1. Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: Текст в тексте у Борхеса // в сб.: Текст в тексте: Труды по знаковым системам. – Тарту, 1981.
2. Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л.Борхеса // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М., 1988.
3. Фейен Дж. Неоднозначности в поисках симметрии: Борхес и другие // Узоры симметрии. – М.,1980.
4. Ямпольский М.Б. Метафора Борхеса //Латинская Америка. -1989. - № 6.
Семинар № 7. «Сто лет одиночества» Г.Г.Маркеса – обобщение латиноамериканской жизни в метафорической форме.
1. Понятие «магического реализма» в творчестве писателя. Отражение историко-культурной самобытности Латинской Америки в творчестве писателя.
2. «Сто лет одиночества» как обобщение судьбы латиноамериканского континента. Национальная мифологема одиночества. Эпопея о роде, переживающем трагедию одиночки.
3. Основные сюжетные линии романа, мифосхемы, мифообразы. Мотив земли Макондо как мотив земли обетованной. Способы моделирования пространства.
4. Родовые и общечеловеческие закономерности в хронике жизни 6 поколений Буэндиа.
|
|
5. Проблематика романа: родовая замкнутость, любовь и брак; личность и цивилизация, технический прогресс; биологическое, материальное и духовное в развитии личности; смена поколений и цивилизаций.
Тематика рефератов, сообщений, докладов
1. Комическое и трагическое, возвышенное и низменное в романе Маркеса «Сто лет одиночества».
2. Реализация «магического реализма» и «необарокко» в творчестве Маркеса и Карпентьера.
Критические работы
1. Земсков Н.Г. Маркес. – М., 1989.
2.Кутейщикова В.Н и др. Новый латиноамериканский роман. – М., 1983
3. Писатели Латинской Америки о литературе. – М., 1982.
4. Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988.
5. Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1988.
Семинар № 8. Кавабата Ясунари – выразитель сути японского мышления.
1. Кавабата – классик японской литературы:
· эстетические принципы писателя, проблематика его основных произведений;
· связь поэтической прозы Кавабата с национальной традицией японской литературы;
· анализ текста Нобелевской речи писателя.
2. Анализ рассказа «Голос бамбука, цветок персика»:
· структура рассказа;
· основные идеи, их образное воплощение;
· красота и значение обыденного;
· человек и природа; философский характер рассказа.
3. Рассказ «Цереус»:
· основные повествовательные уровни: явное и скрытое, очевидное и подразумеваемое;
· приемы создания атмосферы повествования.
4. Своеобразие художественного мастерства Кавабата как выразителя сути японского мышления.