Экспериментальный курс естествознания VI-VII классов

"РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВИДИМОМ И НЕВИДИМОМ".

ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ

АВТОРЫ: ВЫСОЦКАЯ Елена Викторовна, канд. психол. н., ст.н.с. ПИ РАО; РЕХТМАН Ия Владимировна, учитель химии Пятьдесят Седьмой Школы, асп. каф.психол. МПГУ; ВАСИЛЬЕВА Татьяна Владимировна, учитель естествознания и химии экспериментальной школы N 91 РАО.

ОБЬЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В основу экспериментального курса "Размышления о видимом и невидимом (молекулярно-кинетическая интерпретация явлений)" для школьников VI-VII классов положена гипотеза о специфическом строении предметно - содержательной дискуссии и особом содержании учебно-исследовательской деятельности младших школьников при введении начальных физических и химических понятий о строении и превращениях веществ.

Курс планируется и реализуется как "деятельностная пропедевтика" содержания понятий, где развитие понятия представлено системой задач на опосредствование содержания предметно-практических действий самих детей и может быть освоено детьми в ходе коллективной исследовательской деятельности.

Особенностью начальных представлений и понятий, необходимых для успешного "вхождения" детей в данную область знаний (понятие о частицах, составляющих вещества, представление об их различном взаимном притяжении для разных веществ, представление о различном характере и скорости (энергии) движения частиц и т.п., из которых принято исходить при построении обьяснения состояния и превращений веществ с точки зрения молекулярно - кинетической теории), является принципиальная невозможность их непосредственного соотнесения с практическим манипулированием веществами и представлениями, ориентирующими такую практику.

Система практически-предметных ситуаций, в которых работают дети, строится с учетом последовательного освоения различных компонентов данной понятийной системы (от молекулярно - кинетического моделирования агрегатных состояний к моделированию механизмов химических превращений) и представляет собой базовую среду развертывания учебно-исследовательской деятельности в отношении содержания понятий.

Практическое развертывание этих ситуаций создает учебную среду поддержки практико-познавательных действий, осуществление которых дает детям возможность опробовать возникающие понятийные ориентиры и освоить обобщенные способы ориентировки в содержании химической задачи.

Логико-содержательное развертывание понятий в этой среде в основном представлено единой схемой:

- проблематизация нового содержания, появляющегося в развитии предметно-практической ситуации (функционально определяемое как "недостающее средство");

- одновременное (параллельное) определение этого "недостающего звена" "по известному содержанию" и в отношении "требуемого преобразования" и целенаправленный поиск его "атрибутов";

- связывание найденных "атрибутов" созданием нового "модельного обьекта", преобразования которого позволяют прогнозировать состояние и развитие предметной ситуации.

- апробация нового средства, поиск новых способов и ограничений употребления;

- моделирование развития ситуации с учетом новых компонентов и построение прогнозов;

- определение "проблемной области" дальнейших исследований.

В содержании курса эта последовательность прорисовывается как в процессе освоения отдельного понятия, так и в отношении реализации самой этой схемы - от более абстрактного функционального "сопровождения" в начале до развернутого анализа компонентов и способов употребления в конце.

Развитие практически-предметной ситуации в целом отвечает этой схеме, с учетом представления в курсе компонентов обьективной ситуации взаимосвязи и развития естественных явлений, что косвенно задает общую логическую последовательность фрагментов курсов.

Первый концентр курса химии составляет введение в понятие "химический элемент", строящийся на осуществлении и моделировании взаимных превращений веществ, входящих в "генетический круг". Здесь же "строится" химическая формула, как обобщенная модель вещества, позволяющая вначале фиксировать, а затем и прогнозировать возможность осуществления с веществом заданных превращений. Описание превращений веществ с помощью "элементных" формул и "молекулярных схем" позволяет обьединить "описательные" и "обьяснительные" интерпретации наблюдаемых явлений, конкретизируя и разворачивая общие "понятийные" ориентировочные схемы для отдельных классов веществ и типов реакций.

Второй концентр - сфокусированный собственно на механизмах превращений - создают учебно-практические ситуации моделирования химических реакций и понимания возможностей их целенаправленного осуществления. Здесь изучаются реакции замещения и обмена с участием представителей основных классов химических соединений: простых веществ металлов и неметаллов, кислот, оснований, солей. Моделирование процессов превращений и формирование обобщенных теоретических представлений приводит к постановке проблемы анализа "внутренних" свойств составляющих вещества элементов, как свойств "атомов", составляющих "молекулы". Исследование химических превращений под действием электрического тока позволяет перейти к использованию представлений об "электрическом заряде" как элементе обьяснительной интерпретации направления химических реакций.

Дальнейшее изучение детьми предмета строится как переход от "деятельностной пропедевтики" (в которой осваивается в обобщенном виде проблематика целей и средств деятельностей, опосредующих "понимание" детьми общих принципов "обьяснения" физико-химического подхода к "веществу"), к "систематическому" курсу общей химии в VIII классе, начинающемуся со строения атома, в котором вводятся, анализируются и осваиваются современные "ответы" на сфокусированные пропедевтическим курсом проблемы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: