1 полугодие - 2 ч х 16 нед.= 32ч
2 полугодие - 2 ч х 17 нед.= 34ч
1 часть (10 часов). Биология - наука о жизни. Живое и неживое. Способы получения знаний о живых существах.
Использование наблюдения и чтения для получения информации о каком-либо живом существе. Выбор живого существа для составления его натуралистического описания. Составление плана исследования.
Данные о поведении разных живых существ. Сравнение. Описание. Фиксация проблем.
Данные о местообитании разных живых существ. Ареал. Работа с картами. Условия жизни живых существ. Фиксация проблем.
Питание разных живых существ. Фиксация проблем (в частности, проблемы питания растений).
Взаимосвязь живых существ с другими. Пищевые цепи. Фиксация проблем.
Рост и развитие живых существ. Фиксация проблем
Предварительная классификация живых обитателей Земли и выяснение возможных критериев классификации живых существ.
2 часть. Конструктивная биология.
1. Граница между организмом и средой. Внутренняя и внешняя среда организма.
|
|
Разнообразие "границ" между организмом и средой у живых существ Земли (Простейшие. Растения. Животные). Водные и наземные организмы. Два варианта существования: одноклеточные и многоклеточные (2 часа).
2. Питание животного организма. Преобразование энергии. Связь дыхания и питания (5 часов).
Питание, дыхание и выделение простейших (на примере амебы).
Две противоречащие друг другу функции "оболочки": защита от среды и связь со средой. Одноклеточные: проницаемость мембран, непроницаемость клеточных стенок (4 часа).
3. Многоклеточные организмы - необходимость специальных систем, обеспечивающих транспорт (передвижение веществ по организму) и выделение. Понятие системы органов и органа. Многоклеточные: дифференциация функций отдельных клеток многоклеточного организма. Понятие ткани (12 часов).
4. Эволюция пищеварительной, дыхательной, транспортной и выделительной систем у животных (от беспозвоночных к позвоночным, от низших позвоночных к высшим) (6 часов).
Пищеварение у человека. Дыхание человека. Кровеносная система человека. Выделение у человека. Покровы тела человека. Защитная функция кожи (6 часов).
5. Растительный организм. Проблема питания растений. Эксперименты Ван Гельмонта, Пристли, Шееле, Ингенхауза, Соссюра, Мальпиги и Грю.
Взаимосвязь систем растительного организма. Питание, дыхание, выделение и транспорт у растений. Понятие многофункциональности. Эволюция систем растительного организма. Органы цветковых растений (15 часов)
6. Организм гриба. Питание, дыхание, транспорт и выделение у грибов (2 часа)
7. Особенности клеток одноклеточных организмов, грибов, растений и животных (2 часа)
Заключительный проект: "Несуществующее животное и несуществующее растение".