В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения большое значение имеет гигиенически полноценная среда обитания, которая определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений. Гигиенические требования к детским учреждениям базируются на данных о физиологических изменениях в организме в результате взаимодействия его со средой с учетом возраста детей и подростков, особенностей организации учебно-воспитательного режима в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Планировка и застройка населенных пунктов предусматривает создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья детей и подростков. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение проектной документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) допускаются только при наличии заключения органов или учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
При размещении детских учреждений в населенных пунктах в основу кладут следующие гигиенические принципы:
|
|
• территориальная доступность детского учреждения для обслуживаемого им населения;
• обеспечение детей на территории детского учреждения оптимальным микроклиматом, чистым атмосферным воздухом; значительное отдаление от шоссейных и железных дорог, предприятий, загрязняющих воздух газом и дымом или производящих значительный шум, рынков, гаражей;
• достаточный по размеру участок, отвечающий общесанитарным требованиям и позволяющий размещать все необходимые составные его элементы.
Радиус территории детсада не должен превышать 0,5 км, а яслей - 0,3 - 0,5 км. Здание детского учреждения следует размещать так, чтобы большинство детей по дороге к нему не пересекали магистралей с интенсивным движением. В городах со сложившейся застройкой наблюдаются следующие варианты размещения участка детского учреждения:
- внутриквартальное, при котором по периметру участка расположены жилые дома.
- внешнее торцовое, при котором участок граничит с улицей своей меньшей стороной.
- внешнее фронтальное, при котором участок граничит с улицей длинной стороной.
- угловое, при котором участок двумя смежными сторонами граничит с улицей.
Из всех вариантов наиболее целесообразно размещение школ, детского сада, яслей внутри жилого квартала. Внутриквартальное расположение детского учреждения обеспечивает благоприятные условия микроклимата, защиту от уличного шума и пыли. В современных условиях застройки крупных городов жилой квартал, как минимальная градостроительная единица, заменен микрорайоном.
Микрорайон имеет большую площадь, в нем размещаются многоэтажные жилые дома, учреждения для воспитания и обучения детей (ясли, сады, школы), предприятия общественного питания, продуктовые и хозяйственные магазины, а также учреждения для отдыха населения (клубы, спортзалы).
|
|
Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и проектируются в основном как объединенные учреждения: ясли-сад для преддошкольного возраста, кроме того, есть дошкольные учреждения типа самостоятельных детсадов и яслей, домов ребенка, дошкольные детские дома.
В основу планировки и строительства дошкольных учреждений кладутся следующие гигиенические принципы:
1. Соблюдение принципа групповой изоляции как в здании, так и на участке. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфекционным заболеваниям и отсутствием у них достаточно стойкого иммунитета.
2. Обеспечение условий для двигательной активности.
3. Создание оптимального воздушно - теплового режима.
4. Обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции.
5. Создание условий для организации рационального питания.