Термин «парламент» происходит от французского parler -говорить. Происхождение парламента как социального явления связывают с Англией. Именно там в XIII в. возник сословно-представительный орган (собрание крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городского и сельского населения) для ограничения власти короля.
Современный парламент представляет волю всего народа и призван регулировать важнейшие вопросы жизни страны путем принятия законов. Его значение огромно, поскольку он выражает интересы различных политических сил. Хотя порой в парламентской деятельности присутствуют (и мы это видим на экранах телевизоров) мелочные интересы депутатов, их личные амбиции. Иногда допускаются неэтичные выражения, а если разгорятся страсти, то дело доходит и до рукоприкладства, что, конечно, не украшает ни один парламент в мире.
В большинстве стран парламенты состоят из двух палат. Палаты имеют разные названия, но их принято называть верхней и нижней (в России соответственно - Совет Федерации и Государственная дума).
Верхняя палата рассматривается как орган, задачей которого является обеспечить всестороннюю и взвешенную оценку законопроекта.
Главная же роль в законотворчестве принадлежит палате нижней, где заседают народные представители. Как же представлены в нижней палате политические силы, оказывающие существенное влияние на процесс принятия законов?
По устройству различают два типа парламентов:
первый тип — англосаксонский;
второй тип — континентальный, или европейский.
Англосаксонский тип парламента существует в странах, где утвердилась двухпартийная система. Так, например, в Великобритании поочередно правят партии консерваторов и лейбористов, в США - республиканская и демократическая партии. Соответственно этому парламент строго делится на две части. Представители партий в таком парламенте сидят отдельно.
Обсуждение законопроектов чаще проходит по принципу: «да - нет», или «белое - черное», или «поддерживаем - отвергаем», одним словом, в конфронтационном духе. Считается, что полярные точки зрения позволяют сразу выявить «подводные камни» законопроекта и быстро докопаться до сути обсуждаемого вопроса. Возможно, из-за того, что «производительность» законотворческого труда здесь достаточно высока, практически все, что нуждается в правовом регулировании, проходит через парламент.
Континентальный (европейский) тип парламента имеет место, как это следует из названия, в странах континентальной Европы, а также в тех странах, где утвердилась многопартийная система. Те партии, которые прошли избирательный барьер (набрали установленное законом минимальное количество голосов), занимают места в парламенте. Рассаживаются они на депутатских скамейках как бы веером, т. е. слева направо. Слева располагаются партии, которые представляют интересы беднейших слоев (коммунисты, социалисты, социал-демократы, лейбористы и т. п.), в центре - партии, выражающие интересы среднего слоя общества (демократы, христианские демократы, зеленые и т. п.), справа — представители имущих слоев общества (либералы, консерваторы и т. п.). Между ними располагаются партии, чья политика носит пограничный или промежуточный характер, - левые центристы и правые центристы.
Целая палитра политических взглядов просматривается в таком парламенте.
Обсуждение законопроектов здесь позволяет выразить точки зрения различных политических сил и выявить все тонкости законопроекта. Как правило, законопроект не отвергается, а в него вносятся многочисленные поправки. На заключительном этапе законопроект порой может разительно отличаться от первоначального.
Парламент - это явление мирового масштаба. Достаточно сказать, что на сегодняшний день он существует в большинстве стран мира. Более того, в глазах мирового общественного мнения считается неприличным не иметь в стране парламента. Его отсутствие говорит о нецивилизованности страны.
Вот почему даже в самых «закоренелых» монархиях создаются парламенты (например, в Непале). Понятно, что роль парламентов в государствах, где демократические начала недостаточно развиты, небольшая. И тем не менее сам факт их создания свидетельствует о том, что эти страны хотят встать на путь общемирового развития.