Звуко-буквенный анализ слов

Работа по таблице (слайд 5)

Сопоставление букв и звуков украинского и русского языков

V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Речевая разминка (слайд 4)

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Физкультминутка

Учитель выразительно читает текст.

Работа в группах

Повторение словарных слов (по выбору учителя)

Каллиграфическая минутка (по выбору учителя)

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Класс объединяется в три группы:

1-я группа — слова с буквой и;

2-я группа — слова с буквой ы;

3-я группа — слова с буквой о.

Собака, лиса, молоко, моря, рыба, лист, сыр, рис, бык, кора, мир, сын.

4. Работа над текстом «В лесу»

— Вспомните правила устного высказывания.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали ягоды и грибы. Грибы они клали в лукошко, а ягоды — в корзинку. Вдруг загремел гром. Солнце скрылось. Небо затянули тучи. Ветер пригибал деревья к земле. Начался крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь прекратился. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

— Какой заголовок к этому произведению вы подобрали бы?

— Кто главные герои этого произведения?

— Зачем мальчики пошли в лес?

— Что с ними случилось?

— Где ребята нашли укрытие?

— Чем всё закончилось?

— Что означает слово лукошко? (слайд 3)

Лукошко — ручная корзина из лыка и прутьев.

Лыко — кора молодых лиственных деревьев, состоящая из нескольких слоев, которые можно разделять на полоски для плетения.

Корзина — плетёное изделие из прутьев для переноски и хранения различных продуктов.

Мы идем охотиться на льва! (Уверенный ход по кругу).

Н е боимся мы никого! (Движения руками возражения).

Ой, а это что? Это болото! Дави! Дави! Дави!

(Ход высоко поднимая колени).

Ой, а это что? Это море! Буль! Буль! Буль! (Имитация плавания).

Ой, а это что? Это поле! Туп! Туп! Туп! (Громкое топотание).

Ой, а это что? Такой большой! (Показывают, какой).

Такой пушистый! (Показывают руками, будто поглаживая).

Ой, так это же лев!

(Показывают, как испугались. Дальше движения повторяются)

Побежали домой! Через|из-за| поля! Туп! Туп!

Через|из-за| моря! Буль! Буль! Буль!

Через|из-за| болото! Дави! Дави! Дави!

Побежали домой! Двери закрыли|затворяют|! Какие мы молодцы!

Какие мы храбры! (Показывают мимикой).

Похвалим себя! (Поглаживают себя по голове).

Ме-ме-ме — светлячки видны во тьме.

Не-не-не — пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре — носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле — стоит чашка на столе.

Се-се-се — на уроке будут все.

Ке-ке-ке — вижу домик вдалеке.

Те-те-те — закипел суп на плите.

Ве-ве-ве — васильки растут в траве.

— Какая буква чаще повторялась?

— Сегодня на уроке мы пополним свои знания про букву е и звуки, которые она обозначает. Будем учиться читать и писать слова с этой буквой.

Українська мова Русский язык
е — [е] е [е] [йе] м е тро син є є нот э — [э] е [э] [йэ] э льф л е то е ль
= О — О

лето — 4 б., 4 зв., 2 сл.

= О =

ель — 3 б., 4 зв., 1 сл.

— Что можем сказать о звуковом значении буквы е в первом слове лето? (Обозначает один звук [э] и смягчает предыдущий согласный.)

— Что можем сказать о звуковом значении буквы е в слове ель? (Обозначает два звука [йэ].)

Вывод: если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э] и смягчает этот согласный; если она стоит в начале слова или после гласного, то она обозначает два звука [йэ].

— Но если буква е стоит в безударном слоге, она обозначает звуки [йи] или [и], и сейчас мы в этом убедимся.

2. Работа над скороговоркой (страница 37, упражнение 106)

Чтение и заучивание скороговорки.

— Какая буква повторялась чаще всего?

— Назовите слова с этой буквой из скороговорки. (Еле-еле, ель, Егор, себе)

— Произнесите слово себе. Какой звук слышится в безударном слоге се? ([и])

— Почему слово Егор написано с большой буквы?

3. Работа по таблице (страница 37, упражнение 107)

— Какие звуки обозначает буква е?

4. Работа в тетради (страница 37, упражнение 108)

— Какой звук обозначает буква е в каждом слове?

— Запишите слова в три столбика.

Предмет Действие Признак
победа дела река ездить еловый

— Со словом победа составьте предложение.

5. Работа в парах (страница 37, упражнение 109)

6. Игра «Где буква е?» (слайди 6 - 16)

Учитель демонстрирует рисунки. Если в слове есть буква е, вывешивает их на доске; если нет — кладёт на стол. (Енот, лиса, медведь, гриб, корова, лес.ель, петух, верблюд, мальчик, девочка)

— Проанализируем, какой звук обозначает буква е в каждом слове?

— Выполните звуко-буквенный анализ слов:

= О — О —

енот — 4 б., 5 зв., 2 сл.

= О — О —

петух — 5 б., 5 зв., 2 сл.

— Почему в слове енот букв меньше, чем звуков?

7. Работа над стихотворением (страница 37, упражнение 110)

— Выразительно прочитайте стихотворение, обращая внимание на произношение слов с буквой е.

— Назовите слова с буквой е из текста стихотворения.

— Назовите имена мальчика и девочки — героев стихотворения.

— Какое условие Ева поставила Емеле?

(Можно выучить стихотворение наизусть — по усмотрению учителя.)

8. Работа в тетради (страница 38, упражнение 111)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: