Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия

на школьника учебно-воспитательного процесса.

  Классы   Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной неделе, ч
3 - летняя начальная школа
1-3  
4 - летняя начальная школа
   
2 - 4  
   
   
   
8 - 9  
10 - 11  

Обязательное число учебных часов в неделю нарастает от 1-го к 11-му классу с 18 до 32 ч.

Большое психогигиеническое значение имеет правильная организация учебной недели. Многочисленные исследования недельной динамики работоспособности учащихся позволили выявить дни недели, характеризующиеся оптимальными показателями.

В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Наиболее продуктивны в этом отношении вторник и среда. С четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе. Наиболее выраженное утомление учеников почти во всех классах чаще отмечается в пятницу, последующий подъем работоспособности в субботу обусловлен положительным эмоциональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как «конечный порыв».

Наиболее трудные и утомительные для каждого возраста предметы следует располагать в расписании уроков в дни недели, характеризующиеся высокой работоспособностью.

При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий. Недоучет этого положения приводит к неравномерной нагрузке школьников домашними заданиями в разные дни недели.

В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов (таблица 1.11 и 1.12).

Таблица 1.11.

Шкала трудности предметов для младших школьников.

Предмет Балл
Математика  
Русский (национальный) язык  
Природоведение  
Русская (национальная) литература  
История (4-й класс)  
Рисование и музыка  
Труд  
Физическая культура  

Таблица 1.12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: