Старших дошкольников и младших школьников

Показатели физической культуры детей подготовительной группы детского сада перед выпуском их в школу Показатели физической культуры учащихся, оканчивающих начальную школу
– Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание). – Прыгать на мягкое покрытие с высоты 40 см; мягко приземляться; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см; в длину с разбега – на 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами. – Перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м; метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча. – Перестраиваться в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу; в две шеренги после расчета на первый-второй; соблюдать интервалы во время передвижения. – Сохранять правильную осанку. – Ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км; подниматься на горку и спускаться с неё; тормозить при спуске. – Активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис). – Плавать произвольно на расстояние 15 м. – Выполнять разнообразные комплексы гидроаэробики. – Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений (Э. Я. Степаненкова). Количественные показатели отдельных упражнений детей старшего дошкольного возраста (мальчики): –Бег 10 м – 2,7–2,2 сек; – Бег 30 м – 9,8–7, 5 сек; – Челночный бег (3х10 м) – 12,7–10,5 сек; – Прыжки в длину с места – 95–123 см; – Бег на выносливость – 582–1680 м – Метание мешочка (вес 200 г) правой рукой – 3,9–13,9 м; левой рукой – 3,0–10,8 м; – Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками – 138–520 см; – Прыжок с поворотом (в градусах) направо – 146–344º, налево – 108–360º. – Наклоны, стоя на скамейке – 4–10 см; Девочки: – Бег 10 м – 2,8–2,0 сек; – Бег 30 м – 9,2–7, 0 сек; – Челночный бег (3х10 м) – 13,0–11,0 сек; – Прыжки в длину с места – 100–128 см; – Бег на выносливость – 785–2453 м –Метание мешочка (вес 200 г) правой рукой – 3,5–11,0 м; левой рукой – 2,5–8,0 м; – Бросок набивного мяча (1кг) двумя руками – 142–550 см; – Прыжок с поворотом (в градусах) направо – 127–287º, налево – 119–293º; – Наклоны, стоя на скамейке – 2–7 см; Примечание:представлены обобщенные показатели контрольных упражнений по данным Л. В. Шебеко, В. П. Спириной, Г. П. Юрко и др. Двигательные умения, навыки и способности В циклических и ациклических локомоциях: – правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках, с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; – бегать в равномерном темпе до 10 мин; – быстро стартовать из различных исходных положений; – сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7–9 шагов; – лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и т. д. на расстояние 4 м; – преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3–5 препятствий; – прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7–9 шагов; – прыгать с поворотами на 180–360º; – совершать опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, козла; – проплывать 25 м; – В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы массой до 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой руками с места и с 1–3 шагов разбега; – толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; – попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек. В гимнастических и акробатических упражнениях: – ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; – выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся I–IV классов; – принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большими и малыми мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5–2 кг с соблюдением правильной осанки); – слитно выполнять кувырок вперед и назад; – осуществлять прыжок с мостика на козла или коня высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; – уверенно ходить по бревну высотой 5–100 см с выполнением стоя или в приседе поворотов на 90 и 180º, приседаний и переходов в упор присев, в стойку на колене, сед; – выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся I–IV классов; – прыгать через скакалку, стоя на месте. вращая её вперёд и назад; – в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола. В единоборствах: – осуществлять простейшие единоборства «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивания в парах», «Выталкивание из круга». В подвижных играх: – уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; – элементарно владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; – играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка, типа «Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол. Уровень физической подготовленности (количественные показатели упражнений) Мальчики 7 лет: – Бег 30 м – 7,5–5,6 сек и ниже; – Челночный бег – 11,2–9,9 сек и ниже; – Прыжки в длину с места – 100–155 см. и выше; – 6-минутный бег – 700–1100 м и выше; – Наклон вперед из положения сидя от 1 см и менее (низкий уровень), 3–5 см средний уровень), до 9 см и более (высокий уровень). – Подтягивание на высокой перекладине из виса от 1 до – 4 раз и более. Девочки 7 лет: – Бег 30 м – 7,6–5,8 сек. и ниже; – Челночный бег – 11,7–10,2 сек и менее; – Прыжки в длину с места – 85–150 см и более; – 6-минутный бег – 500–900 м и более; – Наклон вперед из положения сидя –2 см и менее (низкий уровень), 6–9 см (средний уровень), 11,5 и более см (высокий уровень); – Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа – 2–12 и выше раз. (Комплексная программа физического воспитания учащихся I–XI классов, 1996, авторский коллектив: В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон; В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008)

4.6. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа, направленная на воспитание двигательной культуры детей, развитие их личностных и психофизических качеств. Ребенок приобщается к здоровому образу жизни, получает знания о физической культуре и спорте. Большую работу проводят педагоги ДОУ и с родителями детей, привлекая их к актив­ной совместной работе по физическому воспитанию ребенка.

По рекомендациям педагога родители приобретают физ­культурный инвентарь для занятий с ребенком: лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др. Они обо­рудуют в домашних условиях спортивные уголки, устанавливают тренаже­ры, массажные устройства. Родители занимаются с ребенком, оказывая ему помощь в освое­нии различных физических упражнений.

Правильному физическому воспитанию ребенка в семье помогают знания родителей об особенностях использования физических упражнений про­филактического и коррекционного характера, под­вижных и спортивных игр, создании дома условий для развития движений ребенка. Они следят за правильной осанкой, красотой, выразитель­ностью движений малыша, за рациональностью его двигательной деятельности. Занимаясь с ребенком, родители осуществляют контроль его самочувствия, регулируют физическую нагрузку и режим его двигательной активно­сти. По рекомендациям педагогов ДОУ проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития.

Совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых имеют важное воспитательное значение. Они прививают любовь к физи­ческим упражнениям, укрепляют, объединяют семью, помогают родителям и ребенку стать ближе и понять друг друга.

Большую пользу приносят совместные прогулки и походы взрослых и ребенка, выходы на лыжах на природу, совместное катание на коньках, участие в спортивных играх: городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Родители могут принимать уча­стие в спортивных досугах и праздниках, проводимых в детском саду. Это позволяет совершенствовать двига­тельные навыки ребенка, формирует его характер, волю, упор­ство, стремление к достижению цели, повышает культуру и благотворно сказывается на микроклимате семьи. Большое воспитательное значение имеют пример родителей и их отношение к физическим упражнениям. Важно также уметь тер­пеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обу­чать ребенка конкретному движению.

Родители должны обязательно создать условия для полноцен­ного физического развития ребенка, проводить с ребенком закаливающие процедуры, исполь­зуя естественные факторы природы (солнце, воздух, воду). Исследования отечественных и зарубежных ученых говорят о том, что, выбирая эффективные средства закаливания, нужно останавливаться на тех, которые хорошо перено­сит мама ребенка. Закаливающие процедуры следует подбирать индивидуально, по­этому хорошо, если родители проводят активное закаливание дома.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании и здоровье ре­бенка. Для этого в ДОУ организуются уголки для родителей, проводятся открытые занятия и беседы, различного рода консультации, рекомендуется специальная литература по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка.

Родители получают регулярную информацию о самочувствии ребенка, о развитии у него движений. Тем самым они вместе с педагогом решают задачи фи­зического воспитания. Работа педагогического коллектива с родителями расширяет педаго­гическую компетентность родителей и повышает заинтересованность семьи в результатах физического воспитания своего ребенка.


4.7. ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Принятый в Российской Федерации закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.

Рассмотрим некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

«Радуга». Программа для воспитания и обучения детей от 2 до 6–7 лет в детском саду. Авторский коллектив представлен сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации: В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. Руководитель авторского коллектива – Т. Н. Доронова, кандидат педагогических наук, 1989 г., 2010 г.

Цель программы – разностороннее развитие способностей ребенка, формирование нравственных качеств, обеспечение для детей равного старта развития, укрепление их здоровья.

Задачи:

создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить годы дошкольного детства;

– обеспечить охрану и укрепление его физического и психического здоровья;

– способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

– формировать активное, бережное и уважительное отношение к окружающему миру;

– приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

Физическая культура представлена в программе как самый важный предмет воспитания дошкольника, обозначена красным цветом как одним из цветов радуги. Предложено подбирать физическую нагрузку и формы работы с каждым ребёнком на основе рекомендаций врача, учитывать подготовленность, особенности работоспособности и реакции ребёнка на физическую нагрузку.

Рекомендуется развивать у ребенка мышечную радость, любовь к движениям, потребность в них, приобщать ребенка к спорту и здоровому образу жизни.

В программе имеется раздел «Растим здорового ребенка», в котором представлены общие задачи и рекомендации по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Конкретные названия данного раздела отражают направленность оздоровительной работы с детьми:

– «Формируем привычку к здоровому образу жизни».

– «Суточный режим жизни» (предлагается несколько его вариантов).

– «Бодрствование».

­­­­­­­­­­­­­­­­­­– «Сон».

– «Питание».

– «Навыки здоровья».

– «Формируем культуру движения».

Решение оздоровительных задач программы возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания гигиенических факторов (общий режим, рациональное питание, гигиена одежды и помещений, воспитание, обеспечивающее гигиену нервной системы, предупреждение нервного напряжения); физические упражнения (профилактические, развивающие, реабилитационные, лечебные).

«Детство» Авторский коллектив программы – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена: Т. И. Бабаева, кандидат педагогических наук, доцент; Н. А. Ноткина, кандидат педагогических наук, доцент; М. В. Крулехт, кандидат педагогических наук и др. Научные руководители: В. И. Логинова – доктор педагогических наук, профессор, Т. И. Бабаева – кандидат педагогических наук, доцент; З. А. Михайлова – кандидат педагогических наук, профессор; Л. М. Гурович – кандидат педагогических наук, доцент и др., 1995 г., 1999 г., 2008 г.

Цель программы – обогащение многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности, обеспечение единого процесса социализации и ндивидуализации на основе интеграции познания, общения, игры и других видов детской деятельности.

Задачи:

помочь дошкольникамосвоить разнообразные идоступные способы познания окружающего мира;

– развить познавательную активность, любознательность;

– ориентировать детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру;

– помочь детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения;

– развить детскую самостоятельность;

– побудить стремление к самостоятельности и творчеству;

– создать условия для полноценного физического и психического здоровья ребёнка в детском саду;

– помочь освоить гигиеническую культуру;

– приобщить к здоровому образу жизни;

– сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Оздоровительная направленность программы представлена в блоке «Здоровый образ жизни». Этот блок является базовым для реализации содержания программы.

В младшем дошкольном возрасте в программе представлен раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», предусматривается создание ЗОЖ ребёнка в детском саду путем соблюдения всех гигиенических норм, организации питания, сна, содержательной деятельности для обеспечения хорошего самочувствия, активности ребёнка и предупреждения утомления. Особое внимание уделяется психическому самочувствию ребёнка, поддержанию положительного эмоционального состояния. Приобщение малышей к здоровому образу жизни путем овладения основами гигиенической и двигательной культуры, приобретения культурно-гигиенических навыков: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам и другим предметам, поддержание порядка в окружающей обстановке. Предполагается постепенное приобретение ребенком самостоятельности в выполнении гигиенических процедур и обязательное поощрение ребенка при этом.

В среднем дошкольном возрасте в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» предусматривается продолжение усвоения основ гигиенической и двигательной культуры, формирование положительного отношения детей к гигиеническим процедурам. Организация ЗОЖ ребёнка предполагает удовлетворение жизненных потребностей ребенка, создание условий для полноценной жизнедеятельности, режима активности и отдыха. Организация жизни ребенка также строится на основе гигиенических норм. Обязательным условием является охрана зрения ребенка. Приобщение к гигиенической культуре продолжает строиться на основе формирования социальных представлений (ориентаций) по вопросам гигиены, а также и практических умений. Формирование двигательной культуры осуществляется путём освоения доступных детям упражнений в основных движениях; строевых, общеразвивающих и спортивных упражнениях. Обязательным условием является раскрытие для ребёнка смыслового содержания упражнений.

В старшем дошкольном возрасте в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» предусмотрено создание у каждого ребёнка чувства психологического и физического комфорта; выстраивание образа жизни на основе важнейших социальных потребностей: в эмоциональной поддержке, любви и доброжелательности окружающих; в познании и информационном обмене; в активной самостоятельной деятельности и в самоутверждении; в разнообразном содержательном общении со сверстниками и взрослыми; в признании своих достижений со стороны окружающих людей; в обеспечении условий для регулярного питания, активности, отдыха и сна.

Предусматривается исключение различных деформирующих воздействий, рекомендуется избегать монотонной деятельности.

Приобщение к гигиенической культуре путем формирования социальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур. Детей знакомят с различными травмирующими ситуациями и со способами оказания первой помощи самому себе. Углубляются представления о правилах и способах осуществления гигиенических процедур. Продолжается формирование практических умений в культурно-гигиенических процессах.

Формирование двигательной культуры ориентировано на освоение основных, строевых и спортивных движений, которые должны осознаваться детьми и выполняться с должным мышечным напряжением; дети должны уметь анализировать свои движения и движения товарищей; у детей должно воспитываться желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами; предполагается проявление творчества в двигательной деятельности; развитие быстроты и общей выносливости.

«Истоки». Авторский коллектив – научные сотрудники центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца: Т. И. Алиева, кандидат педагогических наук; Т. В. Антонова; Е. П. Арнаутова и др. Научный редактор – Л. А. Парамонова, кандидат педагогических наук и др., 1997 г., 2003 г.

Цель программы – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; амплификация (обогащение) детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Обеспечение определённого уровня развития детей каждого психологического возраста; обеспечение развития умственных, духовных и физических способностей в полном объёме; обеспечение равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

Задачи представлены по четырём основным линиям развития ребёнка.

Социальное:

– общение ребенка со взрослыми и сверстниками;

– разнообразные виды деятельности – главные условия усвоения ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основы формирования самосознания.

Познавательное:

– расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире;

– формирование способов и средств познавательной деятельности;

– развитие способности видеть общее в единичном явлении;

– самостоятельное решение возникающих проблем.

Эстетическое:

– единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства;

– формирование художественных способностей;

– детского творчества;

– интеграция различных видов деятельности.

Физическое:

– заложить начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребенку ощущение «мышечной радости»;

– получить представления о собственном теле;

– адекватно реагировать на изменения окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Оздоровительная направленность программы представлена в разделе «Здоровье», где отражены современные представления о здоровье ребенка как о сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценнного физического и психического развития ребёнка, и как результат процесса нормального хода его развития.

В раннем возрасте задачи физического развития:

– обеспечить охрану и укрепление здоровья детей;

– способствовать психофизическому развитию, закаливанию организма;

– побуждать к двигательной активности, формируя жизненно важные движения, умение сохранять устойчивое положение тела, обеспечивая развитие сенсорно-моторных координаций и мелкой моторики;

– воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, соотносить свои движения с окружающими предметами, согласуя их с движениями других детей и взрослых.

В этом разделе представлен перечень доступных детям движений, показатели физического развития и физической подготовленности.

Задачи по укреплению здоровья и формированию предпосылок здорового образа жизни:

– организация рационального режима дня, обеспечение суточной продолжительности сна в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями:

– организация полноценного питания;

– создание условий для оптимального двигательного режима;

– осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

– обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для культурно-гигиенического воспитания детей;

– создание атмосферы психологического комфорта и предупреждения утомления;

– обеспечение безопасности детей;

– реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Младший дошкольный возраст. Задачи физического развития:

– содействовать охране и укреплению здоровья детей, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение; развивать мелкую моторику; совершенствовать функциональные возможности детского организма;

– обогащать двигательный опыт детей за счёт усвоения основных видов движений, упражнений общеразвивающего воздействия, спортивных упражнений и игр;

– способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий: умению выделять цель действия, сочетать их, доводить до определённых результатов;

– постепенно и осторожно стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости; совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичность, глазомер. В разделе «Физическое развитие» приводится перечень доступных детям упражнений, примерный двигательный режим, некоторые средние показатели физической подготовленности, физического развития.

В разделе «Здоровье» указывается, что общие задачи для раннего возраста магистральны на протяжении всего дошкольного детства. Отмечается, что дети трёх-пяти лет лучше осознают и усваивают предпосылки здорового образа жизни, в связи с чем состояние здоровья ребенка во многом зависит от его собственного поведения, знания гигиенических норм и правил.

В старшем дошкольном возрасте определены следующие задачи физического развития:

– побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления, развивать элементарные представления о строении и функциях человеческого тела;

– формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способность её регулировать;

– содействовать повышению уровня произвольности двигательных актов: освоению техники движений и развитию координации; умению достигать результатов при выполнении физических упражнений и подвижных игр;

– развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу и общую выносливость.

В разделе «Физическое развитие» приводится перечень физических упражнений, доступных детям, примерный двигательный режим, средние показатели физической подготовленности детей пяти-семи лет. Описаны показатели физического развития.

В разделе «Здоровье» указано, что важнейшие задачи укрепления здоровья детей сохраняются. Отмечается, что увеличиваются возможности детей в укреплении здоровья, усвоении гигиенических навыков; углубляется мотивация, произвольность, повышаются самоконтроль и целеустремлённость. Дошкольники приобретают некоторый опыт, позволяющий им ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Дети получают элементарные представления о действии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний, мерах профилактики наиболее распространенных из них.

Отмечено также и то, что для успешного перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу значимыми являются: уровень психического и физического развития; степень зрелости ведущих функциональных систем организма; состояние здоровья, знание основ ЗОЖ и безопасности; уровень интеллектуального развития и познавательных способностей.

«Развитие». Авторский коллектив разработчиков программы составили сотрудники Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, лаборатории способностей и творчества под руководством доктора психологичесих наук Л. А. Венгера; доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО О. М. Дьяченко; кандидата психологических наук Е. Л. Агаева, 1994 г.

Цель программы – развитие умственных и художественных способностей ребёнка, развитие специфических дошкольных видов деятельности.

Задачи:

– развитие сенсорных способностей;

– развитие эмоциональной сферы ребёнка;

– усвоение морально-этических норм;

– освоение специальных средств литературно-речевой деятельности;

– развитие познавательных и умственных способностей;

– развитие воображения детей;

– развитие творческих умственных способностей;

– развитие способностей к наглядному моделированию;

– развитие игровой деятельности детей;

– развитие ориентировки в пространстве;

– развитие мышления детей;

– развитие интереса к игре и воспитание умений самостоятельно занимать себя игрой;

– уточнение, расширение и систематизация представлений о взаимосвязи растений и животных с внешней средой;

– развитие самостоятельности и инициативы в выборе игры;

– формирование умений создавать новые сюжеты игры, регулировать поведение на основе творческих игровых замыслов и игровых правил.

Оздоровительная направленность программы не представлена. Разделов, ориентированных на здоровье, в программе нет.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Авторы: доктор педагогических наук А. В. Антонова; Н. А. Арапова-Пискарёва; доктор психологических наук Н. Е. Веракса; кандидат педагогических наук В. В. Гербова; доктор педагогических наук О. В. Дыбина; доктор педагогических наук Т. С. Комарова и др., 2003, 2004, 2005 гг. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Задачи программы:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

– создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

– максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

– креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

– вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

– уважительное отношение к результатам детского творчества;

– обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;

– координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

– соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.

Оздоровительная направленность программы прослеживается через физическое воспитание ребёнка, где представлен перечень следующих оздоровительных, образовательных и воспитательных задач:

– охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов;

– совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Программа предполагает:

– создание в детском саду благоприятных санитарно-гигиенических условий, соблюдение режима дня, обеспечение заботливого ухода за каждым ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода;

– организацию полноценного питания;

– ежедневное пребывание на свежем воздухе;

– закаливающие мероприятия систематически в течение всего года;

– утреннюю гимнастику;

– при наличии условий обучение плаванию;

– во всех возрастных группах работу по выработке навыка правильной осанки;

– расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка;

– воспитание физических качеств;

– создание в ДОУ обстановки, способствующей формированию гигиенических навыков;

– обучение детей осознанию ценности здорового образа жизни;

– знакомство с правилами безопасного поведения;

– программа допускает внесение изменений в видовое разнообразие физических упражнений с учётом материально-технической оснащённости ДОУ, с учётом национальных традиций и видовой направленности ДОУ.

«Здоровье». Программапо физическому воспитанию дошкольников (как воспитать здорового ребенка). Автор – В. Г. Алямовская, 1993 г.

Цель программы – воспитание ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощённого, с развитым чувством собственного достоинства.

Задачи программы:

– укрепление здоровья детей;

– воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

– создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

– выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

– приобщение детей к традициям большого спорта.

Оздоровительная направленность программы представлена в четырех направлениях:

– обеспечение психологического благополучия;

– охрана и укрепление здоровья детей;

– духовное здоровье;

– нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Каждое из этих направлений реализуется в подпрограммах.

Психологическое благополучие – программа «Комфорт». Предполагает организацию оптимального комфортного многовариантного, гибкого режима:

– «Подвижное в неподвижном» – свободное распределение деятельности детей воспитателем в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала.

– «Свободное посещение детьми детского сада» по желанию родителей.

– «Мне хорошо» – создание комфортного режима.

– «Внимание, опасность!» – организация жизни детей в дни карантинов, во время неблагоприятных периодов.

– «Мы одни» – организация жизни детей при отсутствии второго взрослого в группе.

– «Каникулы» – организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов».

– Гибкий график работы сотрудников и администрации.

Организация общения:

продумывание воспитателем наиболее целесообразных моделей общения;

– обращение к детям в соответствии с правилами общей культуры;

– недопустимость в одежде воспитателя небрежности;

– улыбка, доброжелательность, желание выслушать ребенка, иногда серьезность и озабоченность – это обычное выражение лица педагога;

– недопустимость раздражительного тона, повышения голоса, грубых реплик, унижения ребенка;

– уделять каждому ребенку в течение дня не менее 5–6 минут;

– не забывать приласкать каждого ребенка, утром встретить ласковым тоном и доброй улыбкой, вечером – так же проводить;

– стиль общения – партнерский.

Создание развивающей предметно-пространственной среды:

соответствие помещений санитарным и гигиеническим требованиям,

– предоставление каждому ребенку возможности реализовывать свои потребности в игре, движении, воплощении своих фантазий.

Физическое здоровье – программа «Группы здоровья». Содержит следующие разделы.


1. Организация двигательной деятельности предусматривает:

– совместную двигательную деятельность продолжительностью не менее 1,5–2 часов;

– выделены направления физкультурных мероприятий (тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата, предупреждение гиподинамии, предупреждение проявления отрицательных эмоций);

– проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий в основном на воздухе;

– обеспечение от 6 до 13 тысяч движений в день для нормальной жизнедеятельности организма;

– проведение трех ежедневных физкультурных мероприятий, в рамках которых обеспечивается не менее половины требуемой нормы движений;

– каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие решает задачу укрепления здоровья и имеет еще свою определенную цель: утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус, физкультурное занятие направлено на обучение детей различным движениям, секция представляет собой целостную тематическую программу обучения детей спортивным играм и упражнениям; гимнастика после сна помогает решить ряд проблем (воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности, профилактика нарушений осанки).

2. Лечебно-профилактическая работа предусматривает:

анализ заболеваемости, диагностику состояния здоровья детей и физического развития;

– реализацию комплекса профилактических мер;

– применение системы закаливания;

– организацию групп реабилитации;

– работу с часто болеющими детьми;

– организацию работы физиокабинета;

– питание.

3. Планирование и организация физкультурных мероприятий:

– система физкультурно-оздоровительной работы;

– создание развивающей предметно-пространственной среды;

– составление комплексов утренней гимнастики на месяц вперед;

– составление перспективного плана физкультурных занятий;

– планирование работы спортивной секции на год или полгода;

– планирование гимнастики после сна на месяц;

– планирование физкультурных досугов.

4. Диагностика физического развития

Проводится в конце года всеми службами ДОУ, оцениваются и сопоставляются:

– заболеваемость;

– группа здоровья;

– уровень продвижения нервно-психического развития;

– воспитание полезных привычек;

– приобретение двигательных навыков;

– уровень физического развития и физических качеств.

5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни по следующим направлениям:

– привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

– развитие представлений о строении собственного тела и назначении органов;

– обучение уходу за своим телом и навыкам оказания элементарной помощи;

– формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

– формирование привычки ежедневного выполнения физических упражнений.

6. Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка:

– строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения;

– используются разнообразные формы работы: факультативы, семейные клубы, совместные занятия, выставки, совместное проведение диагностики физического развития детей, участие родителей в аттестации педагогов, совместная разработка оздоровительной программы, отчеты перед родителями;

– работа с родителями планируется на год.

Духовное здоровье обеспечивается через целевые программы «Город мастеров» и «Школа маленького предпринимателя».

Нравственное здоровье обеспечивается через целевые программы «Этикет» и «Личность».

«Здоровый дошкольник». Автор программы – доктор медицинских наук, профессор Ю. Ф. Змановский, руководитель лаборатории здоровья детей раннего и дошкольного возраста НИИ педиатрии РАМН, главный научный специалист РИПКРО Минобразования, 1995 г.

Цель программы – выращивание здорового ребенка путем укрепления его соматического (физического), нервно-психического и сексуального здоровья в рамках реализации воспитательно-оздоровительного процесса.

Задачи программы:

укрепление здоровья детей;

– обеспечение оптимального физического развития;

– обеспечение оптимальной двигательной подготовленности.

Оздоровительная направленность программы отражена в ее принципах.


Принципы рациональной организации двигательной активности детей и занятий по физическому воспитанию:

1. Преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость 1,0–1,2 м/с), упражнений для всех видов двигательной активности детей с целью тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества.

2. Ежедневные занятия физической культурой преимущественно на открытом воздухе.

3. Частая смена упражнений при многократной (до 12–16) повторяемости одного упражнения.

4. Важнейший и основной раздел занятий по физической культуре и прогулок – подвижные игры.

5. Моторная плотность занятий по физической культуре – до 80% и более; для прогулок – до 60% и более.

6. Обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.

7. Осознанное отношение детей к выполнению упражнений.

8. Мышечное расслабление – необходимый компонент большинства занятий по физической культуре.

9. Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей.

10. Обязательность красивого выполнения движений на занятиях по физической культуре.

Принципы реализации системы эффективного закаливания:

– одежда, соответствующая погоде;

– температура воздуха в помещении 18–20 °С в зависимости от двигательной активности детей;

– хождение босиком с соблюдением постепенностм в продолжительности его использования;

– ведущими научно обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия;

– циклические движения на свежем воздухе обладают хорошим закаливающим эффектом;

– плавание в бассейне или оздоровительном комплексе (бассейн, сауна, фитобар).

Принципы применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов:

– выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых и невротических состояний у детей;

– обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка;

– создание благоприятного психологического климата в ДОУ;

– обучение детей приемам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки;

– организация комнаты психологической разгрузки в ДОУ;

– использование психоаналитических и личностно-ориентированных бесед с детьми с аффективными и невротическими проявлениями;

– рациональное применение «музыкотерапии» для нормализации эмоционального состояния детей.

Принципы обеспечения полноценного питания детей;

– согласно концепции адекватного питания;

– технологии приготовления исключают жесткие методы обработки продуктов питания.

Принципы создания условий реализации оздоровительных режимов для детей:

– организация режима дня ребенка в соответствии с особенностями индивидуального биоритмологического профиля: основные компоненты при этом – физическая, умственная работоспособность и эмоциональная реактивность в динамике дня;

– стереотипно повторяющиеся режимные моменты – время приема пищи, дневной и ночной сон, общая продолжительность пребывания на воздухе; остальные моменты динамичны;

– полная реализация триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений; достаточная индивидуальная умственная нагрузка; преобладание положительных эмоциональных впечатлений;

– достаточный по продолжительности дневной и ночной сон. Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга;

– организация режима дня в соответствии с сезонными особенностями.

Содержание программы изложено в следующих разделах:

1. Диагностический, направленный на определение исходных показателей состояния здоровья и физического развития детей.

2. Рациональная организация двигательной активности детей.

3. Система эффективного закаливания.

4. Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

5. Обеспечение рационального питания.

6. Создание условий для оздоровительных режимов.

Подраздел программы – проблемы медицинской экологии, в котором здоровье рассматривается с учетом влияния факторов внешней среды.

Подраздел программы – психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей.

«Старт». Программа для инструкторов по физическому воспитанию детей 3–7 лет. Авторы: Л. В. Яковлева, инструктор по физическому воспитанию московского детского сада № 2213; Р. А. Юдина, член Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования Российской Федерации; К. Л. Михайлова, врач-ортопед, доктор медицинских наук, заведующая детской поликлиникой Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, 1996–1997, 2003 гг.

Цель программы – всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков. Обучение каждого ребенка умению самостоятельно оздоравливаться, закаливать себя, используя выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения, виды спорта. Совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях.

Задачи программы:

1. На основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка.

2. Выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого дошкольника к тому или иному виду спорта.

3. Сформировать у ребенка устойчивые навыки самоанализа результатов постановки последующей цели и достижения ее путем физической и духовной работы.

4. Через игровые формы обучения и создания развивающей среды осуществлять выполнение программ минимума и максимума.

5. Выработать устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в жизни.

6. Сформировать у ребенка устойчивые представления о здоровом образе жизни и выработать устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой его любимый вид спорта станет неотъемлемой частью.

7. Помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, природные способности.

Оздоровительная направленность программы заключена в следующих положениях:

– средства и методы систематизированы на основе медико-психологической диагностики, направлены на то, чтобы каждый ребенок нашел себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие;

– на основе взаимосвязи физического, психологического и интеллектуального развития разработаны разные типы занятий для всех возрастных групп;

– обеспечение безопасности занятий;

– обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его природных особенностей строится на принципе «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы минимум до программы максимум, независимо от возраста»;

– с целью развития творческих способностей детей особое место в программе уделено организации развивающей среды, развивающим играм;

– программа построена на утверждении П. Ф. Лесгафта: «Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соответствии с умственными знаниями, потому что вся однообразная деятельность утомляет человека и убивает в нем всякую самостоятельность. Вся тайна в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развертываться, все делать самому» (Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. С. 170–172);

– обучение детей связано с их физическим и психологическим состоянием;

– положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности;

– учет отклонений в физическом развитии ребенка;

– реализация системы закаливания и оздоровительно-профилактической работы, направленной на формирование правильной осанки и коррекцию ее нарушений;

– профилактика плоскостопия, косолапости, формирование нормальной стопы ребенка;

– обеспечение режима физических упражнений (нагрузок), в том числе и после болезни;

– проведение оздоровительно-профилактической и дыхательной гимнастик;

– выполнение упражнений на массажерах для укрепления мышц стопы;

– использование акробатических упражнений;

– обеспечение совместной работы инструктора и воспитателя вне занятий.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста». Авторы программы: Н. Н. Авдеева, кандидат психологических наук; О. Л. Князева, кандидат психологических наук; Р. Б. Стеркина, кандидат психологических наук, 1997 г.

Цель программы – обеспечение безопасности и здорового образа жизни. Стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Задачи программы:

научить ребенка понимать опасность в контактах с незнакомыми людьми;

– формировать дисциплинированное поведение и уважение к старшим;

– учить говорить «нет» при втягивании ребенка в опасную ситуацию;

– учить видеть, где могут возникнуть опасные ситуации;

– подбирать адекватные методы работы с детьми, чтобы не спровоцировать у них невротические реакции или страхи;

– донести до детей представления о взаимосвязи всех природных объектов;

– учить ухаживать за животными и растениями;

– знакомить детей с предметами быта, представляющими потенциальную опасность;

– формировать представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни;

– привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом;

– сообщение элементарных знаний о здоровье, болезнях, возбудителях инфекционных заболеваний;

– знакомить детей с правилами первой медицинской помощи;

– профилактика возникновения эмоционального дискомфорта;

– познакомить с правилами безопасного нахождения в городе.

Оздоровительная направленность программы реализуется через ее разделы:

1. Ребенок и другие люди. В рамках этого раздела детей обучают на доступных примерах из сказок и других литературных произведений тому, какие ситуации могут являться опасными для здоровья и жизни ребенка. Используется опора на собственный опыт ребенка.

2. Ребенок и природа. Детей знакомят с опасностями, которые подстерегают их в природе, с экологическими проблемами.

3. Ребенок дома. Детей знакомят с группами предметов домашнего быта, которые могут представлять опасность. Уместны прямые запреты самостоятельного использования опасных, угрожающих жизни и здоровью предметов детьми. Запреты дополняются объяснениями.

4. Здоровье ребенка. Ребенка обучают познавать свое тело, свой организм. Учат заботиться о них. Формируют ценности здорового образа жизни, представления о полезности физической активности, личной гигиены, о закаливании и оздоровительных мероприятиях. Обсуждают с детьми меры первой медицинской помощи в конкретных случаях.

5. Эмоциональное благополучие ребенка. Работа по этому разделу заключается в профилактике возникновения эмоционального дискомфорта, принимаются меры по созданию благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием, уважением, открытым и доброжелательным общением. Проводится профилактика конфликтных ситуаций. Создаются условия для совместных игр, согласованных действий. Детей учат осознанному восприятию своих чувств и желаний, умению выражать их соответствующим образом; учат понимать окружающих людей, оказывать помощь и взаимопомощь.

6. Ребенок на улицах города. В рамках этого раздела ведется работа по ознакомлению с правилами поведения в городе. Объясняют правила дорожного движения, дорожные знаки, знакомят со службой безопасного дорожного движения. Детей обучают правилам поведения в транспорте. Объясняют, что нужно предпринять, если они потерялись на улице. Рекомендуется поощрять детей за хорошие поступки.

Выделяются принципы работы по программе, имеющие основную значимость для охраны здоровья ребенка:

– принцип полноты заключается в том, что содержание программы должно быть реализовано по всем разделам;

– принцип системности предполагает проведение работы по программе целенаправленно, весь учебный год, при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;

– принцип сезонности предусматривает учет климатических и сезонных изменений для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;

– принцип учета условий городской и сельской местности;

– принцип возрастной адресованности, т. е. учет возрастных особенностей детей по усвоению материала программы;

– принцип интеграции – программа может реализовываться как самостоятельная парциальная, но может быть составной частью комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие различных видов деятельности. Работа по программе должна представлять собой целостный педагогический процесс;

– принцип координации деятельности педагогов по согласованию тематических планов;

– принцип преемственности, предполагающий взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения, семьи.

«Здоровье с детства». Автор программы – Т. С. Казаковцева, кандидат педагогических наук, доцент ВятГГУ, г. Киров, 1997 г.

Цель программы – разностороннее и гармоничное развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, разнообразное развитие движений и физических качеств, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни на основе валеологических знаний.

Программа направлена на формирование валеологической культуры дошкольника как культуры здоровья, культуры здорового образа жизни, культуры движений.

Младший дошкольный возраст (дети 3–5 лет).

Цель работы: обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разносторонних движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.

Задачи программы оздоровительной направленности:

1. Охранять и укреплять здоровье детей путем использования соответствующих методов обучения и воспитания, применения разнообразных оздоровительных средств, приемлемых для детей 3–5 лет, путем соблюдения гигиенических норм.

2. Обеспечивать на данном этапе гармоничное физическое развитие посредством рационального питания, режима двигательной активности, использования физических упражнений на основе учета индивидуальных особенностей детей.

3. Совершенствовать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной систем путем использования соответствующих упражнений, организации режима двигательной активности, рационального питания, использования традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств.

4. Повышать уровень работоспособности организма ребенка посредством чередования разнообразных видов деятельности и обеспечения достаточной двигательной активности.

5. Повышать сопротивляемость организма и устойчивость его к различным заболеваниям адекватными возрасту средствами закаливания и лечебно-профилактическими мероприятиями.

6. Формировать опорно-двигательный аппарат: укреплять различные группы мышц, формировать и укреплять изгибы позвоночника, своды стопы, укреплять суставной аппарат путем использования специальных упражнений (на осанку, корригирующих, для формирования свода стопы, для разных групп мышц).

Задачи образовательной направленности:

1. Формировать представления о ЗОЖ и физической культуре на основе специальных знаний.

2. Формировать двигательные умения и навыки в основных и спортивных упражнениях.

3. Развивать физические качества.

4. Формировать правильную осанку и своды стопы.

5. Развивать двигательное творчество.

6. Формировать личность ребенка и умение управлять своим поведением.

7. Содействовать познавательному развитию.

8. Содействовать социальному развитию, формируя нравственное поведение.

9. Содействовать эстетическому развитию.

Старший дошкольный возраст. Дети 5–7 лет.

Цель работы – укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, формируя потребность в физическом совершенстве. Формировать привычки и потребности в ЗОЖ.

Задачи оздоровительной направленности:

1. Охранять и укреплять здоровье детей путем использования соответствующих возрасту оздоровительных средств и методов их применения.

2. Обеспечить соответствующее возрасту и индивидуальным особенностям полноценное и гармоничное физическое развитие.

3. Развивать и совершенствовать функции всех органов и систем организма, улучшая их адаптационные и резервные возможности.

4. Повышать уровень работоспособности организма ребенка путем сочетания и чередования различных видов деятельности и различных по интенсивности физических нагрузок.

5. Формировать опорно-двигательный аппарат ребенка, развивать и укреплять различные группы мышц.

6. Повышать сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, повышать устойчивость к различным заболеваниям разнообразными, подходящими ребенку видами закаливания и лечебно-профилактическими мероприятиями.

Задачи образовательной направленности:

1. Продолжать формировать у детей представления о здоровом образе жизни и значении физической культуры.

2. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

3. Продолжать развивать физические качества.

4. Формировать понимание основных характеристик физических упражнений.

5. Формировать понимание техники выполнения физических упражнений.

6. Продолжать развивать творчество детей в применении физических упражнений.

7. Формировать правильную осанку и своды стопы.

8. Формировать потребности и привычки в ЗОЖ и физическом совершенствовании.

9. Продолжать формировать личность ребенка.

10. Продолжать формировать умение управлять своим поведением в подвижных играх и физических упражнениях.

11. Продолжать содействовать познавательному развитию ребенка.

12. Развивать речь ребенка на основе знаний о физической культуре и ЗОЖ.

13. Осуществлять сенсорное развитие.

14. Содействовать социальному развитию ребенка. Формировать нравственное поведение и поведение, исключающее травматизм.

15. Развивать сопереживание, сочувствие, желание помогать друг другу. Развивать уверенность в себе, настойчивость, волю, смелость, решительность. Формировать желание быть здоровым.

16. Формировать простейшие трудовые умения в процессе занятий физической культурой.

17. Содействовать эстетическому развитию.


Оздоровительная направленность программы реализуется в шести разделах.

I раздел – «Я – человек». Направления раздела представлены диагностикой здоровья ребенка и его физического развития; определением типологических особенностей ребенка и уровня нервно-психического развития; исследованием уровня физической подготовленности; изучением окружающей ребенка среды; изучением тем в рамках этого раздела. Предложены темы: «Как беречь свое здоровье», «Как я устроен», «Я и мои родители».

II раздел – «Правила гигиены» – реализуется через следующие направления: рекомендуемый летний и зимний режим дня; работу по формированию гигиенических привычек, закаливание, организацию питания, профилактические процедуры, упражнения и массаж для органов и систем организма, психогигиенические мероприятия и упражнения. Предложено изучение следующих тем: «Для чего нужен режим дня», «Я живу по режиму», «Режим дня и здоровье», «Для чего нужно мыться», «Чтобы зубы не болели», «Твои друзья – расческа и платок», «Я – закаляюсь», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Как нужно одеваться», «Правила ухода за одеждой», «Какая еда полезна для человека», «Еда повседневная и праздничная», «Из чего состоит наша пища», «Гигиена питания», «Культура еды – основа здоровья», «Как уберечь себя от болезни», «Заболел – лечись у врача».

III раздел – «Движения» – реализуется через следующие направления: рекомендуемый двигательный режим (летний и зимний), формирование двигательных навыков, развитие физических качеств, формирование правильной осанки и сводов стопы, расширение объема знаний о физических упражнениях. Детей следует знакомить с названиями упражнений, историей появления того или иного упражнения, для чего оно необходимо, что оно укрепляет, как безопасно заниматься физическими упражнениями.

IV раздел – «Вредные привычки» – реализуется через такие направления: выявление наличия или отсутствия вредных привычек у близких для ребенка людей, совместная работа с родителями: «День без вредных привычек», беседы с детьми, чтение литературы, проведение игр «В страну здоровья». Детям сообщаются знания об ущербе, который наносят вредные привычки организму.

V раздел – «Береги себя» – реализуется в таких направлениях: разбор опасностей на примере литературы, фильмов с поиском мер спасения; проведение игр по типу «что можно, а что нельзя», обучение детей мерам первой помощи.

VI раздел – «Я – хороший человек». Направления раздела: на примерах литературных героев или героев из фильмов показывать связь между хорошими поступками и здоровьем и, наоборот, между плохими поступками и болезнями; проводить специальные упражнения по выбору здоровых поступков и поведения в целом; проводить дни, праздники: «Счастливых и здоровых», «День хороших поступков», «День добрых слов», «День улыбки» и т. д.

«Воспитание здорового ребенка». Автор программы – М. Д. Маханева, заведующая Детским центром-прогимназией № 117 «Улыбка» (ОАО «ГАЗ»), г. Нижний Новгород, 1998 г.

Цель программы – обеспечение здоровья ребенка, организация здорового образа жизни.

Задачи программы:

– охрана и укрепление здоровья детей;

– формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

– развитие физических качеств;

– создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

– воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечение физического и психического благополучия.

Оздоровительная направленность программы заключена в триаде здоровья:

– рациональный режим,

– закаливание;

– движение.

Для успешного решения задач рекомендуется использовать следующие средства физического воспитания: гигиенические факторы (режим, гигиена одежды и помещения, рациональное питание); закаливание (в повседневной жизни, специальные закаливающие меры); физические упражнения (утренняя гимнастика, плавание, развивающие игры, спортивные игры, физкультурные занятия).

Большое значение придается организации оздоровительной и лечебно-профилактической работы; укладу жизни ребенка; профессиональной подготовке педагогов.

Обеспечение здоровья ребенка путем содружества медицины и педагогики, медико-педагогического контроля. Физическое воспитание детей рекомендуется строить с учетом физической подготовленности детей и имеющихся у них отклонений в состоянии здоровья.

«Здравствуй!». Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. Автор – М. Л. Лазарев, заведующий лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительный член Академии педагогических и социальных наук, национальный координатор Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья ВОЗ /ЕС / КЕС, 1997 г.

Цель программы – помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста и оздоровительную работу, направленную на формирование у детей мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Оздоровительная направленность программы выражается в работе по ее разделам:

Часть I. Теория валеологии.

1.Теоретическое обоснование программы.

2. Концепция открытой школы здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow