Данный тест был разработан В.Г. Меньшиковым в 1995 году и апробировался в течение 1995-1999 годов. Метод предназначен для исследования свойств темперамента у детей дошкольного и школьного возраста. С помощью этого метода можно исследовать (диагностировать) такие свойства темперамента, как активность, реактивность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, темп реакций.
Оборудование: бланк протокола (см. образец).
Методика исследования. Обследование проводится индивидуально в ходе наблюдения за поведением, реакциями ребенка в различных видах деятельности, общением со сверстниками и со взрослыми. Процедура исследования рассчитана на 2-3 дня, поскольку за один день практически невозможно отследить проявление семи свойств темперамента. Как и в предыдущей методике в каждой из частей бланка протокола прямой чертой снизу подчеркиваются те характеристики личности ребенка, особенности его поведения и деятельности, которые наиболее ярко и часто у него проявляются. Степень проявления того или иного показателя нужно помечать в бланке протокола следующими знаками:
«+» - высокая степень проявления;
«+/-» - средняя степень проявления;
«–» - низкая степень проявления.
Обработка результатов проводится на основании зафиксированной в протоколе информации. Сначала подсчитываемая условный показатель «Т» по формуле:
,
где Т - условный показатель;
А - количество подчеркнутых качеств в каждой из частей протокола отдельно;
С - количество качеств в каждой из частей протокола.
После определения всех семи показателей «Т» на основании сравнения их величин устанавливается степень выраженности у ребенка того или иного свойства темперамента. Например, если показатель «Т» в отношений такого свойства, как экстраверсия, равен 80%, а в отношении интроверсии – 20%, то можно сделать вывод, что этот испытуемый явный экстраверт. А наличие в графе «Экстраверсия» четырех и более знаков «+», говорит о достаточно высоком уровне проявления этого свойства темперамента у ребенка.
Образец






