Картография конфликта

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

«КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ»

Тема 1. Конфликт, его структура, динамика, типология. Понятие «конфликтного поведения»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о конфликте.

2. Классификация конфликтов.

3. Причины возникновения конфликтов.

4. Динамика конфликта. Основные периоды и этапы в развитии конфликта.

5. Двойственный характер функций конфликта.

6. Понятие конфликта в педагогике.

Терминологический тезаурус: конфликт, необходимые и достаточные условия возникновения конфликта, стороны конфликта, мотивы конфликта, предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, позиции конфликтующих сторон, оппоненты, причины конфликтов, инцидент, проблемная ситуация, ролевой конфликт, оценка интересов в конфликте, стратегия, трудная ситуация, эскалация конфликта, поведение конфликтное, конфликт педагогический.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите объект и предмет конфликтологии.

2. Что изучает конфликтология? Выделите сходство и различия в объекте и предмете конфликтологии.

3. Разведите понятия «конфликт» и «конфликтное поведение». Проиллюстрируйте сказанное примерами.

4. Поясните понятие «педагогический конфликт». Приведите примеры конфликтов в педагогической деятельности.

Литература: [2], [6], [8], [16], [34], [37], [38].

Практическое задание 1.

Картография конфликта

1. Составьте карту конфликтной ситуации.

2. Спрогнозируйте варианты дальнейшего развития ситуации в зависимости от действий учителя.

3. Выберите наиболее оптимальный стиль конфликтного поведения для учителя в данной ситуации, предложите конкретные способы его реализации.

Одним из методов анализа конфликтной ситуации является составление карты конфликта (см. ниже). Карта дает четкое отображение того, как элементы конфликта располагаются по отношению друг к другу. Ее ценность состоит в систематизации проблемы, в выявлении скрытых нужд и опасений участников. Осознание конфликтной ситуации через составление карты позволяет предотвратить развитие конфликта в неприемлемой форме. Карту можно составлять самому, с вашим партнером по конфликту или с целой группой. Карта конфликта составляется в три этапа.

1. Определить проблему заявлением общего характера.

2. Опознать и назвать главных участников.

3. Определить, каковы нужды и опасения каждого участника или группы.

При чтении карты необходимо найти новую информацию и новое понимание проблемы, общую базу и общие взгляды. Обратите особое внимание на главные вопросы и опознайте элементы, которые могут быть положены в основу взаимовыгодного решения конфликтной ситуации. На основе полученной информации выберите наиболее приемлемый вариант решения рассматриваемой проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: