жи­вых су­ществ, что за­пре­ще­но ша­риа­том, кре­стов, сим­во­лов раз­ных не­при­стой­ных клу­бов и об­ществ, а так­же раз­ные ос­кор­би­тель­ные для чес­ти и це­ло­муд­рия жен­щин фра­зы, за­час­тую на­пи­сан­ные на ино­стран­ных язы­ках.

ИС­ПОЛЬ­ЗО­ВА­НИЕ МУЖ­ЧИ­НА­МИ И ЖЕН­ЩИ­НА­МИ
ПА­РИ­КОВ, СДЕ­ЛАН­НЫХ ИЗ ЧЕ­ЛО­ВЕ­ЧЕ­СКИХ
ВО­ЛОС ИЛИ ИЗ ЧЕ­ГО-ЛИ­БО ИНО­ГО

Ас­ма бинт Абу Бакр, да бу­дет до­во­лен ею Ал­лах, со­об­щи­ла, что как-то раз од­на жен­щи­на при­шла к про­ро­ку, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, и ска­за­ла ему: "О по­слан­ник Ал­ла­ха, по­ис­ти­не, моя дочь-не­вес­та, за­бо­ле­ла ко­рью, по­сле че­го у нее ста­ли вы­па­дать во­ло­сы. Мож­но ли мне ук­ре­пить у нее на го­ло­ве на­клад­ные во­ло­сы?" В от­вет он, да пре­бу­дут над ним бла­го­сло­ве­ния и мир, ска­зал: "Ал­лах про­клял тех жен­щин, кто де­ла­ет по­доб­ное, и тех из них, кто про­сит дру­гих сделать это!"200

Что же ка­са­ет­ся Джа­би­ра бин Аб­дал­ла­ха, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, то со­об­ща­ет­ся, что он ска­зал:


- Про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, пре­пят­ст­во­вал то­му, что­бы жен­щи­ны но­си­ли у се­бя на го­ло­ве что бы то ни бы­ло. [200]

При­ме­ром же по­доб­но­го в на­ше вре­мя мо­гут слу­жить но­си­мые на сча­стье мо­не­ты, что же ка­са­ет­ся за­ни­маю­щих­ся на­ло­же­ни­ем во­лос в на­ши дни, то это дам­ские па­рик­махе­ры, ко­то­рые де­ла­ют это и иные не­одоб­ряе­мые ша­риа­том ве­щи в сво­их са­ло­нах и па­рик­махер­ских.

Дру­гим при­ме­ром со­вер­ше­ния за­прет­ных дей­ст­вий та­ко­го ро­да мо­жет слу­жить ис­поль­зо­ва­ние па­ри­ков без­нрав­ст­вен­ны­ми ар­ти­ста­ми и ар­ти­ст­ка­ми, при­ни­маю­щи­ми уча­стие в раз­но­го ро­да пред­став­ле­ни­ях и спек­так­лях.

УПО­ДОБ­ЛЕ­НИЕ МУЖ­ЧИН ЖЕН­ЩИ­НАМ И ЖЕН­ЩИН
МУЖ­ЧИ­НАМ В ОДЕ­Ж­ДЕ, СЛО­ВАХ ИЛИ ЖЕ В ОБЛИЧЬЕ

В со­от­вет­ст­вии с уст­рое­ни­ем, ко­то­рое Ал­лах уза­ко­нил для сво­их ра­бов, муж­чи­на дол­жен все­гда ос­та­вать­ся муж­чи­ной во всем, ибо Ал­лах Все­выш­ний соз­дал его та­ким, жен­щи­на же долж­на все­гда со­хра­нять ту жен­ст­вен­ность, ко­то­рый из­на­чаль­но на­де­лил ее Ал­лах. Без это­го са­ма жизнь лю­дей не мо­жет быть пра­виль­ной, и по­это­му упо­доб­ле­ние муж­чин жен­щи­нам и жен­щин муж­чи­нам яв­ля­ет­ся чем-то про­ти­во­ес­те­ст­вен­ным, спо­соб­ст­ву­ет рас­про­стра­не­нию по­ро­ка к раз­ло­же­нию об­ще­ст­ва, в си­лу че­го ша­ри­ат и за­пре­ща­ет по­доб­ные ве­щи.

Ес­ли в каком-ни­будь из тек­стов, фор­ми­рую­щих со­бой то, что име­ну­ет­ся ша­риа­том, со­дер­жат­ся про­кля­тия по ад­ре­су лю­дей, ко­то­рые со­вер­ша­ют те или иные дей­ст­вия, это сви­де­тель­ст­ву­ет как о за­прет­но­сти по­доб­ных дей­ст­вий, так и о том, что они от­но­сят­ся к чис­лу ве­ли­ких гре­хов.

Так, на­при­мер, со­об­ща­ет­ся, что Ибн Аб­бас, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, ска­зал:

- По­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, про­клял муж­чин, упо­доб­ляю­щих­ся жен­щи­нам, и жен­щин, упо­доб­ляю­щих­ся муж­чи­нам. [201]

Со­об­ща­ет­ся так­же, что Ибн Аб­бас, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, ска­зал:

-По­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, про­клял же­но­по­доб­ных муж­чин и му­же­по­доб­ных жен­щин. [202]

Что же ка­са­ет­ся упо­доб­ле­ния та­ко­го ро­да, то оно мо­жет про­яв­лять­ся в дви­же­ни­ях, в том, как ве­дет се­бя че­ло­век, пре­бы­вая в со­стоя­нии по­коя, в по­ход­ке или же в ма­не­ре го­во­рить.

Упо­доб­ле­ние та­ко­го ро­да мо­жет про­яв­лять­ся так­же и в оде­ж­де, в свя­зи с чем муж­чи­нам не­по­зво­ли­тель­но но­сить оже­ре­лья, брас­ле­ты, коль­ца на но­гах, серь­ги и то­му по­доб­ные ве­щи, что в на­ше вре­мя по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние сре­ди муж­чин с из­вест­ны­ми на­клон­но­стя­ми и им по­доб­ных.

Точ­но так­же и жен­щи­нам не­по­зво­ли­тель­но наде­вать муж­ские ве­щи, а оде­ж­да их долж­на от­ли­чать­ся от оде­ж­ды муж­чин по сво­ей фор­ме и по­крою. Ука­за­ни­ем же на не­об­хо­ди­мость от­ли­чия муж­ской оде­ж­ды от жен­ской и на­обо­рот яв­ля­ет­ся пе­ре­да­вае­мый со слов Абу Ху­рай­ры, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, ха­дис, в ко­то­ром со­об­ща­ет­ся, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ал­лах про­клял муж­чин, оде­ваю­щих на се­бя жен­скую оде­ж­ду, так­же как про­клял Он жен­щин, ко­то­рые но­сят муж­ские ве­щи. [203]


ОК­РА­ШИ­ВА­НИЕ ВО­ЛОС В ЧЕР­НЫЙ ЦВЕТ

По­доб­ное дей­ст­ви­тель­но яв­ля­ет­ся за­прет­ным в си­лу уг­роз, об­ра­щаемых к тем, кто де­лал по­доб­ное, про­ро­ком, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ко­то­рый ска­зал:

- В по­след­ние вре­ме­на поя­вят­ся лю­ди, ко­то­рые ста­нут кра­сить­ся в чер­ный цвет и ко­то­рые не ощу­тят бла­го­уха­ния рая. [204]

К это­му при­бе­га­ют очень мно­гие из тех, кто за­кра­ши­ва­ет свои седины чер­ной крас­кой, что при­во­дит к раз­ным дур­ным по­след­ст­ви­ям, на­при­мер, к об­ма­ну ра­бов Ал­ла­ха и удов­ле­тво­рен­но­стью та­ким со­стоя­ни­ем, ко­то­рое на са­мом де­ле это­му че­ло­ве­ку не свой­ст­вен­но. Нет со­мне­ний в том, что по­доб­ное от­ри­ца­тель­но влия­ет на по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, вслед­ст­вие че­го он мо­жет впасть в самообольщению.

Из­вест­но, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, за­кра­ши­вал свою се­ди­ну хной или дру­ги­ми кра­си­те­ля­ми с жел­ты­ми, крас­ны­ми или ко­рич­не­вы­ми от­тен­ка­ми, а ко­гда в день ов­ла­де­ния Мек­кой му­суль­ма­на­ми[205] к не­му при­ве­ли Абу Ку­ха­фу[206], ко­то­рый был со­вер­шен­но се­дым, он, да пре­бу­дут над ним бла­го­сло­ве­ния и мир, ве­лел:

- За­ме­ни­те это чем-ни­будь, но не крась­те его во­ло­сы в чер­ный цвет. [207]

За­прет на ис­поль­зо­ва­ние чер­ной крас­ки для пе­ре­кра­ши­ва­ния не­чер­ных во­лос рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на муж­чин, но и на жен­щин.

ИЗО­БРА­ЖЕ­НИЕ ТО­ГО, В ЧЕМ ЕСТЬ ДУХ, НА ОДЕ­Ж­ДЕ,
СТЕ­НАХ, БУ­МА­ГЕ И ТАК ДА­ЛЕЕ

Аб­дал­лах бин Мас'уд, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- По­ис­ти­не, са­мо­му су­ро­во­му на­ка­за­нию в день вос­кре­се­ния под­верг­нут­ся ху­дож­ни­ки. [208]

Абу Ху­рай­ра, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

"Кто же бо­лее не­спра­вед­лив, чем те, кто ос­ме­ли­ва­ет­ся на по­пыт­ку соз­да­ния че­го-то по­доб­но­го то­му, что соз­дал Я? Пусть по­про­бу­ют они со­тво­рить хо­тя бы зер­ныш­ко или пы­лин­ку..."[209]

Что же ка­са­ет­ся Ибн Аб­ба­са, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, то он пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ка­ж­дый ху­дож­ник ока­жет­ся в ог­не и за ка­ж­дое изо­бра­же­ние, соз­дан­ное им, он бу­дет на­де­ле­н ду­шой, ко­то­рая ста­нет под­вер­гать­ся му­че­ни­ям в аду.

Ибн Аб­бас, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, ска­зал:

- И ес­ли те­бе обя­за­тель­но нуж­но что-ни­будь на­ри­со­вать, то на­ри­суй де­ре­во или что-ни­будь иное, в чем не со­дер­жит­ся дух. [210]

Все ци­ти­ро­ван­ные на­ми ха­ди­сы ука­зы­ва­ют на за­прет­ность изо­бра­же­ния то­го, в чем за­клю­чен дух, что име­ет от­но­ше­ние как к лю­дям, так и ко всем ос­таль­ным жи­вым су­ще­ст­вам, от­бра­сы­ваю­щим тень или не от­бра­сы­ваю­щим ее, не­за­ви­си­мо от то­го, бу­дет ли речь о на­пе­ча­тан­ных, на­ри­со­ван­ных, вы­ре­зан­ных, вы­се­чен­ных, вы­те­сан­ных, от­ли­тых или выполненных


ка­ким-ни­будь иным спо­со­бом изо­бра­же­ни­ях, так как ха­ди­сы, в ко­то­рых го­во­рит­ся о за­прет­но­сти соз­да­ния изо­бра­же­ний жи­вых су­ществ, ка­са­ют­ся всех этих слу­ча­ев.

Му­суль­ма­ни­ну же сле­ду­ет под­чи­нять­ся ус­та­нов­ле­ни­ям ша­риа­та, не пус­кать­ся в спо­ры и не го­во­рить: "Я же не по­кло­ня­юсь это­му и не па­даю ниц пе­ред та­ки­ми изо­бра­же­ния­ми!" Ведь ес­ли ра­зум­ный че­ло­век по­раз­мыс­лит хо­тя бы об од­ном из дур­ных по­след­ст­вий рас­про­стра­нен­но­сти по­доб­ных изо­бра­же­ний в на­ше вре­мя, ему сра­зу ста­нет яс­ной при­чи­на на­ло­же­ния ша­риа­том за­пре­та на соз­да­ние та­ких изо­бра­же­ний. Мы име­ем в ви­ду не толь­ко ве­ли­кий вред, ко­то­рый приносят лю­дям эти изо­бра­же­ния, воз­дей­ст­вуя на них низ­мен­ные инстинкты и воз­бу­ж­дая те или иные же­ла­ния, но и то, что вслед­ст­вие это­го лю­ди на­чи­на­ют со­вер­шать раз­ные не­при­стой­ные по­ступ­ки.

Вви­ду это­го му­суль­ма­ни­ну не сле­ду­ет дер­жать у се­бя до­ма изо­бра­же­ния жи­вых су­ществ, что­бы это не по­ме­ша­ло ан­ге­лам за­хо­дить к не­му в дом, ведь, как из­вест­но, про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ан­ге­лы не по­яв­ля­ют­ся в тех до­мах, где есть со­ба­ки и изо­бра­же­ния. [211]

Тем не ме­нее в не­ко­то­рых до­мах име­ют­ся да­же и скульп­ту­ры, под­час яв­ляю­щие­ся идо­ла­ми, ко­то­рым по­кло­ня­ют­ся не­вер­ные. Ино­гда лю­ди при­ни­ма­ют их в ка­че­ст­ве по­дар­ков, а ино­гда и са­ми ус­та­нав­ли­ва­ют их для кра­со­ты, не­смот­ря на то, что по­доб­ные ве­щи яв­ля­ют­ся бо­лее за­прет­ны­ми, чем что-ли­бо иное.

Точ­но так­же изо­бра­же­ния, вы­ве­ши­вае­мые в тех или иных мес­тах, яв­ля­ют­ся бо­лее за­прет­ны­ми, чем изо­бра­же­ния, скры­тые от люд­ских глаз, ибо они мно­гих при­ве­ли к воз­ве­ли­чи­ва­нию по­доб­ных изо­бра­же­ний, мно­гим до­ба­ви­ли пе­ча­лей и мно­гих вверг­ли в со­стоя­ние са­мо­вос­хва­ле­ния и са­мо­до­воль­ст­ва. И не сле­ду­ет го­во­рить, что эти изо­бра­же­ния слу­жат для под­дер­жа­ния па­мя­ти о ком-ли­бо, по­сколь­ку на­стоя­щая па­мять о ка­ком-ни­будь до­ро­гом или близ­ком че­ло­ве­ке из чис­ла му­суль­ман долж­на со­хра­нять­ся в серд­це че­ло­ве­ка, ко­то­ро­му сле­ду­ет об­ра­щать­ся к Ал­ла­ху с прось­ба­ми о про­ще­нии и ми­ло­сти для тех, кто ему бли­зок.

Из это­го сле­ду­ет, что все изо­бра­же­ния сле­ду­ет вы­бро­сить или унич­то­жить за ис­клю­че­ни­ем тех, с ко­то­ры­ми это бу­дет за­труд­ни­тель­но сде­лать. Речь идет, на­при­мер, о тех изо­бра­же­ни­ях, ко­то­рые име­ют­ся прак­ти­че­ски на всех кон­серв­ных бан­ках, или же о кар­тин­ках и фо­то­гра­фи­ях, имею­щих­ся в сло­ва­рях, по­со­би­ях и про­чих по­лез­ных кни­гах. Од­на­ко стре­мит­ся сле­ду­ет и к это­му, опа­са­ясь то­го, что сре­ди них мо­жет ока­зать­ся не­что не­по­зво­ли­тель­ное. Мож­но ос­та­вить так­же не­об­хо­ди­мые фо­то­гра­фии, на­при­мер, фо­то­гра­фии на удо­сто­ве­ре­ни­ях лич­но­сти и про­чих до­ку­мен­тах. Не­ко­то­рые му­суль­ман­ские ав­то­ри­те­ты раз­ре­ша­ют так­же хра­нить изо­бра­же­ния, к ко­то­рым не вы­ка­зы­ва­ет­ся ни­ка­ко­го поч­те­ния, на­при­мер, изо­бра­же­ния, ис­топ­тан­ные но­га­ми, а Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

- Бой­тесь же Ал­ла­ха, как мо­же­те... [212]

ЛОЖ­НЫЕ СО­ОБ­ЩЕ­НИЯ ОБ УВИ­ДЕН­НОМ ВО СНЕ

Не­ко­то­рые лю­ди спе­ци­аль­но рас­про­стра­ня­ют вы­мыш­лен­ные ими рас­ска­зы о ви­де­ни­ях или же снах, ко­то­рые они на са­мом де­ле не ви­де­ли, де­лая это для по­лу­че­ния ка­ких-то целей, или же­лая про­сла­вить­ся сре­ди лю­дей, или стре­мясь за­ра­бо­тать та­ким спо­со­бом день­ги, или на­де­ясь с по­мо­щью это­го за­пу­гать тех, с кем они вра­ж­ду­ют, или же пре­сле­дуя ка­кие-ни­будь иные це­ли. При этом сле­ду­ет учи­ты­вать, что мно­гие про­стые лю­ди ве­рят снам и с лег­ко­стью под­да­ют­ся об­ма­ну.

Од­на­ко сле­ду­ет учи­ты­вать так­же и то, что по ад­ре­су со­вер­шаю­щих по­доб­ные по­ступ­ки бы­ли вы­ска­за­ны серь­ез­ные уг­ро­зы, по­сколь­ку из­вест­но, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и приветствует, ска­зал:


- По­ис­ти­не, к ве­ли­чай­шим ви­дам лжи от­но­сят­ся сло­ва то­го, кто лжет, на­зы­вая ко­го-ли­бо сво­им от­цом, за­яв­ля­ет о том, что сам ви­дел то, че­го он на са­мом де­ле не ви­дел, и при­пи­сы­ва­ет по­слан­ни­ку Ал­ла­ха те сло­ва, ко­то­рых он ни­ко­гда не про­из­но­сил. [213]

Со­об­ща­ет­ся так­же, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ес­ли че­ло­век ста­нет рас­ска­зы­вать дру­гим о сно­ви­де­ни­ях, ко­то­рых он на са­мом де­ле не ви­дел, на не­го бу­дет воз­ло­же­на обя­зан­ность свя­зать в узел два яч­мен­ных зер­на, че­го он ни­ко­гда сде­лать не су­ме­ет... [214]

Яс­но, что сде­лать это не­воз­мож­но, но имен­но та­ким бу­дет воз­дая­ние лю­дям, рас­про­стра­няю­щим по­доб­ные из­мыш­ле­ния.

ПО­СТУП­КИ ТЕХ, КТО СА­ДИТ­СЯ НА МО­ГИ­ЛЫ,
НА­СТУ­ПА­ЕТ НА НИХ ИЛИ СПРАВ­ЛЯ­ЕТ НА
НИХ СВОИ ЕС­ТЕ­СТ­ВЕН­НЫЕ ПО­ТРЕБ­НО­СТИ

Абу Ху­рай­ра, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- По­ис­ти­не, лю­бо­му из вас луч­ше бу­дет усе­сть­ся на горящие уг­ли и ос­та­вать­ся в та­ком по­ло­же­нии до тех пор, по­ка огонь не про­жжет его оде­ж­ду и не до­бе­рет­ся до ко­жи, чем при­сесть на ка­кую-ни­будь мо­ги­лу! [215]

Не­ко­то­рые же лю­ди на­сту­па­ют на мо­ги­лы, и ты сам мо­жешь уви­деть по­доб­ное, ко­гда кто-ни­будь за­ни­ма­ет­ся по­хо­ро­на­ми сво­его по­кой­ни­ка и, не за­ду­мы­ва­ясь, топ­чет со­сед­ние мо­ги­лы, да­же не сняв обу­ви, что сви­де­тель­ст­ву­ет о не­ува­же­нии к дру­гим по­кой­ным, в то вре­мя как по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, при­дав­ший это­му боль­шое зна­че­ние, ска­зал:

- По­ис­ти­не, мне лег­че на­сту­пить на го­ря­щие уг­ли, меч или ши­ло, чем на­сту­пить обу­тым на мо­ги­лу му­суль­ма­ни­на! [216]

Что же то­гда мож­но ска­зать о лю­дях, ко­то­рые за­хва­ты­ва­ют уча­ст­ки клад­би­щен­ской зем­ли для строи­тель­ст­ва ма­га­зи­нов или жи­лых до­мов?!

Что же каса­ет­ся от­прав­ле­ния на клад­би­щах сво­их ес­те­ст­вен­ных по­треб­но­стей, то по­доб­ное совершают толь­ко со­вер­шен­но без­нрав­ст­вен­ные лю­ди, за­бе­гаю­щие на клад­би­ща или пе­ре­ле­заю­щие че­рез клад­би­щен­ские за­бо­ры в слу­чае воз­ник­но­ве­ния у них же­ла­ния об­лег­чить­ся, но не ду­маю­щие о том, что не­при­ят­ные за­па­хи и не­чис­то­ты бу­дут дос­тав­лять му­че­ния по­кой­ным! Про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ука­зал на то, что та­кие лю­ди рас­су­ж­да­ют сле­дую­щим об­ра­зом: "Мне все рав­но, где спра­вить свою ну­ж­ду: по­сре­ди клад­би­ща или по­сре­ди рын­ка" [217] - а это оз­на­ча­ет, что удов­ле­тво­ре­ние че­ло­ве­ком его ес­те­ст­вен­ных по­треб­но­стей на клад­би­ще столь же мерз­ко и не­при­стой­но как об­на­же­ние им сво­их срам­ных час­тей и от­прав­ле­ние ну­ж­ды на гла­зах у со­брав­ших­ся на рын­ке лю­дей.

То же са­мое от­но­сит­ся и к тем, кто на­ме­рен­но сва­ли­ва­ет на клад­би­щах (осо­бен­но на за­бро­шен­ных клад­би­щах с раз­ру­шен­ны­ми за­бо­ра­ми) вся­кий му­сор и от­бро­сы.

Ес­ли же го­во­рить о пра­ви­лах, ко­то­рых сле­ду­ет при­дер­жи­вать­ся при по­се­ще­нии клад­бищ, то од­но из них со­сто­ит в том, что ес­ли че­ло­век за­хо­чет прой­ти ме­ж­ду мо­ги­ла­ми, то ему не­об­хо­ди­мо бу­дет снять свою обувь.


ПО­СТУП­КИ ТЕХ, КТО НЕ УК­РЫ­ВА­ЕТ­СЯ
ОТ СОБ­СТ­ВЕН­НОЙ МО­ЧИ

К чис­лу дос­то­инств ша­риа­та от­но­сит­ся то, что он за­клю­ча­ет в се­бе все, спо­соб­ст­вую­щее улуч­ше­нию по­ло­же­ния че­ло­ве­ка, на­при­мер, ус­та­нов­ле­ние ша­риа­та, ка­саю­щее­ся не­об­хо­ди­мо­сти ос­во­бо­ж­де­ния от все­го не­чис­то­го. Имен­но по­это­му бы­ло уза­ко­не­но под­мы­ва­ние, а лю­ди по­лу­чи­ли разъ­яс­не­ния от­но­си­тель­но то­го, ка­ким об­ра­зом им сле­ду­ет под­дер­жи­вать не­об­хо­ди­мую чис­то­ту. Не­смот­ря на это, не­ко­то­рые не­серь­ез­но от­но­сят­ся к во­про­су, свя­зан­но­му с уда­ле­ни­ем не­чис­тот, что при­во­дит к за­гряз­не­нию те­ла или оде­ж­ды че­ло­ве­ка и де­ла­ет мо­лит­ву, со­вер­шае­мую им в та­ком со­стоя­нии, недействительной.

Что же ка­са­ет­ся про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, то он со­об­щил, что это при­во­дит еще и к то­му, что по­кой­но­го на­чи­на­ют под­вер­гать му­че­ни­ям в его мо­ги­ле.

Со­об­ща­ет­ся, что Ибн Аб­бас, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, ска­зал:

- Од­на­ж­ды про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, про­хо­див­ший ми­мо од­ной из стен [218] Ме­ди­ны, ус­лы­шал го­ло­са двух лю­дей, под­вер­гав­ших­ся му­че­ни­ям в сво­их мо­ги­лах, и, ус­лы­шав их, он, да пре­бу­дут над ним бла­го­сло­ве­ния и мир, ска­зал: "Они под­вер­га­ют­ся му­че­ни­ям и под­вер­га­ют­ся им толь­ко за тяж­кие гре­хи" - а не­мно­го по­го­дя, он про­дол­жил: "Да, один из них не укрывался от соб­ст­вен­ной мо­чи, а дру­гой за­ни­мал­ся рас­про­стра­не­ни­ем спле­тен..." [219]

Бо­лее то­го, со­об­ща­ет­ся, что про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

-В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев лю­ди под­вер­га­ют­ся му­че­ни­ям в мо­ги­лах из-за мо­чи.

(Этот ха­дис при­во­дит имам Ах­мад, 2/326).

Не ук­ры­ва­ет­ся от соб­ст­вен­ной мо­чи тот, кто спе­шит при мо­че­ис­пус­ка­нии, не до­жи­да­ясь то­го мо­мен­та, ко­гда он пол­но­стью за­кон­чит мо­чить­ся, или же мо­чит­ся в та­ком мес­те или та­ким об­ра­зом, что это при­во­дит к по­па­да­нию мо­чи на не­го са­мо­го, или не под­мы­ва­ет­ся, или не очи­ща­ет­ся ка­ким-ли­бо иным спо­со­бом или же де­ла­ет это не­дос­та­точ­но тща­тель­но. Од­на­ко в на­ше вре­мя по­пыт­ки упо­до­бить­ся не­вер­ным за­шли уже так да­ле­ко, что в не­ко­то­рых об­ще­ст­вен­ных туа­ле­тах писсуары за­кре­п­ля­ют­ся на сте­нах и ос­тав­ля­ют­ся от­кры­ты­ми, а лю­ди справ­ля­ют там свою ну­ж­ду на гла­зах у всех безо вся­ко­го сты­да, по­сле че­го на­тя­ги­ва­ют на се­бя оде­ж­ду, не со­вер­шив ни­ка­ко­го очи­ще­ния. Та­ким об­ра­зом, это ока­зы­ва­ет­ся свя­зан­ным сра­зу с дву­мя за­прет­ны­ми и мерз­ки­ми де­ла­ми: с об­на­же­ни­ем сво­их срам­ных час­тей пе­ред людь­ми и тем, что че­ло­век не очи­ща­ет­ся от сво­ей мо­чи.

ПО­ПЫТ­КИ ПРИ­СЛУ­ШИ­ВАТЬ­СЯ К РАЗ­ГО­ВО­РУ ЛЮ­ДЕЙ
КО­ТО­РЫЕ НЕ ЖЕ­ЛА­ЮТ, ЧТО­БЫ ИХ СЛЫ­ША­ЛИ

Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

-...и не вы­сле­жи­вай­те... [220]

Ибн Аб­бас, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- В день вос­кре­се­ния уши то­го, кто под­слу­ши­ва­ет раз­го­во­ры лю­дей про­тив их во­ли, бу­дут за­ли­ты оло­вом... [221]

Ес­ли же че­ло­век ста­нет еще и пе­ре­да­вать их сло­ва без их ве­до­ма с це­лью на­не­се­ния им вре­да, то к гре­ху вы­сле­жи­ва­ния он до­ба­вит еще один грех, по­сколь­ку про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Кле­вет­ник не вой­дет в рай. [222]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: