У каждого бойца свой характер, своя конституция, свое мышление, поэтому следует говорить о концепции боя, т. е. основной линии поведения, в рамках которой каждый может выстроить свою персональную тактику.
В этой концепции всего два реально важных момента, от которых зависит успех боя (атаки):
1) правильный вход в атаку дает фору во времени и свободе действий;
2) правильный разрыв дистанции — уход с линии контратаки или переключение на другие цели.
При более подробном рассмотрении вырисовывается и общая структура действий, позволяющая распределять силы наиболее рационально. В состязательном поединке, когда не поставлена цель уничтожить противника, бой строится следующим образом:
— расслабление, максимально экономичный маневр и подготовка атаки;
— концентрация — взрыв, вход в атаку, атака и выход;
— расслабление, максимально экономичный маневр и подготовка атаки и т. д.
В драке, где сохранение здоровья противника не является приоритетной задачей, схема несколько изменится.
1. Неуязвимый вход в атаку — сближение с отвлекающим ударом или выходом (перекрытием сектора возможных ударов).
2. Поражающий удар или акцентированная серия, выводящая противника из строя.
3. Неуязвимый выход из атаки (маневр) с контролем окружающего пространства.
Вполне очевидно, что в условиях уличного боя полезным будет и навык ведения боя по формуле, которую я назвал «дистанционная растяжка». Суть ее в том, чтобы атака происходила результативно с начала и до конца, когда, в зависимости от меняющейся дистанции, включаются разные атакующие элементы (от длинномера до головы).
Вход в атаку и выход из нее будут выглядеть цепочкой поочередно задействованных элементов: оружие — нога — рука — колено — локоть — колено — рука — нога — оружие. Само собой, что не в каждом бою растяжка будет содержать весь перечисленный набор, но наличие навыка выполнения всей цепочки позволит в критической ситуации рефлекторно включать необходимые на конкретной дистанции инструменты.
Одним из нюансов Зареченской школы является момент входа в бой, когда атакуется не противник, а его атака. То есть первое действие имеет целью разрушение не самого противника, а его атаки (предполагаемого и наиболее вероятного удара).
Основное же внимание я бы уделил режиссуре боя и подготовке действий (подоплеке).
В данном случае термин «подоплека» означает суть поведения бойца, т. е. обоснованность каждого движения, когда боец планирует не только свои действия, но и намерения противника — я имею в виду очевидное открытие с целью спровоцировать атаку противника в нужном направлении.
Поясню свою мысль на примере доспешного фехтования.
Вы находитесь в процессе свободного сближения.
Противник видит, что ваш щит опущен, меч поднимается к бедру (простая подоплека). На дистанции, кажущейся критической, противник, сам того не желая, нанесет удар, направленный в вашу уязвимую зону. Как бы ни был быстр противник, вы легко блокируете весь сектор, ибо сами спланировали направление его атаки. В результате противник находится в стадии неудачного завершения удара, а вы — в стадии защиты — замаха…
Другой пример: в ножевом противостоянии вы заведомо открываете противнику какую-либо зону, якобы по неосторожности. Вместе с этим вы уже заряжены на молниеносный маневр и атаку его боевой руки в секторе предполагаемого удара В момент его атаки вы уводите открытую зону из-под удара, нанося свой удар по руке противника, входящей в подготовленный вами сектор. В результате разрыва дистанции оба бойца оказываются в исходном положении, но противник получил один удар.
Таким образом, подоплека — это еще и необходимо точное положение бойца, без которого даже отточенный технический прием может не принести успеха.
То есть действие начинается в миг замысла противника и либо работает на ломку его атаки, либо развивается вопреки этой атаке.
Нюанс
Забудьте о том, как ваши действия будут выглядеть со стороны. Даже не задумывайтесь о том, чтобы ваши действия были красивы.
Пусть они покажутся кому-то неуклюжими, пусть они будут некрасивыми и жестокими, главное — чтобы они были эффективными и разрушительными.
Помните, вы не звезда киноэкрана и вам не надо понравиться зрителю. Вам надо выжить любой ценой, ибо в случае ошибки или проигрыша ваши кровь и смерть будут самыми настоящими.