Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
• время пребывания на воздухе в течение дня;
• продолжительность и кратность сна;
• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;
• выполнение гигиенических процедур.
Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.
Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.
Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития.
Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый - адекватная физическая подвижность; вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.