Рабочая программа

по дисциплине «История зарубежной литературы» для студентов очного отделения специальности «Филология»

Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.пед.н., доц. Каримова А.С. Практ. занятия: к.пед.н., доц.Каримова А.С.   Учебных часов: 50 В т.ч. лекций: 20 семинарских занятий: 12 самостоятельной работы: 18 в том числе КСР — 2 форма контроля: зачет – 2 семестр
№ п/п Тема и содержание Форма изучения материала (кол-во часов) Межпредметные связи Наглядные пособия Задания по самостоятель-ной работе Кол-во часов Формы контроля
лекции семина-ры
1. Введение. Цель и задачи курса. Б.И.Пуришев как создатель современного курса зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Определение понятий «средние века», «эпоха Возрождения», их происхождение и трансформация. Общая характеристика средневековой эпохи. Средневековая литература Европы – первая ступень развития европейской литературы. Переход от античности к средневековью.Традиционное представление о гибели античной культуры под натиском варваров. Внутренний кризис античной культуры6 мифологии, философии, социальных отношений; кризис античной литературы: эскейпизм и утрата общественно значимого содержания. Литература раннего христианства. Новый Завет как источник этой литературы. Патристика. Восточные и западные отцы церкви. Жизнь и труды Августина Блаженного. Судьба античного наследия в средние века. Латынь как связующая нить между античностью и средневековьем. Три линии развития литературы на латинском языке: светская поэзия и «Каролингское Возрождение», клерикальная литература, поэзия вагантов.     Античная литература, история, теория литературы, этика, эстетика, психология Образцы «гербов» Средневековья, разработан-ные студентами, текст «Исповеди» Аврелия Августина, стихотворения вагантов Подготовка к эвристической олимпиаде (в течение семестра)   Проведе-ние эвр. олимпиа-ды в конце семестра
2. Фольклор и литература. В.Я.Пропп и М.М.Бахтин об их отличии. Литература раннего Средневековья. Героический эпос, его характерные черты. Ирландский эпос (уладский цикл: отражение в нем эпохи его возникновения, воплощение в образе Кухулина идеала ирландцев), исландский эпос («Старшая Эдда» и эпический материал «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона. Мифологические дохристианские представления северных европейских народов), английская поэма «Беовульф», ее германское происхождение, поэтика памятника.     Фольклор, античная литературы, философия, история религии Тексты художест-венных произведе-ний, иллюстра-ции студентов к сагам уладского цикла Чтение фрагментов из ирландского и исландского эпоса по хрестоматии   Литературная викторина, тестирование
3. Литература зрелого Средневековья. Проблема соотношения фольклорного и литературного начал, проблема авторства памятников. Героический эпос: французский («Песнь о Роланде»: споры о происхождении и природе памятника, фольклорная трансформация исторического события в поэме, особенности художественного мира), испанский («Песнь о моем Сиде»: идея Реконкисты, образ Сида и его отражение в европейском искусстве), немецкий («Песнь о Нибелунгах», его поэтика). Куртуазная литература: лирика (Прованс, поэзия трубадуров, образ Прекрасной Дамы, приоритет темы любви, жанры поэзии трубадуров; поэзия труверов и миннезингеров) и роман (отличие от средневекового эпоса, понятие «авантюра», новая мотивация рыцарских подвигов, циклы средневековых романов). Городская литература, система жанров, своеобразие содержания Средневековая драматургия, жанровая система: литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, фарс.     устное народное творчество, история театрального искусства, история средних веков, культурология Тексты произведе-ний (героичес-кий эпос Германии, Франции, Испании). Чтение одной из эпических поэм (по выбору), ознакомление с образцами куртуазной, городской л-ры   Собеседование, тестирование
4. Литература Средневековья: героический эпос раннего средневековья, героический эпос развитого средневековья, куртуазная поэзия, средневековый рыцарский роман, городская литература средневековья, средневековая драматургия. (КОЛЛОКВИУМ)              
5. Литература Предвозрождения. Италия: жизнь и творчество Данте Алигьери; Англия: жизнь и творчество Дж.Чосера; Франция: творчество Ф.Вийона. Общая характеристика эпохи Возрождения. Отражение в понятии «Возрождение» представления об историческом развитии человечества Гуманизм – идеология Ренессанса. Обращение к античности, соединение античного антропоцентризма со средневековой идеей равенства Титаны Возрождения (живопись, архитектура, скульптура, литература).     Живопись, скульптура, архитектура, теория литературы, философия Энциклопе-дия искусств Знакомство с литературным наследием Леонардо да Винчи (притчи, стихи)   Конкурс чтецов
6. Данте – последний поэт Средневековья и первый поэт эпохи Возрождения Биография Данте Алигьери. «Новая жизнь» как первая европейская художественная автобиография и как комментированный поэтический цикл. Трактаты Данте «Об итальянском языке», «О монархии», «Пир». Отражение в их содержании и форме черт Предвозрождения. «Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Замысел поэмы, проблема жанра, роль мистических чисел в композиции поэмы и ее строфике. Четыре смысла «Божественной комедии»     Философия, история религии, теория литературы Произведе-ния Данте, портрет поэита Наизусть 2 сонета Данте, чтение «Божественной комедии» («Ад»)   Собеседование, конкурс чтецов
7. Раннее Возрождение в Италии и Гуманизм. Ф.Петрарка – первый европейский гуманист. Биография Петрарки, Его поэтическое новаторство в «Книге песен», лирической исповеди поэта, гуманистические занятия Петрарки. Дж.Боккаччо – создатель жанра новеллы. «Декамерон»: гуманистическая концепция мира и человека, оптимизм, комическое и трагическое, мозаическая композиция.     Философия, теория литературы, этика, эстетика Произведе-ния Боккаччо и Петрарки и их портреты Наизусть 2 сонета Петрарки, прочитать 10 новелл из «Декамерона»   Конкурсы чтецов и пересказчиков
8. Жизненный и творческий путь Петрарки и Боккаччо Биография Петрарки. «Книга песен»: образ Лауры в первой («На жизнь Лауры») и второй («На смерть Лауры») частях книги. Книга диалогов «О презрении к миру», раскрытие в ней душевных метаний Петрарки. Размышления о любви, славе, боге в трактате «О средствах против счастья и несчастья» и аллегорической поэме «Триумфы». Биография Боккаччо. Боккаччо – основоположник психологизма в европейской литературе (повесть «Фьяметта»). Боккаччо – создатель жанра новеллы («Декамерон»)     Теория литературы, философия,        
9. Северное Возрождение. Гуманизм в Германии и Нидерландах. Жизнь и творчество Эразма Роттердамского. Новый латинский перевод Библии, заложивший основы научной критики Библии. Крупнейшие памятники литературы Северного Возрождения: «Корабль дураков» С.Бранта, «Похвала Глупости» Э.Роттердамского, «Письма темных людей» У.Гуттена, К.Рубеана и Г.Буша, связь этих произведений с традициями народной смеховой культуры и гуманистическая сатира в них на современную действительность, церковников, схоластов. Деятельность Мартина Лютера и начало Реформации. Публицистика Лютера и Томаса Мюнцера. Народные книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте, последующее развитие образов этих книг в мировой литературе.     Теория литературы, философия, история религии, этика Произведе-ния С.Бранта и Э.Роттердамского Прочитать «Корабль дураков» Бранта или «Похвалу глупости» Роттердамского   Беседа по содержа-нию прочитан-ного
10. Возрождение во Франции. Периодизация французского Возрождения, итальянское влияние на раннем этапе. «Гептамерон» М.Наваррской. Жизнь и творчество Ф.Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», история его создания, связь с народной смеховой культурой. Система образов. Композиция, Гротеск в романе. Реабилитация плоти, свободное отношение к святыням. Раскованная стихия языка. Изложение теории гуманистического образования и воспитания. Отличие первых двух книг романа от последних трех. М.М.Бахтин о романе. Поэзия «Плеяды». Творчество П.Ронсара. Разработка жанров оды, гимна, французского сонета, введение «ронсаровой строфы» (aabccb). Мишель Монтень «Опыты» как синтез идей эпохи Возрождения. Особенности жанра эссе. Характер образности, композиционная свобода, афористичность Монтеня..     Медицина, философия, теория литературы, античная литература Текст произведе-ния Рабле «Гарг. и Пант.», портреты Рабле, поэтов «Плеяды», Монтеня Чтение романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»   Беседа по содержа-нию прочитан-ного
11. Исторические судьбы Испании и Португалии в 15-17 вв. Завершение Реконкисты. Объединение Испании. Господство Испании и Португалии на море. Завоевание Америки. Возрождение в Испании и Португалии. Литература 15 в. (Сантильяна, Манрикеи др.) Литература 16 в. (Жиль Висенте, Лопе де Руэда, Луис Камоэнс, Матео Алеман). Сервантес. Художественный мир романа «Дон Кихот». Статья И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Значение романа Сервантеса для дальнейшего развития жанра романа в мировой литературе.     Теория литературы, философия, история Портреты испанских писателей и поэтов Чтение романа Сервантеса «Дон Кихот»   Тестирование
12. Жизненный и творческий путь М.Сервантеса: биография писателя, общая характеристика творчества, роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». История создания, автор и герой, образы Санчо Пансы и Дульсинеи Тобосской, второй том романа, история его появления. Значение «Дон Кихота» для последующего развития жанра романа в мировой литературе.              
13. Возрождение в Англии. Ранний этап: Т.Мор «Утопия». Защита в книге социальной справедливости, изображение идеального общественного устройства. Развитие традиций Платона. «Утопия» Мора как источник жанра утопии в новой европейской литературе. Продолжение утопической традиции в романе Ф.Бэкона «Новая Атлантида». Высокое Возрождение в Англии: расцвет поэзии, создание кружка поэтов «Ареопаг» (Ф.Сидни, Э.Спенсер; английский ренессансный роман и ренессансная драматургия. У.Шекспир. Художественный мир Шекспира. Жанры шекспировской драматургии. Шекспироведение.     История мирового театра, теория литературы, история Портреты Т.Мора, У.Шекспирав\ф «Отелло»., «Король Лир», «Ромео и «Джульетта» Наизусть 2 сонета Шекспира, просмотр в\ф, чтение комедий и трагедий Шекспира   Блиц-викторина, тестирование, собеседо-вание
14. Жизненный и творческий путь Шекспира. Биография. Шекспир – поэт (поэмы, сонеты). Комедии Шекспира, их художественные особенности. «Великие трагедии» Шекспира: «Гамлет» (источники сюжета, характер конфликта, образ Гамлета, его трактовка у Гете, Белинского, Тургенева, Выготского, Пинского); «Отелло» (источники сюжета, характер конфликта, образ Отелло, тема ревности); «Король Лир» (эксперимент короля Лира, его мотивы, образы дочерей Лира, параллельная сюжетная линия – Глостер и его сыновья); «Макбет» (трансформация титанической личности в образе Макбета, образ леди Макбет, роль фантастического начала)     Теория литературы, история русской литературы, античная литература, философия   Инсценирова-ние фрагментов из произведений Шекспира   Просмотр инсценировок, анализ
15. Заключение в форме эвристической олимпиады              

Литература

Основная литература

.Осьмухина, О.Ю. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Осьмухина О. Ю. — М.: Флинта, 2010.— 318 с. —Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online".— ISBN 978-5-9765-0959-7.— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/69145/>.

2. Гиленсон, Борис Александрович. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Б. А. Гиленсон.— 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2008.— (Высшее профессиональное образование).— Электрон. версия печ. публикации.— Доступ возможен через Электронный читальный зал (ЭЧЗ).— <URL:https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn>.

Дополнительная литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: