Методические рекомендации для преподавателя

Курс «Античная литература» открывает для студента историю всемирной (прежде всего западноевропейской) литературы и традиционно изучается на первом году обучения в первом семестре.

Сложность изучения данной дисциплины обусловлена тем, что обучающимся явно не достает знаний из области древней истории, древних языков, нелегко продвигается чтение художественных текстов. Изучение курса также сопровождается сложным процессом адаптации к вузовскому обучению.

Преподаватель также испытывает немалые трудности: он вынужден считаться с отведенным объемом учебного времени, заставляющим выбирать из многообразного материала явления первостепенной значимости. ВУ его задачу входит также установление связей с параллельно читаемыми курсами (введением в литературоведение, историей русской литературы и др.), а также обозначение перспективных связей с предстоящими в учебном процессе курсами (философия, риторика и пр.)

Серьезную проблему представляет для преподавателя планирование курса, распределение материала по лекционным и практическим занятиям.

Выделим основные разделы античного литературного и культурного наследия, нуждающиеся в первостепенном рассмотрении.

Освоение курса начинается с изучения темы «Античная мифология», предполагающей освещение понятий миф и мифология, установление связи мифа с особенностями родоплеменного общества, изложение основных этапов эволюции мифологических представлений с особым выделением «олимпийской мифологии». Изучение темы целесообразно осуществлять как на лекционных, так и на практических занятиях. Кроме того, при изучении многих конкретных тем («Гомеровский эпос», «Древнегреческая трагедия» и др.) появляется возможность расширения и углубления мифологических представлений, а также их интерпретаций, как в античную, так и в последующие эпохи. Основная часть литературного курса должна представлять историю возникновения и развития трех литературных родов и их главных форм. Эпос представлен произведениями древнегреческой литературы – Гомера, Гесиода, Аполлония Родосского, и римской литературы – Вергилия. В каждом тексте важно обнаружение как родовых эпических черт, так и выявление самобытного характера произведений названных авторов.

Древнегреческая лирика должна быть представлена в основных своих видах (декламационная, вокальная – сольная и хоровая) с выделением наиболее ярких авторов: Архилох, Солон, Сапфо, Алкей, Анакреонт, Пиндар), с освещением явлений, ставших в лирике основой для последующих традиций.

При рассмотрении процесса становления трех литературных родов необходимо проследить преемственность в их развитии

Изучение древнегреческой драмы становится важным этапом освоения курса как на лекционных, так и на практических занятиях. Происхождение драмы, ее структура и сюжетостроение, устройство древнегреческого театра и театральных представлений, творчество Эсхила, Софокла и Еврипида с выделением вклада каждого в развитие жанра трагедии, рассмотрение наиболее ярких образов, созданных названными авторами – все это входит в программу изучения данного раздела.

Особого внимания заслуживает аристотелевское учение о драме (понимание трагедии и катарсиса), позволяющее лучше усвоить эстетические установки античного театра.

Вслед за трагедией рассматривается комедия, генетически с ней связанная и дошедшая преимущественно в текстах Аристофана. При изучении аристофановских комедий целесообразно выделить среди них наиболее актуальные.

Рассмотрение вслед за драмой древнегреческой прозы позволяет ощутить более широкое понятие «литература» применительно к античной культурной эпохе. Изучение темы «Древнегреческая проза» носит обзорный характер: историография, ораторское искусство, философия – с более подробным рассмотрением последней, представленной творениями Платона и Аристотеля.

Философский аспект, заявленный при изучении древнегреческой прозы, должен получить значимое продолжение при рассмотрении литературы эллинистического периода. В лице Зенона, Эпикура и Антисфена раскрываются одни из самых долговечных философских течений: стоицизм, эпикуреизм, кинизм. Важно подчеркнуть, что на этом этапе развития достижения древнегреческой культуры распространяются далеко за пределы балканского мира, захватывая области Азии, Африки и Италии.

При изучении римской литературы важно сохранить разумный баланс при характеристике ее преемственного характера и раскрытия самобытных достижений культуры.

В курсе необходимо не только установление связей греческой и римской литературы, но и обозначение восприятия явлений как той, так и другой русской культурой преимущественно XIX-XX вв.

Поздняя римская литература, так же, как и греческая, требует усиления культурологического и религиозно-философского аспекта. Так при рассмотрении творчества Сенеки его морально-философские сочинения не менее важны, чем трагедии, поскольку они ярко характеризуют особенности римского стоицизма, обусловленные назреванием кризиса римской цивилизации. При изучении последнего периода римской литературы особенно важно обозначить проникновение и распространение христианских идей, унаследованных средневековым искусством, для которого они станут связующими нитями с культурой прошлого.

Материал курса предполагает общее размышление о судьбе античной цивилизации: рассмотрению подлежат существующие версии об основаниях ее необычайного расцвета, закономерностях развития, причинах упадка, значимости для культуры последующих веков и современности.

Курс «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» изучается на первом году обучения во втором семестре.

Сложность изучения курса сопряжена с несколькими обстоятельствами: 1) временная дистанцированность; 2) необходимость освоения произведений иноязычных культур; 3) ознакомление с различными концепциями строения мироздания и разными пантеонами богов многих племен и народов, населявших Европу в период утверждения христианского взгляда на мир.

К тому же освоение курса предполагает знакомство с актуальными проблемами литературоведения. Именно с изучением средневековой культуры связаны вопросы о том, что такое литература, как и с чего начинается литературный процесс, Какие явления словесного творчества относятся собственно к литературным, что такое авторство и т.д.

Помимо освоения литературоведческих проблем студентам предстоит знакомство с новейшими подходами к изучению средневековой истории и культуры, изысканиями историков и культурологов в этой области, необходимыми для того, чтобы получить представления о взглядах средневекового человека на мир, что необходимо для восприятия произведения словесного творчества в историко-культурном контексте.

В курсе важно познакомить студентов с сутью спора историков и литературоведов о правомочности выделения Возрождения в отдельную эпоху.

Раздел курса, посвященный эпохе Возрождения, должен раскрыть новое наполнение понятий доблесть, человеческое достоинство, а также продемонстрировать развитие таких «магистральных сюжетов» эпохи, как Божественное испытание человека Властью, Знанием и Любовью, поиск человеком грани между Добром и Злом, способов борьбы со злом, дьявольского испытания человека властью золота.

В курсе важно сформировать представления об исторической поэтике, познакомить с основными жанрами средневековой литературы и их законами, что послужит базой для дальнейшего выстраивания курса Истории литературы как жанровой истории, или истории взаимодействия жанров, что принципиально важно для освоения творчества таких мастеров Возрождения как Шекспир и Сервантес.

Курс «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.» приходится на 3 семестр (второй год обучения), поэтому роль чисто методических элементов, способствующих пробуждению интереса студентов к занятиям (таких как театрализация, инсценирование фрагментов текста, создание проблемных ситуаций, блиц-опросы, организация «мозговых атак» и т.д.), еще очень велика. Сохраняет свое методическое значение и развернутое резюме преподавателя в конце занятия.

В ходе изучения данного курса студенты продолжают знакомиться с особенностями развития литературного процесса в новых исторических условиях назревания и проведения первых буржуазных революций.

Важно показать студентам, что традиционное рассмотрение зарубежной литературы XVII века как явления, предшествовавшего эпохе Просвещения, сменилось новым, благодаря исследованиям последних десятилетий. Студенты должны осознать, что XVII век имеет свои отличительные особенности, в том числе и стилевые. Именно XVII век надолго определил развитие основных художественных систем того времени – классицизма, барокко, реализма. Просветители во многом опирались на опыт своих предшественников в разработке этических понятий (чести, разума, соотношения чувства и долга и т.д.). Особого разъяснения требует вопрос о распространении и утверждении в XVII веке принципиально нового типа мышления – буржуазного. Студентам предстоит осмыслить сущность формирующейся буржуазной этики, эстетики, активно развивающейся философии.

Студентам важно в процессе изучения курса усвоить, что основной движущей силой литературного процесса XVII века была оппозиция двух генеральных направлений – классицизма и барокко, а в XVIII веке одну сторону этой оппозиции составляла просветительская литература, т.е. совокупность просветительского классицизма, просветительского реализма и сентиментализма, а другую – литература рококо.

Курс «Зарубежная литература XIX века. Романтизм», изучаемый в 4 семестре, освещает одну из основополагающих систем мировой литературы. В данном курсе важно обратить особое внимание на то, что романтизм XIX века включал в себя, кроме литературы, философию, юриспруденцию, экономику, музыку, живопись, архитектуру и пр. Студентам предстоит осознать, единство всего романтического движения и вместе с тем уяснить национальные различия.

После общей обзорной темы детального рассмотрения требует тема «Немецкий романтизм», тесно связанная с философией и глубоко теоретически разработанная; следует показать, что именно немецкий романтизм оказал особое воздействие на другие европейские романтические системы.

Изучение английского романтизма предполагает ознакомление, прежде всего, с поэзией этого литературного направления, оказавшейся основным типом творчества в стране. Английская литература этого периода оказала огромное воздействие на мировую литературу в основном благодаря творчеству Байрона. Поэтому особо должны быть отмечены концепция личности байроновского героя и два типа созданных им поэм.

Изучение французского романтизма немыслимо без уяснения его тесной связи с революциями 1789, 1830 и 1848 гг. Этим определяется во многом его обращенность к истории своей страны, но истории не только социальной, но и духовной. Необходимо обратить внимание также на рождение во Франции романтической драмы, на полемику в ней с классицизмом.

Тема «Американский романтизм» предполагает ознакомление со спецификой периодизации, спецификой восприятия европейского опыта и складывающимся своеобразием национальной литературы на английском языке. Необходимо показать своеобразие как американской поэзии, так и американского романа, важно обратить внимание на специфическое двоемирие американского романтизма.

Курс «История зарубежной литературы XIX века. Реализм» приходится на третий год обучения и изучается в пятом семестре.

В первой обзорной лекции следует уделить внимание культурно-историческим предпосылкам и основам реалистического искусства (сочинения экономистов Англии, историков Франции, труды естествоиспытателей). Важно указать на связь и различие реализма XVIII века – рационалистического, вскрывающего общее, и реализма XIX века, обращающегося и к общему, и к индивидуальному.

В ходе изучения курса студенты должны осознать, как реалисты создают «историзм настоящего», изображают социально-временные условия формирования личности, социально-этические причины, влияющие на ее изменение.

Важно подробно рассмотреть жанровое своеобразие реалистической литературы: роман как основной жанр и его разновидности (социальный, социально-психологический, роман воспитания и пр.), неразвитость драмы, возникновение интеллектуальной поэзии.

В центре внимания должны оказаться значительные явления в литературе данного периода: творчество французских (Ф.Стендаль, О де Бальзак, П.Мериме, Г.Флобер, Ш.Бодлер) и английских реалистов (Ч.Диккенс и У.Теккерей).

При анализе немецкой литературы требуют тщательного изучения основы эстетики Гегеля, специфика романтических и реалистических тенденций в поэзии Г.Гейне, а также сочетание исторических, мифологических и современных тем в немецкой драматургии, в которой закладываются основы реалистической драмы конца XIX века.

Курс «История зарубежной литературы конца XIX - начала XX вв.» приходится на шестой семестр.

Данный раздел в общем курсе истории зарубежной литературы призван показать своеобразие переходной историко-культурной эпохи, выявить эстетическую специфику литературного процесса «рубежа веков», познакомить с широким спектром литературных явлений, относящихся к различным направлениям, течениям, школам.

Сложность, противоречивость литературного процесса данного периода требует от преподавателя в отборе материала придерживаться определенных принципов: представление наиболее зрелых национальных культур; рассмотрение значительных для рубежа веков направлений, течений и школ; демонстрацию характерного для эпохи разнообразия литературных жанров, рассмотрение литературного произведения в широком культурно-историческом контексте.

Важно в процессе чтения курса показать не только специфику литературного процесса на рубеже XIX-XX вв., но и преемственность по отношению к литературе предшествующего периода (Бальзак в оценке Золя, Парнасские традиции в творчестве поэтов-символистов, Уайльд и прерафаэлиты)

Рассмотрение литературного процесса в историко-культурном контексте требует введения не только исторических фактов, но и некоторых сведений из смежных областей культуры (живопись экспрессионистов и импрессионистов, философия позитивизма и пр.)

Следует уделить внимание русско-зарубежным литературным связям, выявляя значение русской литературы для литературного процесса в европейских странах и отмечая там, где оно имело место, обратное воздействие художественных открытий западноевропейских писателей на русскую литературу.

Необходимость преодоления европоцентризма предполагает включение в курс разделов по славянским литературам (польская – Г.Сенкевич), литературе Индии (Р.Тагор), США (М.Твен, О.Генри, Д.Лондон, Т.Драйзер).

Курс «История зарубежной литературы ХХ века» изучается на 4 курсе в течение 7 и 8 семестров. На первое полугодие традиционно приходится рассмотрение в основном европейской и американской литературы 1910-1940-х годов, а на второе полугодие изучение мировой литературы 1950-1990-х годов.

Этот курс призван завершить образовательный процесс по сквозной дисциплине «История зарубежной литературы», нацелен на подведение итогов и освоение наиболее существенных явлений современного литературного процесса.

Реализация программы курса должна предполагать как изложение материала по персоналиям, так и обзор основных литературных явлений в их движении. Поскольку курс охватывает явления живого литературного процесса, в нем должна присутствовать возможность для варьирования, предоставляемая на усмотрение преподавателя.

Рассмотрение историко-литературного процесса должно опираться на анализ культурной и социально-политической ситуации в мире. Приоритетной задачей курса следует считать воссоздание максимально точного социокультурного и историко-литературного контекста ХХ столетия.

Период 1910-1945 годов важно рассмотреть как первый этап становления и развития нового художественного мышления и нового поэтического языка, утверждающихся в модернизме (М.Пруст, Дж.Джойс, В.Вульф, Т.С.Элиот). Важным представляется также рассмотрение вопросов преемственности художественных традиций предшествующих эпох, своеобразия их осмысления и усвоения в ХХ веке, путей развития и обогащения. Следует обратить внимание на то, что отличительной чертой литературного процесса первой половины столетия было тяготение к синтезу различных видов искусств.

В лекциях и на практических занятиях по второму разделу курса (1946-1990-е годы) при освещении литературного процесса в период существования и противостояния различных общественно-политических укладов, в условиях «постиндустриального общества» и господства современных средств информации, активизации межлитературных связей и унификации читательских вкусов, специального рассмотрения заслуживает творчество многих писателей. Географическая карта зарубежной литературы не будет полной без включения в нее литератур стран Азии (мировую известность завоевывают японские писатели Кавабата Ясунари, Кобо Абэ), Латинской Америки (Маркес, Амаду, Борхес, Карпентьер, Кортасар). Постмодернизм и понятия постмодернизма целесообразно осветить при знакомстве с творчеством Эко, Борхеса, Фаулза, Кортасара, Барта.

Разговор о литературе ХХ века невозможен без внимания к вопросу о судьбе искусства слова в эпоху НТР, особенностях ее развития и функционирования. Обращение к этой дискуссионной теме весьма актуально. На занятиях студенты должны попытаться осмыслить, является ли художественный опыт писателей ХХ века обретением, открывающим новые горизонты, или же свидетельством кризиса искусства?

Как одна из особенностей культуры ХХ века должна трактоваться проблема исчезновения четких границ между научным и художественным познанием. Следует уделить внимание взаимодействию литературы и науки, литературы и философии, литературы и политики.

В процессе изучения курса важно также проследить процесс становления «элитарной» и «массовой» литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: