Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП

Содержание

1 Рабочая учебная программа дисциплины

1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП

1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности 031001.65 «Филология»

1.3 Структура курса

1.4 Содержание дисциплины

1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.5.1 Планы семинарских (практических) занятий и методические указания для студента

1.5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1.5.3 Перечень основной и дополнительной литературы

1.6 Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации студентов

2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

3 Методические рекомендации для преподавателя

4 Методические указания для студентов

Рабочая учебная программа дисциплины

Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП

Цель курса «История зарубежной литературы» - сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от античности до наших дней и фрагментарное представление о литературах других регионов мира.

Необходимость последовательного изучения античной литературы, зарубежной литературы средних веков, эпохи Возрождения, XVII-XVIII, XIX и XX веков предполагает чтение курса в течение 8 семестров и предусматривает в среднем в неделю 2 часа лекционных или 2 часа практических занятий и 50 % времени на самостоятельную работу студентов. Курс «История зарубежной литературы» разделяется на частные программы по истории зарубежной литературы различных этапов:

Курс античной литературы открывает историю всемирной (западноевропейской) литературы и традиционно изучается на первом курсе филологического факультета. Основные цели при изучении курса:

· составить представление о художественном своеобразии античной литературы и условиях ее формирования и развития;

· на материале курса обеспечить основу для понимания последующего многовекового литературного процесса;

· способствовать осознанию художественной самоценности античной литературы и культуры и значимости ее на современном этапе развития общества.

Для достижения указанных целей студентам необходимо решить следующие задачи:

1) ознакомиться с основным сводом античных мифологических сказаний и классическими произведениями античной литературы;

2) сформировать представления об историко-культурном контексте их возникновения и общих закономерностях развития литературного процесса в античную эпоху;

3) изучить закономерности возникновения трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

4) сформировать навыки работы с исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками;

усвоить основные теоретические понятия, необходимые для понимания античной литературы и культуры в целом.

Курс зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения строится на материале литератур Европы и охватывает огромный отрезок времени с периода поздней античности до начала XVII века.

Цель курса – сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о европейской литературе от начала нашей эры до начала XVII века.

Задачи курса:

· изложить основы историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса, научить студентов применять названный метод в процессе изучения как первых этапов развития европейской литературы, так и последующих;

· дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития Европы, о высших достижениях зарубежной литературы, имеющих непреходящее значение;

· обучать основам анализа произведений писателей средневековья и Возрождения.

Курс «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» позволяет говорить о начале европейской цивилизации, отличной от античной, и рассмотреть на литературных примерах специфику больших эпох и периодов. Материал курса предполагает освещение своеобразия средневекового и ренессансного мироощущения, характеристику направлений и жанров литературы как определенной художественной системы, осмысление возникающих элементов художественного мышления последующих эпох, формирующихся принципов психологизма, историзма и других черт современной литературы.

Большое внимание в процессе постижения средневековой и ренессансной литературы следует уделить чтению текстов и анализу произведений, составляющих вершины человеческой культуры, расширению культурного тезауруса студентов.

Содержание курса разработано в соответствии с программой В.А.Лукова (История зарубежной литературы / Под ред. М.И.Никола. – 2-е изд., испр.. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С.33-54).

Курс «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков» предполагает дальнейшее изучение европейского историко-литературного процесса, знакомство с деятельностью выдающихся писателей периода, который характеризуется назреванием и проведением первых буржуазных революций в Англии, Франции.

Цель изучения курса – сформировать у студентов систему знаний о западноевропейской литературе XVII-XVIII веков.

Задачи курса:

· рассмотреть наиболее важные черты зарубежных литератур XVII-XVIII веков;

· проанализировать национальное своеобразие литературных процессов в различных странах Европы;

· выявить наиболее существенные особенности художественного мастерства крупнейших зарубежных писателей этого времени.

При изучении зарубежной литературы XVII-XVIII веков важно учитывать, во-первых, самостоятельную эстетическую ценность, неповторимое своеобразие памятников литературы: великих произведений Лопе де Веги, Корнеля, Расина, Мольера, Мильтона, Дефо, Свифта, Вольтера, Дидро, Руссо, Шиллера, Гете – и во-вторых, значение достижений литературы классицизма, барокко, основных художественных направлений эпохи Просвещения для последующего развития духовной культуры человечества.

Содержание курса разработано в соответствии с программой В.А.Лукова (см.: История зарубежной литературы / Под ред. М.И.Никола. – М.:Флинта: Наука, 2001. – С. 57-66).

Курс романтизма стран Западной Европы и Америки освещает одну из основополагающих систем мировой литературы. С одной стороны, романтизм XIX века – это наиболее полное выражение романтического мировосприятия, которое, как и реалистическое, было присуще человечеству с момента осознания им самого себя; с другой стороны, романтизм начала XIX века – художественная система, включающая в себя, кроме литературы, философию, юриспруденцию, экономику, музыку, живопись, архитектуру и пр. При изучении данного курса особое внимание обращается на единство истоков всего романтического движения и вместе с тем на национальные различия. Сущность понятия «мировая литература» на этом этапе ее развития проявляет себя с полной отчетливостью в процессе развития и взаимодействия европейской и американской литератур.

Цель изучения курса: усвоение актуальных сведений по теории и истории литературы периода романтизма, важных в стилистическом и идейном отношении.

Задачи курса:

· знакомство с художественным своеобразием романтической литературы и условиями ее формирования и развития;

· установление связей западноевропейского и русского романтизма;

· соотнесение романтизма в литературе с национальным искусством (живописью и музыкой).

Изучение нового цикла значительно усложняется, что объясняется переходом на данном этапе от учебного к научному подходу в анализе мирового литературного процесса.

Содержание курса разработано в соответствии с программой Г.Н.Храповицкой и Н.Г.Калинниковой (см.: История зарубежной литературы / Под ред. М.И.Никола. – М.:Флинта: Наука, 2001. – С.71-80).

Курс западноевропейского реализма охватывает период с начала 1830-х годов до начала 1870-х годов и традиционно рассматривается на двух этапах своего развития – реализм первой и второй половины XIX века. В каждом этапе характеризуются его эстетическое своеобразие и типологическая общность реалистической системы, но особый акцент сделан на преемственности этапов.

Цель изучения курса – дать проблемное рассмотрение историко-литературного материала в свете сквозных, системообразующих аспектов реалистической эстетики: родовая поэтика, романный жанр, диалектика реалистического характера на разных уровнях типизации (тип – характер), проблема соотношения социально-исторического, психологического и вечных нравственных начал в реалистическом воспроизведении мира и человека.

Достижение указанной цели возможно при успешном решении следующих задач:

· сознательное усвоение наиболее важных общих закономерностей развития реализма в зарубежных литературах;

· постижение национальной специфики реалистического искусства на примере двух стран - Франции и Англии;

· ознакомление с индивидуальным своеобразием художественного мастерства самых значительных писателей этой эпохи.

Реализм XIX века исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать (как это делал романтизм) общечеловеческие, глобальные явления в психике и мироздании – как уже сложившиеся и вневременные. Изучение истории и теории реализма предполагает проведение постоянных аналогий и противопоставлений реализма и романтизма, выявление общих черт и различий реализма XVIII века – рационалистического, вскрывающего общее, и реализма XIX века, обращающегося и к общему, и к индивидуальному.

Реализм в целом тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий, поэтому основным ее жанром становится роман (социальный, социально-психологический, реже – роман воспитания). Драма на этом этапе менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи. Значительные изменения претерпевает поэзия, все большее значение приобретает форма стиха, усиливаются мистические черты за счет использования вторых планов и подтекста. Поэзия лишается риторики, наполняется необычным, шокирующим.

Самым значительным явлением в литературе данного периода является французский реализм. Его эстетика складывается в «Предисловии к «Человеческой комедии» и в «Этюде о Бейле» Бальзака, в работах Стендаля «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская», в предисловии П.Мериме к роману «Хроника времен Карла IX» и главе VIII из этого романа. В указанных работах содержится обоснование главного принципа отражения в реализме, законы воспроизведения реального мира, представление о связях человека и общества, предмет изображения, формы воспроизведения действительности, указание на специфику стиля и роль автора. Этап Флобера вносит изменения в принципы отражения действительности – объективность вместо авторского комментария и скептицизм.

Английская литература отличается своим нонконформизмом, идеями морали, проводимыми через все сюжетные ходы и характеры, демократичностью персонажей по сравнению с французским типом литературы. Особого внимания требует эволюция жанра романа Диккенса: роль сказочного начала, переход от юмора к сатире, авторская концепция о реально существующей, но не замечаемой людьми связи во всем, что определяет появление предчувствий, тайны, неожиданных узнаваний, счастливых концовок. Этап Теккерея следует соотнести с этапом Флобера. В концепции мира и характера у Теккерея особого внимания заслуживает предисловие к романам «Ньюкомы» и «История Пенденниса», где автор представляет свое отношение к развитию мира и человека, роли интриги в романе.

Содержание курса разработано в соответствии с программой Г.Н.Храповицкой, Н.Г.Калинниковой (История зарубежной литературы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 «Филология» / Под ред В.А.Лукова. – М.: Флинта: Наука, 1999 – С.93-99).

Конец XIX - начало XX вв. – переходная историко-культурная эпоха. Изучение литератур переходных эпох позволяет отчетливее выявить динамику литературного процесса.

Своеобразие эпохи рубежа XIX – XX вв. определяется образами «конца века», «кризиса цивилизации», «переоценки ценностей», наблюдается несовпадение исторических и литературных границ, ее «неправильное» пространство. Литературные стили данного периода (натурализм, реализм, символизм) характеризуются несинхронным развитием, в значительной степени им свойственны неклассичность, символичность. Ведущей культурологической эмблемой эпохи становится декаданс, который является символом переходности, парадоксальности культуры, разрывающейся между прошлым («конец») и будущим («начало»).

Цель изучения курса – открыть не вполне известный рубеж веков, попытавшись приблизить писателей к самим себе и духу их времени, к установленным ими самими требованиям литературного мастерства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

· показать внутреннюю противоречивость, диалогичность, и синтетичность литературного процесса «рубежа веков»;

· на основе художественного словаря эпохи рассмотреть типологию ее литературных стилей;

· соотнести данную типологию с творчеством крупнейших писателей, давших этим стилям в своих произведениях оригинальное прочтение;

· показать, что за каждой категорией исторической поэтики стоят, во-первых, смысл, крайне гибкий, разнообразный, подвижный; а во-вторых, реальные писательские усилия, борьба художника с самим собой за оправдание творчества.

Материал курса отбирался в соответствии со следующими принципами:

· представление основных, наиболее зрелых на рубеже XIX – XX вв. национальных культур: французской, английской, немецкой, американской;

· рассмотрение самых значительных для рубежа веков литературных направлений, течений и школ (натурализм, символизм, реализм, неоромантизм, эстетизм и др.) в лице их крупнейших представителей;

· демонстрация характерного для эпохи рубежа веков разнообразия литературных жанров: натуралистический роман-фреска (Э.Золя «Жерминаль»), новеллы Ги де Мопассана и Т.Манна, драматическая философская поэма («Пер Гюнт» Г.Ибсена), драма-дискуссия («Дом, где разбиваются сердца» Б.Шоу), статичная драма («Слепые» Метерлинка) и др.

· рассмотрение литературного произведения в литературном контексте.

Содержание курса разработано в соответствии с программой В.П.Трыкова (История зарубежной литературы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 «Филология» / Под ред В.А.Лукова. – М.: Флинта: Наука, 1999 – С.112-119).

Курс зарубежной литературы ХХ века завершает образовательный процесс по предмету «История зарубежной литературы». Своеобразие курса состоит в том, что предметом изучения становятся как факты и события, уже прошедшие этап эстетического осмысления, так и те, которые еще нуждаются в этом.

Цель изучения курса – подведение итогов и освоение наиболее существенных явлений современного литературного процесса.

З адачи курса:

· воссоздание максимально точного социокультурного и историко-литературного контекста ХХ столетия;

· рассмотрение вопросов преемственности художественных традиций предшествующих эпох, своеобразия их осмысления и усвоения в ХХ веке, путей развития и обогащения;

· знакомство с художественными текстами, литературно-критическим, эпистолярным, публицистическим и мемуарным наследием зарубежных писателей для формирования адекватного представления об историко-литературном процессе ХХ столетия.

В курсе выделены два периода, рассматриваемые в целостности и неразрывной связи: первый охватывает 1910-1940-е, второй – 1950-1990-е годы. Изучение историко-литературного процесса опирается на анализ культурной и социально-политической ситуации в мире, с одной стороны, отмеченной процессами дегуманизации, и, с другой – поисками общественно-нравственных ценностей, противопоставляемых кризисным явлениям.

Период 1910-1940 гг. рассматривается как первый этап становления и развития нового художественного мышления и нового поэтического языка, утверждающихся в модернизме. В центре внимания при этом должно быть многообразие форм и проявлений модернизма в литературе, проблемы генезиса данного явления, его эволюция, выявление общих закономерностей и национальной специфики. Однако всесторонний анализ модернизма не исключает изучение альтернативных явлений литературного процесса первой половины ХХ века, знакомства с творчеством писателей иных эстетических взглядов.

Проблемы постмодернизма рассматриваются в рамках периода 1950-1990-х годов. Постмодернизм представлен как комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений, формирующихся на протяжении второй половины ХХ века. В ходе анализа произведений постмодернистов усваиваются такие понятия, как «интертекстуальность», «мир как текст», «авторская маска», «кризис авторитетов», «метарассказ».

Выбор имен определяется необходимостью охарактеризовать основные литературные направления и течения эпохи, а подбор произведений дает представление об альтернативности литературных явлений.

Содержательная основа курса разработана в соответствии с программой Н.С.Гребенниковой (см.: Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 10-61).

Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности 031001.65 «Филология»

Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым студентами в процессе изучения курса:

· знать особенности литературного процесса Западной Европы и США в культурном контексте рассматриваемых эпох;

· понимать национальную специфику западноевропейской (итальянской, немецкой и нидерландской, французской, английской, испанской) и, начиная с Х1Х в., американской литературы

· уметь устанавливать межнациональные литературные связи (особенно с русской литературой);

· уметь анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания, относящиеся к разным жанрам;

· уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу;

· уметь самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе;

· в процессе изучения романтической литературы научиться видеть романтический идеал, романтического героя, символику романтического произведения, уметь выявлять специфику романтической иронии, понимать специфику жанра «фрагментов»; представлять специфику жанра романтического исторического романа, романа-мифа, романтической поэмы, философской романтической драмы;

· в ходе освоения реалистической литературы Х1Х века обратить внимание на названия реалистических романов и связь их с проблематикой, эволюцию персонажа под воздействием внешних обстоятельств; выделять специфику и роль описания портрета и предметного мира, характер наблюдений автора над рождением мысли персонажа, устанавливать связь психологизма Стендаля, Бальзака, Мериме с романтическим типом психологизма.

· представлять специфику жанров романов первой и второй половины Х1Х века, знать особенности поэтического творчества на данном этапе;

· владеть основными сведениями о биографиях крупнейших писателей изучаемого периода, знать их основные теоретические работы.

· видеть динамику литературного процесса на синхроническом и диахроническом уровнях;

· приобрести навыки ведения дискуссии по проблемам курса;

· на заключительном этапе изучения курса свободно владеть историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, уметь связывать теоретические знания с историко-литературными фактами;

· знать программные документы изучаемого периода, отражающие сложные эстетические искания писателей различных стран и направлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: