Между нормой и паталогией

Анализируя свой материал и работы выдающих­ся психотерапевтов, я разработал собственную модель психологически здорового человека, которую назвал аксиологической. В ее основе несколько модифици­рованные представления А. Маслоу. Основная задача этой модели — диагностическая. Разработана она для вас, дорогие читатели, чтобы вы выяснили для себя на правильном ли вы пути. Если на правильном, то все в порядке. Но если отклонились от него, то с по­мощью этой модели вы сможете поправить дело. Ведь кто хочет подчинить себе обстоятельства, тот должен подчинить себя разуму. Эту мысль я часто повторяю. Мало ли что подсунут восприятия и чувства! Вот я вижу, как Солнце крутится вокруг Земли. Но разум, подсказывает, что Земля крутится вокруг Солнца.

Модель предполагает приведение в соответствие природного устройства человека с существующими социальными нормами и показывает, что при пра­вильном стиле жизни «для себя» человек становит­ся наиболее эффективным и в социальном плане.

Выделяются четыре уровня потребностей лич­ности. Из них три биологических — удовлетворение пищевого, оборонительного и сексуального ин­стинктов, и один биолого-психологический — удов­летворение чувства собственной значительности. В этом плане на втором месте после самого индивида стоит партнер по совместной деятельности, далее идут сексуальный партнер, дети и родители. Такой подход позволяет разработать поведенческие моде­ли, при которых человек заботится о партнере не столько ради него, сколько ради себя. Так, если у родителей есть потребность сохранить хорошие от­ношения с детьми, то они стараются помочь детям в их делах, а не навязывают им свои собственные.

К нам в клуб ходят люди, у которых вполне удов­летворены пищевой и оборонительный инстинкты, ведь занятия в клубе платные. Обычно у них про­блемы или с неудовлетворенным сексуальным ин­стинктом или с неудовлетворенным чувством соб­ственной значительности. Вот мы и помогаем им удовлетворить эти потребности. Вначале, вслед за 3. Фрейдом я думал, что все дело в сексе. Но потом понял, что удовлетворение чувства собственной зна­чительности часто более актуально, чем удовлетво­рение сексуального инстинкта. Кроме того, удов­летворение чувства собственной значительности удивительным образом способствует удовлетворению не только сексуального, но и пищевого и оборонительного инстинктов, да так, что о них и думать не приходится. Все начинает устраиваться само собой. Если же это чувство не удовлетворяется, то обязательно рано или поздно возникнут неприятности.

У вас, наши дорогие читатели, раз вы смогли приобрести эту достаточно дорогую книгу, с удовлетворением пищевого и оборонительного инстинк­та все более или менее благополучно. Вряд ли вы купили бы эту книгу, если бы вам нечего было есть, негде было жить и нечего на себя надеть. Не ис­ключено, что у вас не удовлетворен сексуальный инстинкт, если не в плане количества, то в плане качества. А уж то, что чувство собственной значи­тельности не удовлетворено, в этом я почти убеж­ден! А иначе зачем вам эта книга, если вы и так все делаете правильно?

Итак, несколько подробнее о чувстве собствен­ной значительности. Суть его заключается в жела­нии быть первым, единственным и неповторимым. Оно заставляет человека двигаться вперед, даже после того, как, казалось бы, все уже достигнуто — человек не голодает, квартира есть, с женой пре­красные отношения, друзья не подведут, дети бла­гополучны, стареющие родители здоровы. Но по­коя нет, все время хочется чего-то еще. Вот я как раз сейчас нахожусь в таком положении. Я препо­даю психотерапию, медицинскую психологию и пси­хиатрию. Кроме того, являюсь внештатным глав­ным психотерапевтом области. Но я хочу еще орга­низовать самостоятельный курс психотерапии и медицинской психологии, создать областной психо­терапевтический центр. Это требует дополнительно­го финансирования, а у руководства и так много «дыр». Я его понимаю и особых претензий не предъявляю. Конечно, инфаркт миокарда или тя­желая травма, полученная при дорожно-транспортном происшествии, родовспоможение, злокачествен­ные новообразования или СПИД важнее, чем какие-то невротические переживания, связанные с тем, что человек никак не может наладить отноше­ния с женой, детьми или начальником. Но в то же время если бы была как следует развита психоте­рапевтическая служба, то человек научился бы ла­дить с начальником и не попал бы под машину, переходя улицу, смотрел бы на дорогу, а не думал бы о том, какой у него плохой начальник. Да и инфарктов, может быть, стало бы поменьше. А уме­ние наладить отношения с сексуальным партнером автоматически решило бы проблему СПИДа, да и рожающая женщина имела бы крепкую нервную систему.

Не подумайте, что я жалуюсь. Я все-таки нашел способ удовлетворить чувство собственной значи­тельности. Я пишу книги, которые пользуются оп­ределенным успехом и организовал клуб КРОСС, где решаю все проблемы, связанные с удовлетворе­нием этого чувства, и не спорю с начальством. Я его пониманию. Ругать его будут за высокую смер­тность при травматизме и инфарктах миокарда, рас­пространение СПИДа, за неналаженное родовспо­можение. За недоразвитие психотерапевтической службы никто наказывать не будет. Это я к тому, чтобы вы не ругались с начальством, а искали об­ходные пути для удовлетворения чувства собствен­ной значительности. Более того, моего лидерства в клубе КРОСС никто не оспаривает. Да и врагов у меня нет. Я делаю свое дело, которое только я хочу делать. Остальным оно не нужно. И начальство меня не беспокоит. Скептически настроенный читатель усмехнулся на счет отсутствия врагов. Может быть, они и есть, но я даже не подозреваю об их суще­ствовании. Все-таки лучше иметь врагов и не знать об их существовании, чем думать, что они есть, ког­да на самом деле их нет.

Итак, чувство собственной значительности тре­бует своего настоятельного удовлетворения после того, как удовлетворены первые три инстинкта.

Чувство собственной значительности так же био­логично, как и социально. Оно начинает беспоко­ить нас с момента зачатия и не покидает до самого последнего момента, пока мы находимся в ясном сознании.

Хочу напомнить, что в момент вашего зачатия, когда вы были еще сперматозоидом, вам необхо­димо было преодолеть конкуренцию 150 милли­онов ваших родных братьев и сестер, преодолеть массу препятствий в виде ресничек так называе­мого реснитчатого эпителия, выстилающего тру­бы, по которым шел ваш путь к яичнику, где на­ходился приз — яйцеклетка. И место нужно было только первое! Что второе, что 150-миллионное вас не устраивало!

Как же удовлетворить чувство собственной зна­чительности?

Есть только один путь — развитие своих спо­собностей, т.е. превращение способностей в навы­ки, то, что А. Маслоу называл самоактуализаци­ей, а К. Хорни самореализацией.

Об этом мы очень подробно говорили выше. Че­ловек должен состояться. Образно выражаясь, все мы рождены принцами и принцессами для того, чтобы стать королями и королевами. Но, к сожале­нию, на нас в процессе воспитания набрасывают ля­гушачью кожу характера, в которой некоторые про­живают всю свою жизнь, ибо нет такого волшебни­ка, который сбросил бы ее с вас. Сделать это надо самому! А я постараюсь вам помочь в этом.

Чтобы стать королем, не обязательно занимать должность президента или крупного руководителя, чтобы стать королем, не обязательно стать чемпио­ном мира в каком-нибудь виде спорта, чтобы стать королем, не обязательно стать лучшим оратором или певцом. Король — это тот, кто умеет делать свое дело так, как его не умеет делать никто. Обратите внимание: я не сказал, «делать лучше всех» или: «понравиться всем». В Ростове есть кафе «Друж­ба» В годы моей молодости все гурманы нашего го­рода хотя бы раз в месяц шли в это кафе и, просто­яв два-три часа в очереди, заказывали солянку, иногда больше ничего, туда же водили и своих ино­городних гостей. Выпивать там было не принято вообще. Через какое-то время солянка стала дру­гой, очереди исчезли. Оказывается повара, который готовил эту солянку, сманили в другой город. Так вот, этого повара можно назвать королем. Мы мо­жем найти королей среди людей разных профес­сий. У них всегда есть свой стиль, свой почерк, они вкладывают в дело свою неповторимую душу, свою уникальность. Они чувствуют свою незаменимость, свою исключительность. Собственно человеком мож­но назвать только того, у кого в социально полез­ном деле есть свой собственный стиль. А. Маслоу считал людьми тех, целью которых является раз­витие своих способностей, самоактуализация, или стремление стать королем. Всех остальных он на­зывал недочеловеками. И плохо, когда руководи­тель большого коллектива или страны не является королем. Когда он тормозит движение королей, они или борются с ним или разбегаются от него и идут в те места, где их развитие не тормозится.

Потребность удовлетворить чувство собственной значительности столь настоятельна, что, если нет роста вверх, начинается рост вниз или вбок, как поступает растение, которому мешает расти вверх ком земли, оставленный нерадивым огородником во время посадки.

Варианты роста «вниз»:

1. Удовлетворение чувства собственной зна­чительности за счет избыточного удовлетворе­ния пищеварительного инстинкта.

Один из моих подопечных сознался, что когда он был в невротическом состоянии, то почти регу­лярно ел черную икру, хотя испытывал определен­ные материальные трудности. Теперь он понял, что делал это для удовлетворения чувства собственной значительности. Он получал удовольствие не столько от самой черной икры, сколько от сознания того, что он может себе это позволить. Когда он занялся интересным делом, самоактуализировался, перестал испытывать материальные трудности, то стал за­бывать поесть черную икру, которая и сейчас ле­жит у него в холодильнике. Он так увлечен своим делом, что часто забывает поесть вообще.

2. Удовлетворение чувства собственной зна­чительности за счет избыточного удовлетворе­ния оборонительного инстинкта. Оно проявля­ется в двух вариантах:

• Чрезмерное внимание к оборудованию своей квартиры или служебного кабинета.

Я не против благоустроенного жилья и служеб­ного кабинета. Но если ты занят любимым делом, даже самые шикарные апартаменты уже через не­сколько минут перестают тебя поражать, а на неко­торую недоустроенность ты просто не обращаешь внимания. Я обратил на это внимание во время на­ших занятий. Они проходили очень интересно. И мы просто не замечали, в каких условиях находим­ся, правда, и самые шикарные и самые убогие ком­наты вполне соответствовали санитарным нормам.

• Чрезмерное внимание к своей одежде.

Один из моих подопечных после успешной рабо­ты по преодолению невротизма с легкой грустью от­метил: «Я понял, что мое желание носить модные вещи связано не с моими истинными потребностя­ми, а с желанием сравняться с тем, кто преуспел в жизни больше, чем я. Это меня как-то успокаивало. Ход моих рассуждений был таков: хоть должность у меня не та, но есть импортная классная дубленка, такая, какой нет даже у моего начальника. Теперь, когда я занят своим делом, и материальное положение значительно улучшилось, у меня просто нет времени, чтобы заниматься одеждой.

Вы понимаете, что я не противник того, чтобы люди имели хорошие квартиры и хорошо одевались. Я против того, чтобы это становилось целью жизни.

3. Удовлетворение чувства собственной зна­чительности за счет избыточного удовлетворе­ния сексуального инстинкта. Оно проявляется в двух вариантах:

• Удовлетворение собственного сексуального ин­стинкта.

Один из моих клиентов, не сумев реализовать себя в своей профессии, сконцентрировал свои уси­лия на сексе. Возможности у него были действи­тельно уникальные. Продолжительность полового акта у него была около 1,5 часов. Партнерша могла при этом испытать до 8—12 оргазмов. Но когда у него случился сексуальный конфуз, развилась вы­раженная депрессия. Он обратился за помощью. Мы сосредоточили все усилия на его любимом деле, ко­торым он в свое время бросил заниматься. Когда он получил желаемый результат и понял, что он — значительная фигура как профессионал (это случи­лось задолго до признания его заслуг общественнос­тью), то довольно быстро успокоился, сексуальность восстановилась. Но сейчас секс не занимает цент­рального места в его сознании. Кстати, жене изме­нять он прекратил. Хождения «на сторону», как известно, занимают много времени, отнимают мно­го физических и духовных сил. К тому же любов­ница может потребовать законного брака, жена — пожаловаться начальнику.

• Чрезмерная забота о сексуальном партнере.

Вред этого очевиден. Чрезмерная опека скорее тяготит того, кого опекают, чем радует. Рауль, Си­няя Борода, герой одного из рассказов А.П. Чехо­ва, отравил заботливую жену через две недели. Других он выдерживал дольше. Когда же герои лиша­ются своего сексуального партнера, они готовы по­кончить жизнь самоубийством. Особенно часто это происходит среди молодежи, которая не имеет цели в жизни. В одной из книг я рассказал, как одна девушка, 15 лет, после того, как ее бросил сексу­альный партнер, которого она постоянно опекала, пыталась отравиться. Когда она увлеклась психо­логией и во всем разобралась, то с ужасом восклик­нула: «Как я была близка к гибели!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: