Особенности питания студентов вузов, осваивающих педагогические основы

Студенты, осваивающие педагогические основы, относятся к числу лиц занятых умственным трудом. Число их как у нас в стране, так и за рубежом растет, это следствие воздействия научно-технического прогресса, вызвавшего изменения структуры работающего человека. В настоящее время каждый четвертый занят умственным трудом, который характеризуется минимальной физической нагрузкой, ненормированным рабочим днем и высоким нервно -эмонациональным напряжением.

У данной категории студентов велика нагрузка на психоэмоциональную сферу, что может вызвать неблагоприятные сдвиги в деятельности центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, в процессах обмена веществ. Это приводит к развитию утомляемости и снижению работоспособности. Усиливается выделение адренолина, кортикостероидов, повышается содержание в крови холестерина, триглецеридов, глюкозы. Наряду с недостаточностью физической нагрузки это способствует развитию атеросклероза.

Рацион питания должен иметь антисклеротическую, липотропную и антистрессовую направленность для оптимизации обмена жиров, снижения уровня холестерина в крови, обеспечения оптимальных условий для нормального функционирования нервной системы.

Студентам следует питаться 2-4 раза в сутки. При этом основную калорийность рациона следует реализовать в первой половине дня. Энергетическая ценность составляет около 2400-2500 ккал в сутки.

Общую калорийность рациона целесообразно покрывать следующим образом: за счет углеводов – 1300-1400 ккал, за счет жиров – 650-700 и за счет белков 400-450 ккал, что соответствует примерно содержанию в рационе 100-115г белков, 70-80г жиров и 300-350г углеводов (из них на долю свободных сахаров должно приходиться не более 15% общего количества, а на долю сложных углеводов – не менее 70-80%, так как клетка головного мозга в качестве источника питания предпочитают глюкозу, основным поставщиком которых являются эти вещества.

Интенсивная деятельность нервных клеток вызывает увеличение расходования белков и водорастворимых витаминов, в связи с чем потребность в витаминах С и группы В повышается на 25-30%.

Основными источниками полноценных белков должны быть продукты животного происхождения. На их долю должно приходиться 50-60%, желательно, чтобы примерно половину из них составляли молочные белки.

С учетом большой нагрузки на органы зрения важное значение имеет снабжение рациона питания студентов источниками витамина А и В каротина, которые восстанавливают нарушенные функции органов зрения (молоко, сыры, яичный желток, морковь, перец сладкий, хурма, зеленый горошек и т.д.), С, который укрепляет стенки сосудов глазного дна, предотвращая кровоизлияние в сетчатку (шпинат, капуста, яблоки, морковь, цитрусовые и т.д.), группы В, которые предотвращают преждевременное старение сетчатки глаза (бобовые, свекла, нежирное мясо и рыба и т.д.).

Предотвращает компьютерный зрительный синдром и лютеин, мощный антиоксидант, содержащийся в хурме, кукурузе, перце сладком, шпинате и т.д.

Для реализации обмена холестерина и профилактики атеросклероза необходимо включать в рацион питания источники липотропных веществ (аминокислоты летицин, метионин, лизин), т.е. гречневую и овсяную крупу, куриное мясо, творог, сыр, морскую капусту, свежую зелень и овощи и т.д.

Сбалансированность пищевого рациона предусматривает содержание кальция (молоко и молочные продукты), магния (гречневая крупа, бобовые, яйцо, мучные изделия), железа (овсяные крупы, петрушка, томаты, яблоки, печень свиная и говяжья и т.д.), которые участвуют в пластических процессах (в построении костей скелета, клеток нервной системы), активизируют функции желез внутренней секреции, участвуют в поддержании кислотно-щелочного равновесия в организме, в белковом и водно-солевом обмене

Поваренная соль способствует задержке в организме воды и продуктов обмена веществ, поэтому следует ограничить ее количество или потреблять продукты, богатые калием, улучшающей выведение этих веществ (картофель, кабачки, свекла, овсяная крупа, сухофрукты, особенно курага и изюм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: