Цели и функции государственного управления

Государство, его институты и структуры играют исключи­тельно важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики и XX в. и в первом десятилетии XXI столетия свидетельствует о чередовании периодов усиления, этих видов регулирования. Соответственно, в экономической теории и политике преобла­дала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономиче­ской теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до кон­ца 1970-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и ряд других экономических теорий, ставших наиболее влиятельными в 1980—1990-е гг.). В бывшем же СССР и большинстве социалистических стран государство опре­деляло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, исполь­зования административно-командных методов управления.

На современном этапе регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному секто­ру экономики усиливается во многих странах, что в основном обусловлено протекающим мировым финансово-экономическим кризисом.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и кон­тролирующего характера, осуществляемых государственными органами и организациями в целях обеспечения успешного социально-экономического развития страны. Конкретные его направления, формы, масштабы определяются стратегией и особенностями социально-экономического развития страны в дан­ный исторический период.

В зависимости от характера самого процесса воздействия государства на регулируемые объекты все множество методов государственного регулирования можно поделить на прямые и косвенные методы (см. схему ниже).


Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на хозяйственные субъекты. Они не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на обязательных для исполнения распоряжениях органов государственной власти, поэтому некоторые из них иногда называют директивными или административными.

Методы косвенного государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги рыночного хозяйства и оказывают влияние на экономические интересы хозяйственных субъектов. Данные методы часто определяют как экономические методы. Такая трактовка косвенных методов не отрицает того, что и прямые методы имеют экономическое содержание, если они служат решению задач роста экономи­ческой эффективности. Поэтому прямое противопоставление прямых и косвенных методов является неточным. Кроме того, следует учесть, что и косвенные методы облечены в административную форму: установление ставки налогов, патент и т.д.

Проблемы, связанные с несовершенством Государственного регулирования:

1. Возникновение дефицита и излишков.

2. Недостаток рыночных стимулов.

3. Недостаток информации.

4. Несовершенство политического процесса – практика лоббизма и контроллинга (торговля голосами), манипулирование порядком голосования, поиск политической ренты (какие-либо экономические выгоды).

5. Бюрократия и неэффективность.

6. Неспособность государства абсолютно, но точно предусматривать и соответственно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых им решений.

7. Изменение правительственной политики.

8. Отсутствие свободы выбора.

9. Присутствие временных лагов в политических процессах.

Выделяют следующие типы «провалов» государства:

– неэффективное государство (несовершенство информации);

– слабое государство (обратная реакция);

– неограниченное государство (сильное вмешательство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: