Искренность - 2,12,21,29,34.
Тревожность - 3,6,14,15,18,19,23,25,26,32.
Ригидность - 4,5,8,10,11,13,17,20,28,31.
Экстраверсия - 1,7,9,16,22,24,27,30,33,35.
Совпадение положительного ответа с вопросом дает один балл.
При интерпретации данных изучения темперамента необходимо учитывать их объективность и степень выраженности. Объективность данных испытуемого устанавливается по «шкале искренности». Сумма менее трех баллов - показатель необъективности данных испытуемого.
Степень выраженности свойств темперамента представлена в таблице:
Свойства темперамента | Балл | Степень выраженности | Балл | Свойства темперамента |
Тревожность | 9-10 | Высокая | 1-2 | Нетревожность |
Ригидность | 9-10 | Высокая | 0-1 | Пластичность |
Экстраверсия | 7-8 | Средняя | 2-3 | Интроверсия |
Примерный перечень педагогических рекомендаций по индивидуализации деятельности студентов с различными свойствами темперамента
Тревожность
1. Удержание от чрезмерной траты энергии.
2. Мягкое, тактичное, чуткое, внимательное отношение.
|
|
3. Поддержание бодрого, оптимистического настроения. Внушение уверенности.
4. Помощь в принятии и исполнении ответственных решений.
5. Минимизация угрозы при столкновении с риском и опасностью.
6. Стимулирование смелых и решительных действий.
7. Ободрение при неудачах.
8. Предпочтение воздействия похвалой (по сравнению с порицанием).
9. Отвлечение внимания от раздражающих мыслей и переживаний.
10. Снижение ответственности в стрессогенных условиях.
11. Обязательное обучение методам регуляции эмоциональных состояний.
Нетревожность
1. Проведение занятий с высокой нагрузкой.
2. Повышенная требовательность и повседневный контроль за выполнением заданий
преподавателя.
3. Повышение интереса к изучению нового материала.
4. Поощрение проявления самостоятельности и активности.
5. Опора на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в «горячей
обстановке».
6. Воздействие не только похвалой но и порицанием.
7. Дополнительное стимулирование при устных ответах.
Ригидность
1. Побуждение к предварительному планированию своих действий.
2. Моделирование условий предстоящей деятельности.
3. Выполнение любой работы по намеченному плану.
4. Требование (стимулирование) мысленного воспроизведения ответа.
5. Побуждение к использованию шаблонных, стереотипных фраз в экстремальных условиях (устное выступление).
6. Опора на расположенность к высокой сосредоточенности и устойчивости внимания.
7. Учет наклонности к длительному, но прочному образованию навыков и умений.
8. Поощрение наклонности к соблюдению привычного режима жизни.
|
|
Пластичность
1. Учет легкости приспособления к изменяющимся условиям.
2. Планирования неравномерного, цикличного характера труда.
3. Обязательность словесной разминки перед выступлением.
4. Опора на предрасположенность к высокой переключаемости и распределенности внимания.
5. Варьирование условий деятельности.
6. Учет склонности к изменению своих решений и увлечений.
7. Побуждение к использованию широкого круга приемов и способов при организации самостоятельной работы.
8. Требование повторения упражнений в целях лучшего закрепления полученных знаний.
Экстраверсия
1. Учет склонности к общению с новыми людьми.
2. Стимулирование деятельности с помощью зрителей и других внешних воздействий.
3. Использование расположенности к лидерству и руководству коллективными действиями.
4. Поощрение способности легко ориентироваться в тактическом взаимодействии с партнером.
5. Требование лучшей сосредоточенности внимания на собственных действиях, систематическая работа над собой.
Интроверсия
1. Учет склонности к ограниченному общению с новыми людьми.
2. Стимулирование деятельности в условии отсутствия всякого рода внешних помех.
3. Использование действий, требующих глубокой внутренней сосредоточенности.
4. Обучение приемам и навыкам общения.
5. Поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке перспективных и других целей.