1. Горбунов А.Н. Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. – М., 1974.
2. Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов. – М., 1982.
3. Лидский Ю.Я. Скотт Фицджеральд: Творчество. – Киев, 1982.
Часть 2 (1950-1990гг.)
Семестр
Семинар № 1 Защита нравственных ценностей, разума и истины в творчестве А.Камю
1. Эволюция взглядов и творчества: от «Мифа о Сизифе» и «Постороннего» к роману «Чума» и эссе «Бунтующий человек».
2. Роман «Посторонний». Метафизический и социальный смысл смысл произведения. Образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда. Отсутствие социальной мотивировки в поведении Мерсо. Реализация смыслов заглавия в художественной структуре текста.
3. Роман «Чума». Социальный и метафизический смысл базовой метафоры романа. Конкретно-историческое содержание образа чумы. Многовариантность выбора (Рие, Паклю, Тарру, Рамбер). Абсурд и его преодоление идеей человеческой солидарности. Особенности жанра романа-хроники.
4. Логика абсурда в драме «Калигула».
5. Духовные искания западной интеллигенции в повести «Падение»
|
|
Тематика рефератов, сообщений, докладов
1. Нравственно-философский кодекс А.Камю.
2. Ключевые метафоры в романах «Посторонний» и «Чума» А.Камю.
3. Концепция абсурдизма и образ Мерсо в романе А.Камю «Посторонний»
4. А.Камю и Ф.М.Достоевский.
Критические работы
Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». – М.; 1973.
Великовский С.И. В поисках утраченного смысла: Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. – М., 1973.
Луков В.А. Альбер Камю: хроника жизни и творчества // В кн.: Камю А. Сочинения. – М., 1989.
Шервашидзе В.В. Альбер Камю: Путь к роману «Посторонний». – Сухуми, 1988
Семинар № 2 Г.Гессе. Роман «Степной волк»: модель мира и человека.
1. Факторы, повлиявшие на становление личности Г.Гессе.
2. Путь Гессе к роману «Степной волк» и место произведения в творчестве писателя. Значение статей о русской литературе и сборника «Кризис» в создании романа. Автобиографический фактор и его роль в создании произведения.
3. Композиция романа. Модель мира большого и мира малого, приемы их представления, формы взаимодействия. Мир культуры и его функция в произведении
4. Степной волк: типология образа. Место его в системе действующих лиц произведения. Приемы построения характера.
5. Жанровая природа романа.
Тематика рефератов, сообщений, докладов
1. Русская литература в оценке Г.Гессе.
2. Г. Гессе о книге и литературе.
3. Искусство и мир в произведениях Т.Манна и Г.Гессе.