Для успешного повседневного руководства работой курсанта следователю, за которым будут закреплены курсанты, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием программы стажировки и оказать каждому курсанту методическую помощь в составлении индивидуального плана ее прохождения.
Руководителю практики необходимо в течение всего времени ее проведения: изучить личные и деловые качества курсантов, воспитывать их в духе любви к избранной профессии, неуклонного соблюдения законности и добросовестного отношения к труду; контролировать соблюдение курсантом служебной дисциплины, выполнение распорядка дня; помогать стажеру в вопросах, вызывающих затруднения; осуществлять ежедневный контроль за его работой.
Программа практики предусматривает, с одной стороны, изучение курсантами особенностей и сложившейся практики возбуждения и расследования уголовных дел, организации деятельности следователя, изучение уголовных дел, приобретение навыков организатора расследования преступлений, а с другой - выполнение функциональных обязанностей помощника следователя.
Руководителю практики необходимо на начальном этапе ее прохождения предоставить курсантам возможность ознакомления с организацией работы следователя и следственного подразделения, уголовными делами, находящимися в их производстве, а также с особенностями и сложившейся практикой возбуждения и расследования уголовных дел различных категорий. Обычно курсантам для выполнения этих работ требуется два - четыре рабочих дня.
Первое время курсант должен совместно со следователем заниматься выполнением отдельных процессуальных и следственных действий. В начале следует детально ознакомить каждого курсанта с особенностями делопроизводства, общими вопросами расследования преступлений, предоставив возможность участия в работе следователя по:
- получению и принятию руководителем практики к своему производству уголовных дел, возбужденных другим следователем в дежурные сутки либо руководителем следственного органа;
- проверке следователем – руководителем практики поступивших заявлений и сообщений о преступлениях и проведению им предварительной их проверки;
- возбуждению самим руководителем практики уголовных дел и принятии их к своему производству либо направлению по подследственности (подсудности);
- планированию работы следователя и контролем исполнения;
- работе в системе учета и отчетности.
В дальнейшем, в зависимости от теоретической и практической подготовленности каждого курсанта, руководитель практики может привлечь курсанта для самостоятельного рассмотрения заявления и сообщения о совершенном преступлении и принять в установленный законом срок решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела (о передаче материалов проверки по подведомственности). В необходимых случаях курсанты под контролем руководителя выезжают на место происшествия и на основе требования уголовно-процессуального закона производят осмотр с применением криминалистической техники; составляют протоколы, планы, схемы, изготавливают фотоснимки, слепки, оттиски следов; планируют расследование уголовного дела в целом и производство отдельных следственных действий; определяют пути и способы целесообразной организации следствия в соответствии с требованиями закона и с учетом конкретной специфики расследуемого события.
Далее курсанты, с учетом их подготовленности могут привлекаться к производству неотложных следственных и иных процессуальных действий: производят допросы, обыски, выемки, следственные эксперименты, предъявление для опознания и др.; обеспечивают участие защитника; решают вопрос о необходимости и времени назначения экспертиз; знакомят обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта; в случаях, предусмотренных законом, признают лиц потерпевшими, гражданскими истцами, привлекают в качестве гражданских ответчиков, разъясняют им или их представителям их права и обязанности; принимают меры к возмещению материального вреда или возможной конфискации имущества; выносят мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявляют обвинение и допрашивают в качестве обвиняемого; решают вопрос об избрании, изменении или отмене меры пресечения; в предусмотренном законом порядке знакомят участников процесса с материалами уголовного дела и рассматривают заявленные ими ходатайства; знакомятся с порядком продления сроков расследования и содержания обвиняемых под стражей, оформляют при этом необходимые процессуальные документы; при наличии оснований, указанных в УПК РФ, приостанавливают предварительное следствие, организуют розыск обвиняемого, а равно установление лица, совершившего преступление; признав предварительное следствие законченным, принимают одно из следующих решений: о направлении дела с обвинительным заключением в суд, о прекращении дела либо направлении его в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
В ходе работы, проводимой курсантом, рекомендуется наблюдать за проведением им указанных действий, а по их окончании проводить краткие обсуждения работы курсанта, отмечая замеченные положительные моменты и обращая внимание на недостатки. Необходимо выявлять и учитывать его способности и склонности к расследованию той или иной категории дел, предоставляя курсанту возможности работы над уголовными делами различных категорий. Следует обращать внимание на правильность составления курсантом процессуальных документов.
При выявлении у курсантов пробелов в теоретической и практической подготовке руководителю практики рекомендуется своевременно оказывать необходимую помощь в их устранении.
Руководителю практики необходимо контролировать участие курсантов во всех мероприятиях, проводимых по плану общественно-государственной, служебной, боевой и физической подготовки органа внутренних дел.
На завершающей стадии практики ее руководитель контролирует своевременность подготовки курсантом отчетов о проделанной работе, а затем за один-два дня до окончания практики составляет в отношении каждого курсанта проект заключения о выполнении программы практики.
В проекте заключения рекомендуется отразить следующие данные: качество выполнения программы практики и индивидуального плана; содержание работ, выполненных курсантом самостоятельно, либо под руководством следователя; виды служб и подразделений, с организацией работы которых ознакомился практикант; качество знаний уголовного и уголовно-процессуального закона, ведомственных нормативных актов; краткий перечень работы, выполненной курсантом на практике; особенности и примеры проявления деловых качеств практиканта (был ли активен, творчески ли подходил к решению различных вопросов или проявлял пассивность, невнимание и пр.); способность практиканта устанавливать корректные взаимоотношения с сотрудниками органа внутренних дел, других служб и ведомств, участниками уголовного процесса; степень дисциплинированности и исполнительности курсанта в период прохождения практики; общий и культурный уровень развития курсанта, его моральные и деловые качества.
Необходимо также указать, достаточными ли оказались знания курсанта для выполнения программы практики, в решении каких практических вопросов у него имеются пробелы; какие личные качества и морально-психологические особенности курсанта способствовали или препятствовали успешному выполнению программы практики, а также полностью ли выполнена эта программа (если нет, то каковы причины невыполнения).
Руководитель практики оказывает методическую помощь курсантам при их подготовке к итоговому совещанию по результатам прохождения практики, проводимому в оперативном подразделении.
При выступлении на этом совещании руководителю практики рекомендуется кратко охарактеризовать и оценить результаты работы каждого курсанта.
Руководитель практики может подготавливать предложения об улучшении теоретического и практического обучения курсанта и направлять их в письменном виде в учебный отдел вуза.